Центральный банк в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

РКлючевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого
государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником
официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная
политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного
регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности
центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не мо

Содержание

1. Введение 2


2. Роль и значение центрального банка . 4

2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
2.2 Функции центрального банка 7
2.3 Типы денежно-кредитной политики 11

3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11

3.1 Контроль над банковской системой. 16
3.2 Регулирование системы платежей. 22
3.3 Операции на открытом рынке 24
3.4 Учетная политика 25
3.5 Резервные требования 31

Работа содержит 1 файл

цбрф.docx

— 133.40 Кб (Скачать)

денежной системы. В связи с  этим современную систему платежей можно

представить в виде пирамиды, в  основании которой находятся  индивидуальные

вкладчики и фирмы, а в середине - коммерческие банки, оказывающие им

платежные услуги, а на вершине - центральный  банк, выполняющий подобную

сервисную роль для коммерческих банков.

 

«Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков-

финансистов, вытекают из трех главных  функций денег: средство платежа, мера

стоимости и средство накопления (еще  выделяют две - средство обращения и

мировые деньги). В соответствии с  этим рассматривается тройная функция

центрального банка:

 

1) осуществление денежной политики;

 

2) организация системы платежей;

 

3) контроль банковской деятельности»(1).

 

Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной

стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности

должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного

обращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать  деньги

эффективным и безопасным средством  расчетов. Все эти кажущиеся различными

функции в реальных условиях тесно  взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать

внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской

деятельности все особенности  очень строгих и, вместе с тем, достаточно

гибких законов денежного обращения.

 

Основной функцией любого центрального банка является осуществление

контроля за движением денежной массы и кредита, но это общее  положение ,

безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какие

функции декларирует и стремится  выполнять ФРС США:

 

«формулирует и проводит денежно-кредитную  политику, стремясь

сбалансировать рост денежной массы  с потребностями экономики. Конечными

целями служит неинфляционный экономический  рост, высокий уровень занятости,

оптимизация платежного баланса;

 

осуществляет регулирование и  надзор за финансовыми операциями для

поддержания устойчивости и одновременно динамичности кредитной системы. ФРС

также осуществляет контроль за выполнением  многих финансовых законов, будь

то деятельность

 

Силаев В.П. Эволюция центральных  банков: функции, организация,

технология... Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28

 

холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеет

монопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США  состоит

только из ее банкнот;

 

играет роль «банка банков», поскольку  все сберегательные институты

обязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы от

определенной доли их депозитов; кроме  того, ФРС снабжает наличными деньгами

и обслуживает чековое обращение  в стране;

 

как «кредитор последней инстанции», обеспечивает важную функцию защиты

от финансовой паники, которая может  быть вызвана крахом крупного банка  или

корпорации;

 

выступает в качестве финансового  агента американского правительства,

выпускает и погашает государственные  ценные бумаги, управляет

правительственными счетами и  финансовыми активами различных  федеральных

ведомств;

 

может также воздействовать на объем  биржевого кредита, изменяя правила

для гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу);

 

ведет дела с центральными банками  других стран и вообще осуществляет

международные операции от имени американского  правительства»(1).

 

 

 

А теперь можно сравнить функции  ФРС США с функциями, обозначенными  в

законе о Банке России:

 

1) «во взаимодействии с правительством  РФ разрабатывает и проводит

единую государственную денежно-кредитную  политику, направленную на

защиту и обеспечение устойчивости рубля;

 

2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  их

обращение;

 

3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,

организует систему рефинансирования;

 

4) устанавливает правила осуществления  расчетов в РФ;

 

5) устанавливает правила проведения  банковских операций, бухгалтерского

учета и отчетности для банковской системы;

 

6) осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций,

выдает и отзывает лицензии кредитных  организаций и организаций,

занимающихся их аудитом;

 

1) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций;

 

7) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в

соответствии с федеральными законами;

 

Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных

странах.. Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.

 

9) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  РФ все

виды банковских операций, необходимых  для выполнения основных задач Банка

России;

 

10) осуществляет валютное регулирование,  включая операции по покупке  и

продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с

иностранными государствами;

 

11)организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так

и через уполномоченные банки в  соответствии с законодательством  РФ;

 

12)принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  РФ и

организует составление платежного баланса РФ;

 

13)в целях осуществления указанных  функций проводит анализ и

прогнозирование состояния экономики  РФ в целом и по регионам, прежде всего

денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует

соответствующие материалы и статистические данные;

 

14)осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными

законами»(1).(ст. 4)

 

После такого сравнения можно сделать  вывод, что функции, возложенные

на центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением

некоторых аспектов.

 

 

 

Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».. Экономика и жизнь- 1995-

19 мая.

 

 

 

Типы денежно-кредитной политики

 

В зависимости от состояния хозяйственной  конъюнктуры Центральный банк

делает выбор между двумя  основными типами монетарной политики, для

каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное

сочетание экономических и административных методов регулирования.

 

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная  политика (так

называемая политика "дорогих  денег") направлена на ужесточение  условий и

ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение

уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и

сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,

а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.

Рестрикционная денежно-кредитная  политика может быть использована не только

в целях борьбы с инфляцией, но и  для сглаживания циклических  колебаний

деловой активности.

 

Экспансионистская денежно-кредитная  политика сопровождается расширением

масштабов кредитования, ослаблением  контроля над приростом количества

денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов

называют еще политикой дешевых  денег.

 

Денежно-кредитная политика как  экспансионистского, так и

рестрикционного типа может иметь  тотальный либо селективный характер. При

тотальной монетарной политике мероприятия  Центрального  банка

распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной -

на отдельные кредитные институты  либо их группы или же на определенные

виды банковской деятельности. Селективная  денежно-кредитная политика

позволяет Центральному банку оказывать  выборочное воздействие в

определенном направлении. При  ее проведении практикуется использование

следующих инструментов или их разнообразных  сочетаний: лимитирование

отдельных видов операций банков (или  их групп, например по регионам),

установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении

различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи

отдельных видов ссуд различным  категориям заемщиков, установление кредитных

потолков.

 

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора

инструментов  регулирования  деятельности коммерческих  банков

осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из

состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого

выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются

законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной  лаг

между проведением того или иного  мероприятия монетарного регулирования  и

проявлением эффекта от его реализации.

 

 

 

Инструментарий денежно-кредитной  политики.

 

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации

банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка,

степени его независимости от правительства  и других факторов. Он включает

как методы и инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских

операций, так и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы,

банковских процентных ставок и  банковской ликвидностью на макро- и

микроэкономическом уровне.

 

Достижение поставленных задач  по управлению платежным оборотом в

едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем

разработки и реализации комплекса  мер на макроэкономическом уровне, а также

посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или  их

групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так  и

косвенные (экономические) методы воздействия  на деятельность банков.

Реакция рынка банковских услуг  на прямые на прямые административные методы

вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и

пространстве. Использование же косвенных  экономических методов предполагает

высокую степень развития процессов  саморегулирования на микроэкономическом

уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

 

«К административным методам относятся  прямые ограничения (лимиты) или

запреты, устанавливаемые центральным  банком в отношении количественных и

качественных параметров деятельности банков. При использовании

административных методов воздействия  наиболее широко применяются такие

инструменты как квотирование отдельных  видов пассивных и активных операций;

введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на

привлечение кредитных ресурсов; ограничение  на открытие филиалов и

отделений и т.д.; лимитирование  размеров комиссионного вознаграждения,

тарифов за оказание различных видов  услуг, процентных ставок; определение

номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков,

допущенных к отдельным видам  операций (контингентирование)»(1).

 

Административные методы, как правило, используются в странах с

развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно

часто административное регулирование  преимущественно применялось в  странах

с рыночной организацией хозяйственной  жизни, но лишь на период

глобального кризиса. Так, в США  такие денежно-кредитные инструменты  ФРС

применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской  войны.

 

Банковское дело :Справ. пособие .М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Под

редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.

 

 

 

Банк России чаще использует такие  административные меры как

регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с

принятыми ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики.

 

В прямые количественные ограничения  включают установление лимитов на

рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных

банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные

ограничения в исключительных случаях  в целях проведения единой

государственной денежно- кредитной  политики после консультаций с

Правительством РФ.

 

«Банк России устанавливает роста  одного или нескольких показателей

денежной массы исходя из основных направлений единой государственной

денежно-кредитной политики. Центральный  банк РФ ежегодно не позднее 1

декабря представляет в Государственную  Думу основные направления денежно-

кредитной политики на предстоящий  год. Предварительно проект этой политики

представляется Президенту РФ и  Правительству РФ. Основные направления

денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают следующие положения:

анализ состояния и прогноз  развития экономики РФ; основные ориентиры,

параметры и инструменты денежно-кредитной  политики»(1).

 

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и

Информация о работе Центральный банк в РФ