Факторный анализ розничного товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Задачей анализа товарооборота является изучение, количественное измерение и обобщение влияния различных факторов на динамику и изменение объема товарооборота. В начале факторного анализа изучают влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем – связи между факторами и отбирают наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.

Работа содержит 1 файл

ответ.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

  Общие величины доходов и расходов используются в качестве укрупненных факторов формирования чистой прибыли, их изменения в качестве факторов изменения чистой прибыли. Факторная модель позволяет определить, что в большей степени способствовало изменению чистой прибыли (убытка) предприятия – обычные виды деятельности или прочие доходы и расходы

  Торговое  предприятие как субъект рынка  для поддержания своей деятельности несет определенные расходы, которые подразделяются на:

  - расходы на покупку товаров;

  - расходы на воспроизводство основного капитала;

  - расходы, связанные с производством  и реализацией товаров (работ,  услуг);

  - расходы, не связанные с реализацией  товаров (работ и услуг) –  внереализационные расходы;

  -и.т.д. 

  Расходы в общественном питании принято  называть издержками производства и обращения.[1, с.80]

  Предприятия общественного питания(ОП) выполняя три тесно связанные между  собой функции: производство собственной  продукции, реализацию выпущенной продукции  и покупных товаров, организацию  потреблению пищи. Издержки предприятий питания регламентируются «Основными положениями по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции, утвержденными Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством статистики. Издержки являются важнейшим качественным показателем, они планируются, учитываются и изучаются в сумме по их уровню Уровень издержек ОП определяется отношением суммы затрат к товарообороту и измеряется в процентах. Он обычно исчисляется к валовому(общему) товарообороту и показывает сколько процентов занимают расходы в товарообороте. Основная задача анализа расходов – выявление путей, возможности и резервов сокращения расходов и разработка мер по их использованию. В процессе анализа изучают:

  -степень  выполнения плана

  -динамику  издержек производства и обращения

  -измерение  влияния факторов.

  Анализ  начинают проводить  сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов. Разница между фактической и плановой суммой издержек представляет сбой отклонение(экономию или перерасход). С увеличением объема товарооборота растет сумм издержек, и наобоот, уменьшение товарооборота приводит издержки к абсолютной их экономии. Следовательно анализ расходов(издержек) ОП следует привязывать к изучению товарооборота, то есть давать оценку расходам не по сумме, а а по их уровню, в процентах к товарообороту. Отклонение уровня издержек называется размером снижения(повышения). .[1, с.81].Отношение размера снижения или повышения уровня расходов к базисному уровню, выраженного в процентах, называется темпом изменения.

  Прежде  чем приводить анализ нужно проверить  достоверность и реальность используемой информации. В частотности необходимо установить обоснованность и полноту  отнесением расходов на издержки по статье «Расходы будущих периодов». Для  оценки издержек ОП может так же рассчитываться показатель затратоотдачи исчисляемый отношением объемом товарооборота к сумме издержек. На затратоотдачу большее влияние оказывает ценовой фактор. При повышении продажных цен на продукции собственного производства и покупных товаров растет товарооборот, а соответственно и затратоотдача.

  Для объективной оценки динамики  общих  расходов необходимо детально и глубоко  изучи влияние всех факторов. К  независимым факторам относят изменение  продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо и.т.д. Зависимые включают степень выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции. Изменения  объема , состава и структуры товарооборота, времени обращения продуктов, повышенной или пониженной производительности труда, расширение поставки от местных поставщиков и.др. Значительное влияние на издержки оказывает изменение товарооборачиваемости .При ее ускорении снижаются товарные запасы и как результат, снижаются проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери и.т.д. Снижение или повышение продажных цен так же оказывает определенное влияние на издержки, так как сумма ряда статей расходов(расходы на аренду, амортизацию, ремонт ОС и многие другие) не находятся в прямой зависимости от изменения цен напродукцию собственного производства и покупных товаров. По расходам, суммы которых не зависят от изменения продажных цен исчисляют их уровень у товарообороту в действующих и сопоставимых ценах и сравнивают результат. И потом определяют влияние изменения продажных цен на уровень издержек и обращения. Одной из основных издержек обращения являются расходы на оплату труда, которые в свою очередь подразделяются на прямые расходы – затраты, которые входя в себестоимость продукции, и косвенные – заработная плата работников АУП и.т.д.Эти косвенные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при его расчете, но не уменьшают себестоимость продукции. Для оценки эффективности использования средств на оплату труда могут быть определены изучены темпы повышения производительности труда на каждый поцент роста средней заработной платы, а так же размер товарооборота, доходов и прбыли на  рубль израсходованных средств на оплату труда.[1, 104]

