Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа
РКлючевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого
государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником
официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная
политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного
регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности
центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не мо
1. Введение 2
2. Роль и значение центрального банка . 4
2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
2.2 Функции центрального банка 7
2.3 Типы денежно-кредитной политики 11
3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11
3.1 Контроль над банковской системой. 16
3.2 Регулирование системы платежей. 22
3.3 Операции на открытом рынке 24
3.4 Учетная политика 25
3.5 Резервные требования 31
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых
ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.
К нормативным методам
инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных
ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а
также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и
устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и
операции на открытом рынке.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического
пересмотра в сторону
соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от
вводимых нормативов проявляется
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».. Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.
через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативным
инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во
многом определяет размер денежного мультипликатора.
Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает
нормативные акты, обязательные для
федеральных органов
власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты
Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу
со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России
(«Вестнике Банка России»), за
исключением случаев,
директоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка
России обязательно
объеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6)
Корректирующее воздействие
операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве
кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые
могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах
и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.
Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью,
возможностью оказывать
кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
«Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые
использует Банк России являются:
1)процентные ставки по
2)нормативы обязательных
(резервные требования);
3)операции на открытом рынке;
4)рефинансирование банков;
5)валютное регулирование;
6)установление ориентиров
7)прямые количественные
Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не
ограничиваются
инструментарий оглашен в
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».. Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.
Экономические методы в наибольшей
степени присущи экономике
типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. В частности,
Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми
посредниками, в настоящее время меньше использует административных
методов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских
операций Центральный банк ориентируется в основном на использование
экономических методов, работая, впрочем, и с административными
инструментами. Согласно установкам
официальной денежно-кредитной
разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в
каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент
методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом
определяются долгосрочными
системы приоритетов.
В действующем банковском законодательстве нашей страны юридически
закрепляется переход от чисто административных к использованию
экономических методов регулирования
денежного обращения и
эмиссии, уровня банковских процентных ставок.
Принципы взаимоотношений
построены так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действия
субъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в
текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные
функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и
направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не
тотальный контроль за банками второго уровня.
В сегодняшних условиях инструментами реализации установок денежно-
кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны стать
минимальные резервных требования, определение размеров рефинансирования
коммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции на
открытом рынке. В этой главе мы рассмотрим более подробно использование
этих методов регулирования.
Контроль над банковской системой.
В начале века необходимость наделения центрального банка контрольными
полномочиями над
банк получил такие полномочия в 1913 году, хотя многие годы их практически
не использовал. Другие центральные банки стали осуществлять надзор за
банками в 30-х годах прямо или косвенно через институт так называемых
«банковских инспекторов». Банк Англии официально принял на себя
ответственность за банковский надзор только к концу 70-х годов, а в ряде
стран, например в Германии, центральный банк формально не имел
контролирующих прав, хотя постоянно способствовал укреплению положения
частных банков. Эти обстоятельства важно учитывать при оценке специфики
национальной финансовой структуры и реально существующей ситуации.
Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороны
центрального банка
Великобритании и США. Конечно, технически можно лишить центральный банк
ответственности за банковский контроль, так же, как теоретически возможно
разделить функции денег - меры стоимости и средства платежа. Однако
выдвигаемые при этом аргументы, по оценкам экспертов БИ, не имеют
достаточно глубокого
этом случае возникает острое противоречие между ценовой и банковской
стабильностью. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что управление
денежной политикой через
координация деятельности различных финансовых институтов. Потери от
подобной децентрализации
конкретных направлений
представление о текущем положении банков необходимо для центрального банка,
даже если он и не наделен контролирующими полномочиями. Эффективность этих
полномочий может быть гораздо выше, если они переданы центральному банку,
финансовому институту, который непосредственно знает, как функционируют
коммерческие банки, денежный рынок и система платежей.
«В эволюции финансовой структуры за последние двадцать лет выделяются
три главных направления:
1)диспропорционально быстрое
отношению к реальным экономическим процессам;
2)расплывчатость границ
3)интернационализация
Характерной чертой для многих финансовых систем является то, что их
развитие сопровождалось значительной эрозией одной из опор
Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология... Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
традиционной модели: прочной связи между центральным банком и всей
банковской системой. Со стиранием операционных границ между различными
видами финансового
центральным банком, были задеты. Денежная политика, как приводной механизм,
перестала вращать механизм банковской системы. Контроль, направленный на
обеспечение стабильности, становится все менее эффективным, если он не
охватывает внебанковские
растущие возможности рынка ценных бумаг означают, что у внебанковских
посредников есть способности и желание предлагать свои услуги в области
платежей.
«В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чаще
применяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции и
неэффективного воздействия
началу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулирование
банковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. В
феврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов не
превышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равную
средней арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря
1957г. Этот порядок был
позволили это сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем с
октября 1968г. по октябрь 1970г., французские финансовые органы снова
прибегли к этому
денежного и финансового равновесия»(1).
Банк России также выполняет
функцию банковского
за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор
за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства,
нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных
нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Эту функцию осуществляет непосредственно орган банковского надзора,
созданный внутри центрального банка.
Центробанк РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций
правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,
составление и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности. Для
осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,
установленным Советом
Берже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 1993.-
144с.
директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций
необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по
полученной информации.
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа
экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать
необходимую информацию у федеральных органов федеральной власти.
Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям
нельзя разглашать без согласия соответствующей организации, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует
сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.
Банк России регистрирует кредитные
организации в книге
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций и имеет право отозвать их. По закону
Центробанк РФ в праве предъявлять квалификационные требования к
руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру
кредитной организации.
Необходимо уведомлять Банк России о приобретении в результате одной или
нескольких сделок одним или
группой юридических и
между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними
или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций кредитной
организации, а если более 20 % - требуется предварительное согласие
Центробанка. Не позднее 30 дней с момента получения ходатайства он сообщает