Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение финансового и управленческого учета, углубление теоретических знаний по данной теме, а также получение практических знаний и навыков работать с бухгалтерскими документами.
Для осуществления этой цели ставятся следующие задачи:
определение понятия бухгалтерский учет, рассмотрение его предмета, объектов, функций и т.д.;
выявление причин деления бухгалтерского учета на финансовый и управленческий;
рассмотрение концепции управленческого учета: его сущности, принципов, функций;
изучение сущности финансового учета, принципов его построения, целей и задач;
рассмотрение необходимости регулирования финансового учета;
сравнительная характеристика финансового и управленческого учета;
изучение взаимодействия двух подсистем бухгалтерского учета.
В ходе исследования данной темы использовались следующие методы: наблюдение, сравнение, описание, группировка, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД 5
ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА 5
1.1 Сущность бухгалтерского учета 5
1.2 Принципы бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему 7
2 МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ВЫДЕЛЕНИЯ 12
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА 12
ИЗ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 12
2.1 Концепция управленческого учета 14
2.2.1 Сущность и основные принципы управленческого учета 14
2.1.2 Функции управленческого учета 15
2.1.3 Управленческий учет в информационной системе предприятия 18
2.2 Сущность финансового учета 20
2.2.1 Отличительные черты финансового учета 20
2.2.2 Принципы финансового учета и отчетности 22
2.2.3 Регулирование финансового учета 25
3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 27
3.1 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета 27
3.2 Взаимодействие финансового и управленческого учета 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Практическая часть 34
Список литературы 50
Внутренние факторы сосредоточены на самом предприятии и включают состояние его производственно-финансовых активов, эффективность использования имеющихся ресурсов и уровень издержек производства. Эти данные находятся в области управленческих решений предприятия и формируются в основном в подсистеме бухгалтерского учета. Однако непосредственное использование данных бухгалтерского учета для целей управления затруднено. Информационные потребности и запросы руководителей и менеджеров ограничиваются по следующим причинам:
Решение
указанных проблем привело к
относительному обособлению, разделению
бухгалтерского учета на финансовый и
управленческий учет [8, с. 29-30].
Деятельность предприятия и результаты его работы зависят от непрерывной последовательности принимаемых решений, каждое из которых вызывает движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, в конечном счете, оказывает как благоприятные, так и неблагоприятные воздействия на финансово-экономическое состояние предприятия.
Управленческий учет представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений. Управленческий учет приближен к объекту управления и территориально, и по времени.
Объектом управленческого учета может являться как предприятие в целом, так и отдельные его части (операционные подразделения, центры затрат, отраслевые сегменты и т.п.). В системе управления предприятием управленческие решения принимаются на различных уровнях, поэтому управленческий учет должен обеспечивать для них различную информацию. В зависимости от того, на каком уровне будет принято решение менеджерами, та или иная часть предприятия выступает объектом управленческого учета [9, с. 23-25].
Управленческий учет, являясь составной частью системы управления предприятием, призван формировать информацию для:
К конкретным практическим задачам управленческого учета следует отнести:
Исходными
позициями при реализации задач
управленческого учета
Управленческий
учет, концентрируя информацию в объеме,
необходимом для принятия управленческих
решений руководством предприятия
различных уровней, строится на соблюдении
следующих общесистемных
Информация
управленческого учета
Управленческий учет - это не только наблюдение и обобщение текущих данных, не только анализ и оценка полученной информации, прежде всего это система внутреннего оперативного управления. Суть управленческою учета заключается и предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью, причем в ракурсах и объемах, не присущих финансовому учету [4, c. 39].
Функционально
система управленческого учета представлена
на рисунке 2. Цель системы -
это комплексное решение задач
по управлению доходами
и расходами, денежными потоками,
оборотными средствами и капитальными
положениями, т. е. финансовой
деятельностью организации.
Рисунок
2 – Система управленческого учета
Рассмотрим каждую из функций управленческого учета [6, с. 19-23].
1) Планирование — центральный элемент системы управленческого учета. Высшее управление организации принимает решения о целях организации на некоторую перспективу и приоритетности задач для их достижения. Такие решения закрепляются в бизнес-плане организации. Общие перспективные цели и задачи бизнес-плана разбиваются на части в оперативном планировании по всей структуре управления организацией, начиная с руководителей высшего звена и заканчивая руководителями низшего звена.