  Не  все затраты торговых, предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. К ним относятся только такие расходы, которые действительно с народнохозяйственной точки зрения  являются издержками по, осуществлению оборот по продаже товаров и услуга. Такие же расходы торговых предприятий как налоги, пени, штрафы не являются затратами в народнохозяйственном смысле, а выражают перераспределение средств. Не относятся к издержкам обращения и убытки торговых предприятий, обусловленные плохой постановкой контроля или запущенностью учета. Так, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки, происшедшие в результате чисто случайных причин, стихийных бедствий и др. также не обусловлены торговым процессом и списываются на счет прибылей и убытков.

  Не  учитываются в издержках обращения  торговых предприятий затраты на "производство товаров широкого потребления, на выращивание сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства в предприятиях, находящихся в ведении торговых организаций. Это такие же издержки производства, какие имеются на фабриках и заводах, в совхозах, колхозах и в других производственных предприятиях.

  Целью проведения анализа расходов по реализации товаров и услуг является оценка затрат с позиции рационального и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей, а также выявление возможностей по их экономии в предстоящем периоде. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту объема продаж товаров и увеличению операционной прибыли.

  Предприятие питания за оказываемые им услуги по производству, реализации и организации  потребления взимает плату, которую  можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли.

  В соответствии с изменениями в учете хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь в 2004 г. с 1 января 2004 г. в Республике Беларусь введено следующее понятие категории "доход":

  Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая  в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить [4, с.376].

  Доходами  организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

  Доходы  приводят к увеличению прибыли и  капитала собственника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем.

  Деятельность  хозяйствующего субъекта направлена на поддержание капитала собственника и его приумножение. Это достигается  безубыточными финансовыми результатами и присоединением части полученной прибыли к капиталу собственника (реинвестирование) [3, с.15].

  Анализ  валового дохода предприятия питания  проводят по их сумме и уровню. В  процессе анализа изучают степень  выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на его размер. Анализ проводится по предприятию и его структурным подразделениям. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.

  Общая сумма валового дохода торгового  предприятия находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100. Большое влияние на валовой доход оказывает изменение розничных (продажных) цен на товары. При повышении цен соответственно растет сумма торговых надбавок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок (плановый или фактический за прошлый период) и разделить на 100.

  Одновременно  определяют и анализируют валовой  доход, остающийся в распоряжении торгового  предприятия.

  Он  рас - считывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок.

  Следовательно, сумма валового дохода, остающегося  в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости  от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной - от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом [2, с.237].

  Рост  или снижение товарооборота ведет  к соответствующему изменению валового дохода. С увеличением или уменьшением  среднего уровня реализованных торговых надбавок и наценок пропорционально  изменяется и их сумма. Влияние указанных  факторов на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц.

  Так, отклонение от плана или прошлого года по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода и  полученный результат делят на 100, таким образом определяют влияние  изменения товарооборота на валовой  доход:

  : 

   , 

  где ВДт - изменение валового дохода за счет товарооборота;

  Тотч, Тбаз - товарооборот соответственно отчетного и базисного года;

  Увд баз - уровень валовых доходов базисного года.

  Большое влияние на валовой доход оказывает изменение продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. При повышении продажных цен соответственно растет сумма реализованных надбавок и наценок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения цен умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок и наценок и разделить на 100.

  На  величину валового дохода влияют изменение  объема товарооборота, ценовой фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия. Расчет этих факторов производится по той же методике. На величину чистого валового дохода кроме перечисленных выше факторов оказывают влияние налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода.

  Средний уровень валового дохода зависит  от изменения состава товарооборота (доли в товарообороте продукции  собственного производства и покупных товаров) и уровней валового дохода от реализации собственной продукции  и покупных товаров. Влияние указанных факторов на уровень валового дохода можно измерить способом процентных чисел с применением приема цепных подстановок.

  Анализ  общего объема валового дохода и валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, проводится по месяцам  и кварталам.

  Предприятия питания должны проводить анализ, сравнивая его с достижениями конкурентов. Важнейшими факторами  роста валового дохода являются увеличение объема товарооборота в сопоставимых ценах, рациональная ценовая политика пред - приятия, эффективная работа с поставщиками сырья и товаров, достижение эффекта от произведенной закупки сырья и товаров.

  Подводя итоги работы, можно сказать, что  основным доходом для торговой организации  является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота