Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа
РКлючевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого
государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником
официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная
политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного
регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности
центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не мо
1. Введение 2
2. Роль и значение центрального банка . 4
2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
2.2 Функции центрального банка 7
2.3 Типы денежно-кредитной политики 11
3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11
3.1 Контроль над банковской системой. 16
3.2 Регулирование системы платежей. 22
3.3 Операции на открытом рынке 24
3.4 Учетная политика 25
3.5 Резервные требования 31
Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для
кредитных организаций;
установление признаков
замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций для кредитных
организаций.
Банк России является органом, координирующим, регулирующим и
лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ.
Он устанавливает правила, формы,
сроки и стандарты
безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать
двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в
пределах РФ. Банк России также осуществляет межбанковские расчеты через
свои учреждения. Иностранная валюта в качестве средства платежа при
осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться
лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Операции на открытом рынке
Важнейшим средством проведения денежно-кредитной политики ФРС США
являются операции на открытом рынке с ценными бумагами, на основе покупки
или продажи которых и
кредитных средств в обращении. Политику в этой области в структуре ФРС
разрабатывает Федеральная комиссия по операциям на открытом рынке и в
соответствии с ее основными направлениями непосредственно осуществляет
федеральный резервный банк в Нью-Йорке.
Покупкой или продажей государственных ценных бумаг ФРС оказывает прямое
воздействие на объем резервов коммерческих банков и других депозитарных
финансовых организаций, влияя тем самым на приток или отток денег из
обращения. Конкретная направленность действий ФРС определяется решениями об
ужесточении или смягчении денежно-
ситуацией, складывающейся в экономики США на данном этапе развития.
Большинство операций на открытом рынке носит защитный характер,
поскольку они направлены на противодействие факторам, оказывающим влияние
на объемы резервов вне пределов прямого контроля со стороны ФРС, которая,
как правило, осуществляет краткосрочные сделки с крупными дилерами на
вторичном рынке казначейских ценных бумаг США.
Бундесбанк Германии же менее часто прибегает к подобного рода
инструменту регулирования, так как германский фондовый рынок слабее развит,
чем рынки Нью-Йорка, Лондона или Парижа. При этом Бундесбанк неодобрительно
относится к выпуску правительством казначейских билетов и других
государственных долговых обязательств, потому что подобные меры уже
приводили к потери независимости центрального банка и краху национальной
валюты. Хотя с1992 года объем такого рода операций резко увеличился, и
после 1985 года Бундесбанк разрешил участвовать иностранным банкам в
операциях с ценными бумагами, котирующимися в немецких марках.
Под операциями на открытом рынке в российском законодательстве
понимается купля - продажа Банком России казначейских векселей,
государственных краткосрочных облигаций и прочих государственных ценных
бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее
обратной сделки. Лимит же операций на открытом рынке утверждается Советом
директоров.
В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на
открытом рынке являются основным
средством регулирования
предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью
данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру в
краткосрочных периодах, сглаживать
нежелательные колебания
В России рынок государственных облигаций развит неплохо (правда,
более количественно, чем качественно). Правда, их роль в денежно-
кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в
западных странах. Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе)
главной является фискальная цель финансирование бюджетного дефицита.
Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долг
применяется в России весьма своеобразно.
Например, главным результатом использования государственных
краткосрочных обязательств при реализации мероприятий монетарной политики
является регулирование курса американского доллара по отношению к
российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковской
системы. Все-таки российские денежные власти ориентируются прежде всего
на более грубые и простые инструменты - резервную норму и учетную ставку.
Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком на
открытом рынке, довольно своеобразны. Сложность инструментов денежного
рынка еще более осложняет выработку стратегий, а также реализацию
мероприятий, направленных на приостановление спада промышленного
производства и сдерживание инфляции.
Учетная политика
Операции на открытом рынке дополняет политика в области учетных ставок,
по которым центральный банк
предоставляет кредиты
этом взаимодействие различных инструментов денежно-кредитной политики
заключается в том, что колебания поступления денег в обращение, не
полностью контролируемые операциями на открытом рынке, могут быть частично
компенсированы кредитами
связана с периодически возникающим ужесточением условий на межбанковском
рынке кредитов, что превращает «учетное окно» в необходимый источник
пополнения объемов банковских кредитов до уровня, определяемого резервными
требованиями ФРС.