В системе внутреннего оперативного управления плановые цели и задачи закрепляются в бюджетах и сметах отдельных подразделений и направлений деятельности организации, в нормативах и нормах запасов, расходов, зон обслуживания, лимитах, объемных и удельных показателях. Система управленческого учета обеспечивает необходимую информацию:
Управленческий учет персонифицирован по всей структуре. Каждый менеджер руководит порученной ему частью организации. В процессе планирования необходимо обеспечить координацию усилий всех менеджеров па достижение общих целей. Менеджеры всех уровней в соответствии с возложенными на них обязанностями принимают творческое участие в составлении планов, бюджетов, смет, добиваясь решения общей задачи.
2) Организация выполнения плановых задач основана па самоконтроле и отчете сотрудников перед непосредственным начальником. Управленческий учет обеспечивает необходимый обмен информацией именно в этом звене управления. Обмен информацией позволяет контролировать последовательность выполнения плановых задач, в зависимости от фактических результатов уточнять график их выполнения, принимать другие необходимые оперативные меры.
Хороший план - залог успеха, которого невозможно достигнуть без хорошей организации дела, не прилагая систематических усилий по достижению поставленных целей.
3) Учет и контроль неразрывно связаны в системе внутрифирменного управления: учет - один из системообразующих элементов управленческого учета обеспечивает контроль выполнения плановых задач, бюджетов и смет, нормативных показателей.
В системе управленческого учета отражается фактическая информация о расходах (доходах), запланированных в соответствующих бюджетах и сметах. По большей части это рутинный, постоянно повторяющийся учет однородных массовых операции, который желательно вести на счетах бухгалтерского учета. До последнего времени в белорусском бухгалтерском учете специально не предусматривались счета для ведения управленческого учета. Нужная информация для контроля расходов по статьям отдельных бюджетов и смет формировалась как побочная аналитическая информация на счетах финансового учета. Между тем управленческий учет содержит внутреннюю конфиденциальную информацию, которую нежелательно раскрывать всем внешним пользователям, как это делается с информацией финансовою учета.
4) Компенсации и поощрения также теснейшим образом связаны с системой управленческого учета. Они составляют тот "приводной ремень", который приводит в действие эту систему и поддерживает ее в состоянии необходимого равновесия.
Управленческий учет заметно меняет схемы компенсации за труд менеджеров всех уровней, обеспечивая справедливую оплату труда, его премирование и зависимости от конкретных достижений конкретного менеджера на конкретном участке. Выплаты должны производиться только тем менеджерам, которые получили запланированные положительные результаты. Если один менеджер показал результат, в три раза превышающий результат другого менеджера, то и компенсация за труд первого должна быть и три раза выше, чем второго.
4) Самооценка и оценка менеджеров и персонала на основе информации управленческого учета становится очевидной и необходимой. Она строится на сравнении результатов с поставленными задачами, на точном знании того, что нужно было сделать и что сделано на самом деле. Это упрощает процесс оценки и делает ее объективнее. Каждый сам может сопоставить свои результаты с достижениями других.
Наличие внутренней информации о результатах работы отдельных менеджеров позволяет по-иному организовать их переподготовку и повышение квалификации. Обучать можно исходя из объективной информации, характеризующей сильные или слабые стороны каждого менеджера. Учить следует тому и так, чтобы результаты работы стали выше, отдача больше: не всех понемногу и всему, а только тех и тому, что способно действительно поднять квалификацию, восполнить пробелы, сделать управление лучше.
6) Координация и обмен информацией используются в целях синхронизации созидательной работы менеджеров организации всех уровней.
При
выполнении общих задач каждый участок,
каждое подразделение вынуждены согласовать
свои действия с другими, причем согласование
лучше закончить еще до начала решения
новых задач. Координации содействуют
планирование всех задач сверху донизу
и обмен информацией между звеньями управления
[6, с. 35-40].
Управление предприятием имеет сложную структуру и базируется на различных видах учета, которые становятся информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.
Все действия, направленные на управление и контроль за выполнением принятых решений, включают понятие менеджмента, компоненты которого заложены в различные виды учета, представляющие собой множество информационных подсистем. С каждым компонентом менеджмента связан определенный вид учета, а каждый вид учета — с теми или иными формами менеджмента.
Всю информацию, сосредоточенную в компонентах менеджмента, можно систематизировать следующим образом:
Виды учета в зависимости от предоставленной информации и ее участия в управлении группируются по двум направлениям:
Использование информации, возникающей в рамках предприятия, разными видами учета неодинаково. Это хорошо видно на рисунке 3, где виды учета представлены в их взаимодействии [8, с. 52].
Информация о работе Финансовый и управленческий учет: сущность и отличительные особенности