Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:48, курсовая работа
Целью исследования данной работы является изучение теоретических аспектов бухгалтерского учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции. В соответствии с целью исследования можно сформулировать следующие задачи:
- исследование организации бухгалтерского учёта выпуска и реализации готовой продукции на предприятии;
- изучение синтетического и аналитического учёта выпуска и реализации готовой продукции;
- подготовка и представление информации, о расходах на продажу, удовлетворяющей требованиям различных пользователей;
- усвоение теоретических основ отражения хозяйственных операций, на основе которых формируются показатели оценки готовой продукции;
Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Организация учета готовой продукции:
1.1. Основные нормативно- правовые документы………………………………………………….…..5
1.2. Определение готовой продукции …………... ……………………………………………………. 8
1.3. Задачи учета готовой продукции………………………………………………….…………….......9
1.4. Документальное оформление операций по учету готовой продукции…………………….….10
1.5. Складской учет готовой продукции ……………………………………………………………....12
1.6. Порядок инвентаризации готовой продукции………………………...…………………………..14
Глава 2 Бухгалтерский учет готовой продукции:
2.1. Характеристика основных счетов при учете готовой продукции…………………………..…..17
2.2. Синтетический и аналитический учет готовой продукции……………………………………...19
2.3. Оценка готовой продукции …………………………………………………………...………….. 26
2.4.Особенности учета готовой продукции, отражаемые в учетной политике предприятия……....31
2.5. Учет реализации готовой продукции……………………………………………...…….…..…….33
2.6. Учет расходов на продажу…………………………………………………………………………37 Заключение………………………………………………………………………………………………40
Список используемой литературы…………
Успешное выполнение этих задач зависит
от ритмичности организации, правильной
организации сбыта и складского хозяйства,
своевременности документального оформления
хозяйственных операций.
1.4.
Документальное
оформление операций
по учету готовой продукции
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами, имеющие общее назначение, в основном одинаковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй — на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов. После окончания сдачи всей продукции в обоих экземплярах приемо-сдаточных документов по каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают количество штук или вес цифрами и прописью. Данные о сдаваемой продукции подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.
К приемо-сдаточным документам, как правило, прилагается заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве продукции или делается отметка на самом документе. Данные первичных документов о выпущенной продукции должны соответствовать данным журналов оперативного производственного учета.
По оформленным накладным и актам продукция передается на склад готовой продукции и хранится там до отгрузки. Отгрузка и отпуск готовой продукции покупателям осуществляется на основании заключенных с ними договоров или в процессе свободной торговли.
Может быть использована следующая схема движения отпуска готовой продукции:
Фактический отпуск продукции со склада оформляют счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Покупатели получают продукцию на складах по предъявлении доверенностей и расписки в накладной.
При доставке продукции покупателям централизованно, в получении продукции со складов расписываются работники транспортно-экспедиционной службы. Отпуск продукции оформляют товарно-транспортной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпляры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправителю второй экземпляр с отметкой о передаче груза покупателю, а третий и четвертый — в свое автохозяйство.
К товарным документам прилагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, сертификаты качества продукции и другие документы, оговоренные договором поставки. На основании товарных документов бухгалтерия производственного предприятия выписывает на имя покупателя расчетные документы — платежное требование, платежное требование-поручение и счет-фактуру для учета налога на добавленную стоимость. Особую роль играет счет-фактура: она является комбинированным товарным, расчетно-платежным документом и налоговым свидетельством. В ней помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного документа - актуальная практическая задача бухгалтерского учета. При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальном журнале, а операции по купле продаже отражать соответственно в книге покупок и книге продаж.
Эффективный бухгалтерский учет готовой
продукции и операций по ее реализации
возможен только при условии грамотной
организации документооборота, который
охватывает большой перечень разнообразных
бланков, ведомостей, карточек и других
документов. В настоящее время на практике
при учете готовой продукции и процесса
ее продажи используются как унифицированные,
так и старые традиционные документы,
например: сертификат соответствия; качественное
удостоверение на продукцию; товарный
ярлык. Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная
накладная и приходный ордер (форма №
М-4) - это документы, применяемые для учета
движения товарно-материальных ценностей
между структурными подразделениями организации.
Они используются для оформления выпуска
и приемки готовой продукции на соответствующий
склад. Этой же цели служат: требование
- накладная (форма № М-11) и накладная на
внутреннее перемещение товаров (форма
№ ТОРГ-13). Журнал учета товаров на
складе (форма № ТОРГ-18) предназначается
для учета сохранности и движения готовой
продукции в пределах отведенных мест
их хранения. Накладная на отпуск материалов
на сторону (форма № М-15) и приказ-накладная
предназначены для выдачи поставщиком
готовой продукции покупателю. Они относятся
к категории товарных документов и содержат
подробные характеристики отгружаемой
(или отправляемой) продукции. Эти документы
должны быть дополнены соответствующим
расчетно-платежным свидетельством -
счет фактурой. Товар - транспортная накладная
(форма № 1 -Т) и путевой лист грузового
автомобиля (форма № П-4) "Принадлежат
к категории документов, оформляющих процесс
перемещения продукции от поставщика
к покупателю. Они содержат достаточно
полные сведения о грузе и условиях его
транспортировки. (Формы документов приведены
в приложении № 1)
1.5.
Складской учет готовой
продукции
При
учете готовой продукции
Вся готовая продукция должна быть сдана на склад готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача на склад которых, затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя на месте изготовления, сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.
Учет движения готовой продукции на складе состоит из двух этапов:
- поступление готовой продукции на склад (по форме № МХ- 18, МХ – 5);
- выпуск готовой продукции со склада покупателям в порядке реализации или при ином ее выбытии (по форме МХ- 6)
Складской учет готовой продукции ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
На крупных предприятиях на каждое наименование продукции бухгалтерия открывает карточку складского учета (форма № М-17) и выдает ее работнику склада под расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После каждой записи определяется и записывается в соответствующей графе остаток готовой продукции.
В условиях функционирования автоматизированного учета вместо карточек учета применяют систематически составляемые машинограммы - ведомости движения и остатков продукции. Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию, сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов
Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру – ценник.
Работник бухгалтерии периодически проверяет правильность оформления приходных и расходных документов и записей в карточках складского учета. Проверка производится в присутствии материально ответственного лица. Правильность записей в карточках бухгалтер подтверждает своей подписью в графе "контроль" с указанием даты проверки. Обнаруженные расхождения и ошибки здесь же устраняются.
Остатки готовой продукции на начало следующего месяца переносятся из карточек складского учета в ведомость остатков (сальдовую книгу) по складу. Ее итоги сверяют с данными бухгалтерии.
На основании первичных приходных и расходных документов заведующие складами в установленные сроки составляют и представляют в бухгалтерию отчеты о движении готовых изделий в двух экземплярах. В них указываются остатки готовых изделий на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т. е. поступление и выбытие. Первый экземпляр отчета остается в бухгалтерии, а второй, с распиской бухгалтера, возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета.
В бухгалтерии отчеты материально ответственных лиц, а также приходные и расходные документы о движении готовой продукции подвергаются проверке и таксировке. При проверке обращается внимание на: законность и целесообразность отражаемых операций; соответствие дат документов тому периоду, за который составлен отчет; правильность перенесения остатков с предыдущего отчета, правильность оформления документов и т. д. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков на конец отчетного периода.
После проверки отчета и первичных документов бухгалтер приступает к их бухгалтерской обработке. По каждой хозяйственной операции составляются бухгалтерские проводки и подготавливаются документы и отчеты для записи в учетные регистры.
При ведении складского учета готовой продукции, товарно-материальных ценностей применяют два различных метода учета: сортовой и партийный.
1.6.
Порядок инвентаризации
готовой продукции.
Проверить соответствие ее фактического наличия на складе учетным документам - основная задача инвентаризации готовой продукции. В ходе проведения инвентаризации одновременно выявляют изделия, не оформленные приемо-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции.
Порядок проведения инвентаризации готовой продукции в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально-производственных запасов. Отличие заключается в том, что готовые изделия в ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, но и в структурных подразделениях и в других организациях на ответственном хранении. Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Поскольку движение готовой продукции происходит, как правило, интенсивнее чем сырья и материалов, то их инвентаризацию следует проводить в сжатые сроки. При этом проверяются наличие продукции путем ее обсчета, взвешивания, обмера, но и ее комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме кода, наименования и количества готовой продукции указывают ее номенклатурный номер, марку, сорт и другие отличительные признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях.
На счетах учета готовой
На залежалую и неполноценную продукцию составляют отдельные описи. Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции, сумму потерь от порчи.
Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись.
Продукцию, хранящуюся на
В описях на готовую продукцию, находящуюся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях готовой продукции,
отгруженной и неоплаченной в
срок покупателями, по каждой
отдельной отгрузке приводятся:
наименование покупателя, наименование
продукции, сумма, дата
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия продукции с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем порядке:
1. убыль готовой продукции в пределах норм списывают по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач;
2. недостачи готовой продукции, ее порча сверх норм естественной убыли должны относиться на виновных лиц по учетным ценам (Дт счета №94 Кт счета №43). Если виновники не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на финансовые результаты (счет прочих доходов и расходов).
3. выявленные излишки готовой продукции оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав внереализационных доходов (Дт счета №43 Кт счета №91).
Информация о работе Бухгалтерский учет выпуска и реализации продукции