Бухгалтерский учет выпуска и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является изучение теоретических аспектов бухгалтерского учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции. В соответствии с целью исследования можно сформулировать следующие задачи:
- исследование организации бухгалтерского учёта выпуска и реализации готовой продукции на предприятии;
- изучение синтетического и аналитического учёта выпуска и реализации готовой продукции;
- подготовка и представление информации, о расходах на продажу, удовлетворяющей требованиям различных пользователей;
- усвоение теоретических основ отражения хозяйственных операций, на основе которых формируются показатели оценки готовой продукции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Организация учета готовой продукции:
1.1. Основные нормативно- правовые документы………………………………………………….…..5
1.2. Определение готовой продукции …………... ……………………………………………………. 8
1.3. Задачи учета готовой продукции………………………………………………….…………….......9
1.4. Документальное оформление операций по учету готовой продукции…………………….….10
1.5. Складской учет готовой продукции ……………………………………………………………....12
1.6. Порядок инвентаризации готовой продукции………………………...…………………………..14
Глава 2 Бухгалтерский учет готовой продукции:
2.1. Характеристика основных счетов при учете готовой продукции…………………………..…..17
2.2. Синтетический и аналитический учет готовой продукции……………………………………...19
2.3. Оценка готовой продукции …………………………………………………………...………….. 26
2.4.Особенности учета готовой продукции, отражаемые в учетной политике предприятия……....31
2.5. Учет реализации готовой продукции……………………………………………...…….…..…….33
2.6. Учет расходов на продажу…………………………………………………………………………37 Заключение………………………………………………………………………………………………40
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая моя БУХ УЧЕТ.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

   Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности организации, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций. 

1.4. Документальное  оформление операций по учету готовой продукции 

   Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами, имеющие общее назначение,  в основном одинаковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик,  склад-получатель,  наименование  и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится в  производственном  цехе,  а второй — на складе. На каждую партию сдаваемой продукции  делают  запись  в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов. После окончания сдачи  всей продукции  в  обоих  экземплярах  приемо-сдаточных  документов  по  каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают  количество  штук  или вес  цифрами  и  прописью.  Данные  о  сдаваемой  продукции  подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.

  К приемо-сдаточным документам, как правило, прилагается заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве продукции или делается отметка на самом документе. Данные первичных документов о выпущенной продукции должны соответствовать данным журналов оперативного производственного учета.

     По оформленным накладным и актам продукция передается на склад готовой продукции и хранится там до отгрузки. Отгрузка и отпуск готовой продукции покупателям осуществляется на основании заключенных с ними договоров или в процессе свободной торговли.

Может быть использована следующая схема движения  отпуска готовой продукции:

   

   Фактический отпуск продукции со склада оформляют счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Покупатели получают продукцию на складах по предъявлении доверенностей и расписки в накладной.

        При доставке продукции покупателям централизованно, в получении продукции со складов расписываются работники транспортно-экспедиционной службы. Отпуск продукции оформляют товарно-транспортной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпляры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправителю второй экземпляр с отметкой о передаче груза покупателю, а третий и четвертый — в свое автохозяйство.

    К товарным документам прилагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, сертификаты качества продукции и другие документы, оговоренные договором поставки. На основании товарных документов бухгалтерия производственного предприятия выписывает на имя покупателя расчетные документы — платежное требование, платежное требование-поручение и счет-фактуру для учета налога на добавленную стоимость. Особую роль играет счет-фактура: она является комбинированным товарным, расчетно-платежным документом и налоговым свидетельством. В ней помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного документа - актуальная практическая задача бухгалтерского учета. При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальном журнале, а операции по купле продаже отражать соответственно в книге покупок и книге продаж.

    Эффективный бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при условии грамотной организации документооборота, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведомостей, карточек и других документов. В настоящее время на практике при учете готовой продукции и процесса ее продажи используются как унифицированные, так и старые традиционные документы, например: сертификат соответствия; качественное удостоверение на продукцию; товарный ярлык. Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная накладная и приходный ордер (форма № М-4) - это документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации. Они используются для оформления выпуска и приемки готовой продукции на соответствующий склад. Этой же цели служат: требование - накладная (форма № М-11) и накладная на внутреннее перемещение товаров (форма № ТОРГ-13).  Журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-18) предназначается для учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения. Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) и приказ-накладная предназначены для выдачи поставщиком готовой продукции покупателю. Они относятся к категории товарных документов и содержат подробные характеристики отгружаемой (или отправляемой) продукции. Эти документы должны быть дополнены соответствующим расчетно-платежным свидетельством - счет фактурой. Товар - транспортная накладная (форма № 1 -Т) и путевой лист грузового автомобиля (форма № П-4) "Принадлежат к категории документов, оформляющих процесс перемещения продукции от поставщика к покупателю. Они содержат достаточно полные сведения о грузе и условиях его транспортировки. (Формы документов приведены   в приложении № 1) 

1.5. Складской учет готовой продукции 

     При учете готовой продукции необходимо обеспечить формирование информации о  наличии и движении готовой продукции  по местам хранения и материально  ответственным лицам.

