Денежные средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы: зависимость от социальных и демографических факторов…………………………………………….6
1.1. Понятие занятости и безработицы……………………………………………6
1.2. Социальные аспекты занятости и безработицы…………………………….10
1.3. Демографические аспекты занятости и безработицы………………………12
Глава 2. Занятость и безработица: зависимость от социальных и демографических факторов в РК………………………………………………………14
2.1.Анализ занятости и безработицы в РК……………………………………….14
2.2. Зависимость занятости и безработицы от социальных факторов…………18
2.3. Демографические факторы изменения динамики занятости и безработицы в РК………………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..….25
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    В 2007 году в 9 районах области с целью  снижения уровня бедности 831 малообеспеченной семье оказана социальная помощь на развитие личных подворий и самостоятельной  занятости, на эти цели из местных  бюджетов выделено 29,1 млн. тенге. В 2006 году такая помощь оказана 175 семьям на сумму 7,1 млн. тенге.

    В настоящее время департамент  ведет работу по привлечению неправительственных  организаций к обучению безработных  женщин предпринимательским навыкам  для обеспечения ими самостоятельной занятости.

    В 2007 году рынок труда республики характеризуется  увеличением экономической активности населения за счет стабильного роста  числа занятых в экономике  и снижения уровня безработицы.

    Численность безработного населения составила 641,3 тыс. человек и по сравнению с аналогичным периодом 2004 года уменьшилась на 14,5 тыс.чел. Уровень безработицы сложился в 8,1% (в четвертом квартале 2007 г. - 8,4%).

    В рамках Программы занятости населения  в республике широко используются активные меры политики занятости: трудоустройство, организация общественных работ, профессиональное обучение безработных.

    Вместе  с тем, на рынке труда продолжают оставаться ключевыми проблемы:

    1) преобладание неэффективной занятости; 

    2) несоответствие квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы;

    3) несоответствие подготовки кадров  потребностям экономики; 

    4) сложность трудоустройства отдельных  групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды);

    5) большая дифференциация региональных рынков труда;

    6) высокий уровень безработицы  в депрессивных, трудоизбыточных  сельских районах, малых городах; 

    7) нелегальный приток рабочей силы  из сопредельных государств.

    Для решения проблем в сфере занятости  Правительством принят ряд программ, в том числе Программа дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы. Меры, предусмотренные данной Программой по решению проблем занятости, позволят:

    - защитить  высвобождаемых работников в  результате реструктуризации экономики  после вступления в ВТО;

    - поддержать  доходы наиболее бедных слоев  населения, которые могут пострадать  от последствий вступления в  ВТО; 

    - повысить  мотивацию граждан к труду  в формальном секторе и создание  условий для легализации теневой  занятости. 

    Повышению занятости населения, конкурентоспособности целевых групп на рынке труда в дальнейшем будет способствовать введение института социального рабочего места, закрепленного в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 22 октября 2005 года.  

    2.2 Зависимость занятости и безработицы  от социальных факторов 

    В силу целого ряда причин, на начальном  этапе радикальных экономических  преобразований в РК основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население РК столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

    Так, рост цен в на потребительские товары был 26-кратный. В то же время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в том числе заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребление основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.

    Падение жизненного уровня сопровождалось социальной дифференциацией общества, в том  числе по заработной плате. Так, заработки 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышали заработки 10% наименее оплачиваемых.

    Значительно увеличилось число лиц, находящихся  за “чертой бедности”, которое, по данным государственной статистики, составило почти треть населения. “Средний” же класс, который служит основным стабилизатором социальной напряжённости, по существу, так и не сформировался.

    Мероприятия по финансовой поддержки государственных  предприятий, проведение во второй половине 2007 г., приостановили массовую безработицу, обусловленную банкротством предприятий. Однако, ситуация на рынке труда постепенно обострялась.

    Обострилась проблема охраны труда. Заметно ухудшилась демографическая ситуация. Начался  процесс депопуляции населения.

    Вследствие  обострения социальных проблем в стране усилена социальная ориентация реформ.

    В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально  новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

    - становление  и развития нового сектора  экономики и соответственно создание новых рабочих мест.

    - образование  нового источника доходов - предпринимательского  и дохода от собственности  в самых разнообразных его  видах.

    Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

    Политика  искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В РК наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

    Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

    Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре  производства в экономике рыночного  типа определяет подчинённое положение  политики на рынке труда по отношению  к политике финансово-экономических структур правительства России. Социальный его “блок” практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

    Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ, регулирующих поведение  всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

    Хуже  всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее  время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

    Регистрация и учет безработных СЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. СЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающейся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально.

    Особые  надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и  регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение, заключённое между правительством РК, объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочие.  

    2.3 Демографические факторы изменения  динамики занятости и безработицы  в РК 

    Современная демографическая ситуация характеризуется  сохранением тенденции сокращения численности населения РК, его  экономически активной части и удельного веса занятости населения, несмотря на заметные миграционные притоки.

    Прогноз характера воспроизводства населения, осуществленный центром экономической  конъюнктуры при правительстве  РК совместно с Госкомстатом и  Минэкономики РК, показывает, что численность ее населения в ближайшие годы будет и дальше сокращаться вследствие снижения в течение последних 30 лет уровня рождаемости и роста смертности. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста снизится с 23% в 2007 г. до 15,4% в 2006 г., а молодежь, как известно является основным источником пополнения населения в трудоспособном возрасте. В тоже время в ближайшие годы возрастет доля населения трудоспособного возраста вследствие вхождения в него сравнительно многочисленного поколения молодежи, родившейся в 80-е годы, и выбытия из него многочисленного поколения, родившегося в годы войны.

    Указанный прогноз разработан в двух вариантах: 1) среднем и 2) пессимистическом. По обоим вариантам, общая численность  населения РК до 2022 г. будет снижаться. По первому варианту численность населения с 2007 г. по 2022 г. уменьшится почти на 10 млн. чел., по второму - на 16,5 млн. чел. и составит 131,5 млн. чел. Прогнозируется также снижение средней продолжительности жизни населения РК до уровня, значительно уступающего средней продолжительности жизни в большинстве развитых стран мира.

Информация о работе Денежные средства