Такая ситуация возникает прежде всего в момент ужесточения ФРС денежно-
кредитной политики. Инструментом ужесточения становится продажа ценных
бумаг на открытом рынке, в результате которой происходит изъятие резервов
из банковской системы. Это приводит к повышению процентной ставки на
межбанковском рынке, стимулирует
банки к использованию
пополнения резервов через учетное окно. ФРС применяет и такой инструмент
ужесточения или смягчения денежно-
ставки, устанавливаемой на резервы, занимаемые через «учетное окно», что, в
свою очередь, оказывает влияние на уровни межбанковской процентной ставки и
краткосрочных процентных ставок в целом.
Центральный банк может осуществлять регулирование кредитования и
эмиссии платежных средств с целью сохранения стабильности цен, но без
ущерба для экономического развития страны. Мы как раз и рассматриваем один
из способов регулирования кредита. Это и есть дисконтная политика, которую
он проводит, осуществляя переучет векселей и операции на денежном рынке.
Ограничивая объем и повышая процентные ставки по предоставляемым
кредитам, центральный банк вынуждает депозитные банки ограничивать объем их
операций, в результате которых
создаются новые платежные
наоборот, проводя либеральную политику «дешевых денег», он позволяет банкам
расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств.
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по
различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации
процентной ставки. Эти ставки представляют собой минимальные ставки, по
которым центральный банк осуществляет свои операции. Процентная политика
используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях
укрепления рубля. Сюда же можно отнести установление ставки
рефинансирования. А под рефинансированием понимается кредитование Банком
России банков, в том числе учет и переучет векселей. Порядок и условия
рефинансирования
Центральные банки обладают еще одним мощным средством денежно-
кредитного регулирования. Они предоставляют ссуды банкам второго уровня.
При этом возможны два варианта передачи денежных средств коммерческим
банкам.
Первый вариант с помощью переучета долговых обязательств клиентов
коммерческих банков. При этом эти активы коммерческих банков передаются в
Центробанк в обмен на денежную наличность с определенными ограничениями.
Большинство централизованных финансовых ресурсов национальных банков в
настоящее время выделяются коммерческим банкам не в результате переучета
векселей, а посредством выдачи кредитов (часто под залог ценных бумаг).
Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством
установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных
видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки
рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).
Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы,
предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше,
чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Он в полной мере стремится
играть роль "кредитора последней инстанции".
Политику переучетных операций
как метод монетарного
Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки
редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их
переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования.
Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может
включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным
кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков
или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий
предоставления
При проведении государственной учетной политики Центральный банк также
использует не только экономические инструменты (изменение уровня
официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными
ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи
(разницы между средними
операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным
видам кредитов или их фиксированного
отношения к официальным
Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до
трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в
большинстве случаев не должен превышает полугода. Обычно в качестве
покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.
К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного
кредита принимаются лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят
государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по
отношению к своим банкам, список которых утверждается органами
Центрального банка.
Одними из методов денежно-кредитной политики являются также определение
квот переучета, а также условий предоставления ломбардного кредита. В
дальнейшем все меры, предпринимаемые Центральным банком при кредитовании
им коммерческих банков, будем называть учетной политикой (изменением
учетной ставки). При этом под учетной ставкой будем понимать
"универсальный" процент, по
которому Центральный банк
процентные платежи по предоставляемым им ссудам.
Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, увеличивает
тем самым совокупные резервы банковской системы и тем самым
мультипликативно расширяет
Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку. С
точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой
издержки, которые приносит приобретение резервов у Центробанка.
Следовательно, падение учетной ставки поощряет банки второго уровня к
заимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новые
резервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение.
Увеличение государственными денежными властями официальной процентной
ставки приведет к сокращению заимствований со стороны банков второго
уровня у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в случае
проведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредитно-денежной
политики (так называемой политики дорогих денег).
Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой
смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению
инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах
именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-
кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции