Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа
В настоящее время, когда организациям дана самостоятельность в разработке производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим нужна информация о производственном и финансовом положении организации. Решением второй части этой задачи занимается бухгалтерская служба.
Целью курсовой работы является углубление, закрепление, и обобщение знаний по основным разделам дисциплины "Бухгалтерский учёт" и творческое применение этих знаний на практике.
Введение…………………………………………………………………………...3
Бухгалтерский учет как информационная система………………………4
Место бухгалтерского учета в системе управления экономическими субъектами……………………………………………………………………….11
Практическая часть……………………………………………………….19
3.1. Задания и исходные данные………………………………………………..19
3.2. Бухгалтерский баланс на начало отчетного периода……………………..19
3.3. Журнал хозяйственных операций предприятия «Прогресс» за период…………...…23
3.4. Счета бухгалтерского учета предприятия «Прогресс»…………………...31
3.5. Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам………………39
3.6. Бухгалтерский баланс на конец отчетного периода и первичные документы………………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43
В современных условиях осуществления предпринимательской деятельности одной из важнейших задач любого экономического субъекта является совершенствование процесса управления с целью оптимального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Совершенствование форм и методов управления имеет первостепенное значение для принятия управленческих решений, повышения эффективности производства, достижения высокой доходности и рентабельности.
В хозяйственной практике управленческое решение направлено на выбор оптимального решения конкретной управленческо-организационной задачи. Принятие управленческого решения менеджерами различных уровней осуществляется на основе анализа большого объема внутренней и внешней информации, сформированной исходя из данных оперативного, управленческого и бухгалтерского учета.
В сложившейся хозяйственной практике управления организацией выделяют следующие виды учета: оперативный, бухгалтерский и статистический.
Оперативный учет используется для оперативного планирования и текущего управления предприятием, ведется по мере необходимости и в произвольной форме. Для оценки деятельности используются как натуральные, так и денежные показатели.
Бухгалтерский учет — это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях экономического субъекта. Для отражения хозяйственных процессов используется только денежный измеритель.
Статистический учет представляет собой обобщающий учет процессов на макроуровне: в масштабе отрасли, территории, государства.
Важнейшим источником информации при принятии управленческих решений является система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, поскольку именно она содержит сведения, необходимые для реализации конкретных практических задач и таких функций управления, как планирование, прогнозирование и контроль. Система бухгалтерского учета основана на полном, непрерывном, сплошном наблюдении, измерении и регистрации фактов хозяйственной деятельности.
Учетный процесс состоит из трех основных стадий:
1) ведение бухгалтерского учета (сбор, регистрация и обобщение информации);
2) составление бухгалтерской отчетности (формирование отчетных форм);
3) использование учетной и отчетной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью принятия управленческого решения.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Своевременный анализ бухгалтерской отчетности, сформированной по данным бухгалтерского учета, позволяет предотвратить отрицательные моменты в хозяйственной деятельности организации, выявить неиспользованные резервы с целью дальнейшего развития организации и обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Прочие организации и граждане, осуществляя предпринимательскую деятельность, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.
Современный бухгалтерский учет — это
основная информационная система предприятия,
данные которой используют для управления
хозяйственными процессами деятельности
предприятия.
Управление — это прежде
всего вид трудовой деятельности в общей
системе общественного труда на предприятии.
Управленческая деятельность, подчиняясь
общим законам специализации, обособляется
в самостоятельную систему.
Функционирование бухгалтерского
учета как финансового центра управленческой
информационной системы не мыслимо без
функций обратной связи. Обратная связь
показывает, как повлиял на производственный
процесс поток вынужденных оперативных
решений. Обратная связь строится на сравнении
плановых и фактических показателей. Обратная
связь может использоваться для разных
целей: поиска альтернатив, изменения
направления работы, методов принятия
решений, планирования, а также форм исполнительского
отчета.
Как бухгалтеры, так и руководители
должны помнить, что контрольная система
это не только набор таких технических
приемов, как обработка данных, но и взаимоотношения
людей.
Управленческая деятельность
в процессе специализации распадается
на ряд функций или обособившиеся специализированные
части управления. Следовательно,
функция управления — это особый вид управленческой
деятельности, продукт процесса разделения
труда и специализации в сфере управления.
Понятие «функция» означает соответствующую
деятельность, определенный круг работ,
выполняемый каким-либо структурным подразделением
или специалистом предприятия.
В системе производственно-хозяйственной
деятельности процесс управления происходит
непрерывно и выглядит следующим образом.
Управляющий орган получает информацию
о внутреннем состоянии объекта и внешней
среды. Эта информация перерабатывается
в органе управления по тем или иным программам,
в результате чего принимается решение,
которое должно иметь форму команды для
передачи управляемому объекту. Информация
о выполнении команды, так же как и информация
о новом состоянии управляемого объекта
и о реакции внешней среды, вновь поступает
в органы управления. Эти действия управления
непрерывно повторяются.
Рассмотрим основные функции управления,
присущие учету. Бухгалтерский
учет и планирование самым тесным образом
связаны между собой. Планирование включает
процесс формирования порядка действий,
которые должны быть предприняты в будущем,
т.е. постановку цели, изыскание путей
ее достижения и выбор наилучшей альтернативы.
На этой стадии необходимо иметь представление
об имеющихся альтернативах.
Планирование может носить стратегическую
направленность: на длительную перспективу;
на конкретный период времени — год; оперативно-календарное
планирование определяет конкретные действия
на каждую неделю и даже день.
Информационное обеспечение планирования
базируется на экономических показателях
обратной связи, содержащихся в бухгалтерской
и статистической отчетности, в нормативной
и директивной (методологической) информации,
формируемой органами общегосударственного
и территориального управления, финансовыми
и налоговыми институтами, Национальным
банком РБ и собственниками (владельцами,
учредителями, акционерами).
Контроль - процесс отслеживания фактического
выполнения планов, т.е. сопоставление
данных фактического поведения управляемого
объекта с плановым на предмет выявления
отклонений. Контроль основывается на
информации обратной связи, полученной
в ходе повседневного оперативного учета
и вытекающего из него управленческого
бухгалтерского учета. Результатом данной
функции управления считается информация
о действиях, которые органы управления
рекомендуют управляемому объекту по
устранению нежелательных отклонений.(ник)
Последующее развитие всех сторон экономической
жизни человеческого общества не изменили
роли бухгалтерского учета в системе управления.
Основная его функция — дать информацию
руководителю о состоянии управляемого
объекта — предприятия, организации, учреждения;
какие средства производства имеются
на этом предприятии, где они находятся
или используются; кому и сколько, какие
суммы заплатить должно предприятие, что
должны платить ему; сколько и чего произведено,
сколько затрачено на него средств, сколько
продано продукции, товаров и выручено
денег. Все эти и многие другие данные
приводятся в стоимостном, денежном выражении.
Заключительная и наиболее важная информация
системы бухгалтерского учета — это обобщающий
показатель экономической эффективности
работы всего предприятия: прибыли или
убытки.
Данные бухгалтерского учета представляются
не только руководству внутри предприятия,
но и за его пределами. Прежде всего - это
владельцы, собственники предприятия
(государство, учредители, акционеры) или
их представители (органы государственной
власти - для государственной, или представительные
общественные органы - для общественной
собственности). В информации о работе
предприятия заинтересованы также государственные
статистические органы, банки, налоговые
инспекции, поставщики и покупатели, страховые
организации и другие. Данные бухгалтерской
отчетности могут публиковаться и в печати
для населения, с целью привлечения их
свободных денежных средств в хозяйственную
деятельность (производство). Бухгалтерский
учет, являясь составной частью системы
управления, осуществляет целый ряд контрольных
функций непосредственно в процессе учета
или предоставляет фактические данные
для последующего контроля. Так, на пример,
бухгалтерия не должна принимать к регистрации
документы по тем хозяйственным событиям
и фактам, которые противоречат действующему
законодательству, уставу или внутренним
правилам. Такие операции будут считаться
незаконными и ответственные за их совершение
лица должны нести уголовную или административную
ответственность. Многие операции не регистрируются,
если на их осуществление нет предварительного
разрешения руководителя или нарушены
действующие нормы затрат. Очень важным
приемом контроля в бухгалтерском учете
является инвентаризация, т. е. проверка
данных учета в натуре.
Сам учет - это отражение фактических данных
о событиях, фактах; а контроль- это сравнение
этих данных с тем, что должно было быть
по ранее принятым решениям или что ожидалось
при нормальном, обычном ходе экономических
процессов (если соблюдается действующее
законодательство, технология, внутренние
экономические и технические нормы и нормативы).
Но самый главный прием экономического
контроля, используемый в бухгалтерском
учете, основан на сравнении, сопоставлении
фактической выручки за реализованную
продукцию с затратами на ее производство
в одном и том же денежном измерителе.
Если выручка больше, чем затраты — предприятие
работает прибыльно, если наоборот — убыточно.
В этом и заключается основная контрольная
функция бухгалтерского учета.
Экономический контроль на предприятии
осуществляют, кроме бухгалтерии, другие
отделы и службы заводоуправления или
дирекции: плановый, финансовый, труда
и заработной платы, сбыта, снабжения и
др. Технический или технологический контроль
осуществляют отделы технического контроля,
лаборатории и другие службы.
Внешний контроль могут осуществлять
ревизионные службы вышестоящих организаций
— представителей собственника, государственные
контрольные и судебно-следственные органы,
а также независимые аудиторские организации,
которые проводят проверки по договору
с собственником или его представителями
за плату.
Результатом любого контроля, ревизии
или аудита являются выявленные отклонения
от нормального хода экономической деятельности.
Эти отклонения подвергаются детальному
изучению, исследованию в процессе экономического
анализа, указываются их причины и виновники,
а также пути устранения (если отклонения
отрицательные) или способы последующего
закрепления (если отклонения положительного
характера).
Благодаря учету, контролю и анализу подготавливается
вся информация, необходимая для принятия
новых управленческих решений. За пределами
предприятия - это изменения в законом
и подзаконных актах, в новых решениях
вышестоящих организаций, банков, предприятий-партнеров,
акционеров и других лиц, имеющих или предполагающих
иметь договорные или другие отношения
с предприятием. Внутри предприятия эти
решения могут писаться, например, будущих,
краткосрочных или долгосрочных планов
и прогнозов, производственной или рыночной
политики, оперативного реагирования
на ход процессов в экономической деятельности.
По форме эти внутренние решения могут
быть приняты в виде утвержденных планов,
приказов, распоряжений руководителей
различных рангов, пересмотра норм и нормативов,
изменений в организации труда, приеме
или увольнении работников и т. п.
Таким образом, экономически обоснованное
управление предприятием (организацией,
учреждением) невозможно без хорошо организованной
системы бухгалтерского учета. Любые другие
функции системы управления экономикой
без этой системы будут несовершенны или
вообще невозможны.
3. Практическая часть
3.1. Задание и исходные данные
В практической части необходимо было:
В качестве исходных данных приведены:
3.2. Бухгалтерский баланс на начало отчетного периода
Бухгалтерский баланс - это документ, при составлении которого можно в одной форме бухгалтерской отчетности собрать все сведения о составе имущества и средств компании, их размещении и источниках. Составление бухгалтерского баланса является способом получить полную картину, описывающую материальное положение юридического лица.
При составлении бухгалтерского баланса можно получить данные, которые станут серьезной основой для эффективного управления фирмой или предприятием. Именно при составлении бухгалтерского баланса можно получить четкое представление о хозяйственных успехах компании, ее имущественном и финансовом положении, перспективах на рынке.
Так, например, при составлении и изучении бухгалтерского баланса можно увидеть остатки по активам и пассивам юридического лица, выраженным в денежной форме. Эти сведения позволяют взвешенно и объективно анализировать деятельность компании, предприятия или организации.
Также информация, полученная при составлении бухгалтерского баланса, дает возможность на основании сложившегося положения прогнозировать перспективное развитие юридического лица, прослеживать позитивные и негативные тенденции, просчеты в планировании и управлении и вовремя исправлять их.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского баланса при его составлении следует использовать и отражать актуальную информацию обо всех активах и пассивах компании, распределяя их при составлении бухгалтерского баланса по активам и пассивам.
Принципы составления бухгалтерского баланса
При составлении бухгалтерского
баланса следует тщательно
Так, например, согласно принципу двусторонности, который используется при составлении бухгалтерского баланса, активы юридического лица должны быть равны его пассивам.
Согласно принципу денежного
измерения при составлении
Согласно принципу автономности
при составлении бухгалтерского
баланса нужно разделять
При грамотном составлении бухгалтерского баланса итоги левой и правой частей баланса должны быть одинаковыми.
Составление бухгалтерского баланса: активы компании
При составлении бухгалтерского
баланса и бухгалтерской
При составлении бухгалтерского баланса основным капиталом считаются такие активы, которые длительное время используются для ведения хозяйственной деятельности юридического лица и при этом не теряют своей вещественной и характеристик. Например, при составлении бухгалтерского баланса основными фондами считаются различные здания и производственные сооружения, имеющиеся на предприятии оборудование и механизмы, которые используются в коммерческой деятельности и при ведении производства.
Также при составлении бухгалтерского баланса обязательно следует учитывать, что по мере износа и в зависимости от длительности эксплуатации стоимость основных фондов уменьшается. Такое уменьшение стоимости при составлении бухгалтерского баланса и составлении другой отчетности называется амортизацией. Для того, чтобы вычислить размер амортизации основных фондов при составлении бухгалтерского баланса, следует использовать специальную формулу и знать первоначальную стоимость основных фондов, срок их эксплуатации и процент износа, а также их остаточную стоимость в конце срока эксплуатации. Также для вычисления амортизации при составлении бухгалтерского баланса необходимо пользоваться специальными справочниками норм амортизации.
Другой стороной активов
при составлении бухгалтерского
баланса следует учитывать
Составление бухгалтерского баланса: пассивы компании
При составлении бухгалтерского баланса пассивы юридического лица рассматриваются как источники образования его ресурсов.
В качестве пассивов при составлении бухгалтерского баланса учитываются долги и обязательства компании, его займы и кредиты. При составлении бухгалтерского баланса следует отделять долгосрочные пассивы (более года) и краткосрочные, или текущие пассивы (до года).
Учет пассивов при составлении бухгалтерского баланса позволяет понять, насколько велики долги юридического лица и может ли компания при возникновении такой необходимости покрыть эти долги за счет активов. Если во время составления бухгалтерского баланса выяснится, что оборотные средства фирмы больше, чем ее пассивы, то это позволяет говорить о нормальной платежеспособности юридического лица.
Составление бухгалтерского баланса компаний происходит при разработке их бухгалтерской отчетности раз в квартал и по окончании финансового года. На некоторых предприятиях происходит и составление ежемесячного бухгалтерского баланса.
Начальный баланс предприятия «Прогресс» по форме Ф-1, приведен в Приложении 1.
Журнал хозяйственных операций предприятия «Прогресс» приведен в Таблице 1.
Таблица 1. Хозяйственные операции предприятия "Прогресс" за отчетный месяц | ||||
№ п/п |
Документ и содержание операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов | |
Дт |
Кт | |||
1 |
Счет № 55 ОАО "Металлист". Акцептован (принят к оплате) счет поставщиков за поступившие материалы |
540 000,00 |
15 |
60 |
2 |
Счет № 96 ОАО "Автотранс". Акцептован счет за перевозку материалов на склад и погрузочно-разгрузочные работы |
10 080,00 |
15 |
76 |
3 |
Приходный кассовый ордер № 28. Оприходованы на склад поступившие материалы по учетной стоимости |
516 000,00 |
10 |
15 |
4 |
Расчет бухгалтерии. Определены и списаны на соответствующий счет отклонения в стоимости материальных ценностей |
34 080,00 |
16 |
15 |
5 |
Выписка из расчетного счета, платежные поручения № 3,4. Перечислено поставщикам: | |||
а) ОАО "Металлист" |
540 000,00 |
60 |
51 | |
б) ОАО "Автотранс" |
10 080,00 |
60 |
51 | |
6 |
Ведомость начисления амортизации. Начислена амортизация по основным средствам: | |||
а) основного производства |
23 476,00 |
20 |
02 | |
б) общецехового назначения |
7 224,00 |
25 |
02 | |
в) общехозяйственного назначения |
8 760,00 |
26 |
02 | |
7 |
Ведомость начисления амортизации. Начислена амортизация по нематериальным активам, применяемым для управления организацией: |
1 951,00 |
26 |
05 |
8 |
Требования № 68-97. Списывается стоимость материалов, отпущенных: | |||
а) на изготовление продукции А |
38 400,00 |
20 |
10 | |
б) на изготовление продукции Б |
57 600,00 |
20 |
10 | |
в) общепроизводственные нужды |
16 200,00 |
25 |
10 | |
г) общехозяйственные нужды |
2 400,00 |
26 |
10 | |
9 |
Расчет бухгалтерии. Списаны на соответствующие счета затрат отклонения от учетной стоимости по материалам, израсходованным: | |||
а) на изготовление продукции А |
2 627,66 |
20 |
16 | |
б) на изготовление продукции Б |
3 941,49 |
20 |
16 | |
в) общепроизводственные нужды |
1 108,54 |
25 |
16 | |
г) общехозяйственные нужды |
164,23 |
26 |
16 | |
10 |
Счет № 17 ОАО "Энергосбыт", ведомость распределения электроэнергии. Акцептован счет за электроэнергию, использованную: | |||
а) основными цехами |
19 800,00 |
25 |
60 | |
б) общехозяйственными службами |
2 760,00 |
26 |
60 | |
11 |
Авансовый отчет № 24, приходный ордер № 29. Оприходованы на склад материалы (инструмент), приобретенные Васильевым О.И. за счет выданного ранее аванса: | |||
а) фактическая себестоимость приобретения |
18 510,00 |
15 |
71 | |
б) учетная стоимость |
18 000,00 |
10 |
15 | |
в) отклонение в стоимости материалов |
510,00 |
16 |
15 | |
12 |
Ведомость начисления заработной платы. Начислена за месяц заработная плата: | |||
а) производственным рабочим |
||||
- за изготовление продукции А |
312 390,00 |
20 |
70 | |
- за изготовление продукции Б |
370 110,00 |
20 |
70 | |
б) персоналу цеха |
176 460,00 |
25 |
70 | |
в) административно- |
120 240,00 |
26 |
70 | |
г) грузчикам за погрузку готовой продукции |
3 060,00 |
44 |
70 | |
13 |
Расчет бухгалтерии. Произведены отчисления в пользу органов социального страхования и обеспечения (по действующим тарифам - ФСС - 2,9%, ПФР - 22%, ФФОМС - 5,1%) с сумм заработной платы, начисленной | |||
а) производственным рабочим |
||||
- за изготовление продукции А |
93 717,00 |
20 |
69 | |
- за изготовление продукции Б |
111 033,00 |
20 |
69 | |
б) персоналу цеха |
52 938,00 |
25 |
69 | |
в) административно- |
36 072,00 |
26 |
69 | |
г) грузчикам за погрузку готовой продукции |
918,00 |
44 |
69 | |
14 |
Расчет бухгалтерии. Произведены удержания из заработной платы: | |||
а) НДФЛ |
93 979,00 |
70 |
68 | |
б) алиментов |
28 000,00 |
70 |
76 | |
15 |
Приходный кассовый ордер № 45. Поступили платежи от покупателей за отгруженную продукцию |
14 400,00 |
50 |
62 |
16 |
Приходный кассовый ордер № 46. Возвращена
неизрасходованная часть |
840,00 |
50 |
71 |
17 |
Расчет бухгалтерии. Включены в себестоимость продукции А: | |||
а) общепроизводственные расходы |
125 290,38 |
20 |
25 | |
б) общехозяйственные расходы |
78 885,79 |
20 |
26 | |
18 |
Расчет бухгалтерии. Включены в себестоимость продукции Б: |
|||
а) общепроизводственные расходы |
148 440,16 |
20 |
25 | |
б) общехозяйственные расходы |
93 461,44 |
20 |
26 | |
19 |
Накладные № 35-45. Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция по фактической себестоимости. Определить, если по результатам инвентаризации стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода составила: | |||
а) продукции А - 8 000р. |
662 156,13 |
43 |
20 | |
б) продукции Б - 10 100р. |
794 416,79 |
43 |
20 | |
20 |
Расчет бухгалтерии. Списывается
по фактической себестоимости |
583 080,00 |
90 |
43 |
21 |
Требования № 110. Списывается стоимость материалов, отпущенных на упаковку продукции А: | |||
- по учетной стоимости |
10 020,00 |
44 |
10 | |
- отклонения от учетной |
685,65 |
44 |
16 | |
22 |
Расходный кассовый ордер № 46. Выдано Петрову И.Д. из кассы для оплаты расходов по доставке готовой продукции |
12 000,00 |
71 |
50 |
23 |
Авансовый отчет № 25. Коммерческим агентом Петровым И.Д. оплачены расходы по доставке готовой продукции на станцию отправления |
12 000,00 |
44 |
71 |
24 |
Счет-фактура №39. Предъявлен счет покупателям за отгруженную продукцию |
845 466,00 |
62 |
90 |
128 969,39 |
90 |
68 | ||
25 |
Выписка из расчетного счета в банке. Погашена с расчетного счета задолженность по краткосрочному кредиту банка |
10 000,00 |
66 |
51 |
26 |
Выписка из расчетного счета в банке. Поступили платежи от покупателей за отгруженную продукцию |
846 466,00 |
51 |
62 |
27 |
Справка бухгалтерии. Списываются коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции (полностью) |
26 683,65 |
90 |
44 |
28 |
Выписка из расчетного счета в банке.
Перечислено с расчетного счета
органам социального |
294 678,00 |
69 |
51 |
29 |
Приходный кассовый ордер № 47. Получено в кассу по чеку № 53875 МК: | |||
- на выплату заработной платы |
820 281,00 |
50 |
51 | |
- на хозяйственные расходы |
25 000,00 |
50 |
51 | |
30 |
Платежная ведомость. Выдана заработная плата |
804 200,00 |
70 |
50 |
31 |
Расходные кассовые ордера № 47-51. Выданы денежные средства на хозяйственные и командировочные расходы Макарову А.В. |
25 000,00 |
71 |
50 |
32 |
Расходный кассовый ордер № 52, Квитанция объявление на взнос наличными. Возвращена на расчетный счет не выданная заработная плата |
16 081,00 |
51 |
50 |
33 |
Справка бухгалтерии. Выявляется и списывается финансовый результат от продажи продукции А (определить) |
106 732,96 |
90 |
99 |