       Вся готовая продукция должна быть сдана на склад готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача на склад которых, затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя на месте изготовления, сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.

     Учет  движения готовой продукции на складе состоит из двух этапов:

        -    поступление готовой продукции на склад (по форме № МХ- 18, МХ – 5);

        -   выпуск готовой продукции со склада покупателям в порядке реализации или при ином ее выбытии (по форме МХ- 6)

    Складской учет готовой продукции ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

    На крупных предприятиях на  каждое наименование продукции бухгалтерия открывает карточку складского учета (форма № М-17) и выдает ее работнику склада под расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После каждой записи определяется и записывается в соответствующей графе остаток готовой продукции.

    В условиях функционирования автоматизированного учета вместо карточек учета применяют систематически составляемые машинограммы - ведомости движения и остатков продукции. Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию, сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов 

      Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру – ценник.

      Работник бухгалтерии периодически проверяет правильность оформления приходных и расходных документов и записей в карточках складского учета. Проверка производится в присутствии материально ответственного лица. Правильность записей в карточках бухгалтер подтверждает своей подписью в графе "контроль" с указанием даты проверки. Обнаруженные расхождения и ошибки здесь же устраняются.     

     Остатки готовой продукции на начало следующего месяца переносятся из карточек складского учета в ведомость остатков (сальдовую книгу) по складу. Ее итоги сверяют с данными бухгалтерии.

     На основании первичных приходных и расходных документов заведующие складами в установленные сроки составляют и представляют в бухгалтерию отчеты о движении готовых изделий в двух экземплярах. В них указываются остатки готовых изделий на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т. е. поступление и выбытие. Первый экземпляр отчета остается в бухгалтерии, а второй, с распиской бухгалтера, возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета.

        В бухгалтерии отчеты материально ответственных лиц, а также приходные и расходные документы о движении готовой продукции подвергаются проверке и таксировке. При проверке обращается внимание на: законность и целесообразность отражаемых операций; соответствие дат документов тому периоду, за который составлен отчет; правильность перенесения остатков с предыдущего отчета, правильность оформления документов и т. д. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков на конец отчетного периода.

      После проверки отчета и первичных документов бухгалтер приступает к их бухгалтерской обработке. По  каждой хозяйственной операции составляются бухгалтерские проводки и подготавливаются документы и отчеты для записи в учетные регистры.

   При ведении складского учета готовой продукции, товарно-материальных ценностей применяют два различных метода учета: сортовой и партийный.

 
 
 
 

 
 
 
 

1.6. Порядок инвентаризации готовой продукции. 

    Проверить соответствие ее фактического наличия на складе учетным документам - основная задача инвентаризации готовой продукции. В ходе проведения инвентаризации одновременно выявляют изделия, не оформленные приемо-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции.

    Порядок проведения инвентаризации готовой продукции в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально-производственных запасов. Отличие заключается в том, что готовые изделия в ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, но и в структурных подразделениях и в других организациях на ответственном хранении. Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Поскольку движение готовой продукции происходит, как правило, интенсивнее чем сырья и материалов, то их инвентаризацию следует проводить в сжатые сроки. При этом проверяются наличие продукции путем ее обсчета, взвешивания, обмера, но и ее комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме кода, наименования и количества готовой продукции указывают ее номенклатурный номер, марку, сорт и другие отличительные признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях.

     На счетах учета готовой продукции,  не находящихся в момент инвентаризации  в подотчете материально ответственных  лиц (в пути, товары отгруженные  и др.), могут оставаться только  суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами.

    На залежалую и неполноценную продукцию составляют отдельные описи. Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции, сумму потерь от порчи.

     Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись.

     Продукцию, хранящуюся на складах  других организаций, заносят в  описи на основании документов, подтверждающих сдачу этой продукции на ответственное хранение. В описях указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

    В описях на готовую продукцию, находящуюся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

    В описях готовой продукции,  отгруженной и неоплаченной в  срок покупателями, по каждой  отдельной отгрузке приводятся: наименование покупателя, наименование  продукции, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного  документа. 

  Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия продукции с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем порядке:

      1. убыль готовой продукции в пределах норм списывают по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач;

      2. недостачи готовой продукции, ее порча сверх норм естественной убыли должны относиться на виновных лиц по учетным ценам (Дт счета №94 Кт счета №43). Если виновники не установлены или во взыскании    с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на        финансовые результаты (счет прочих доходов и расходов).

      3. выявленные излишки готовой продукции оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав   внереализационных доходов (Дт счета №43 Кт счета №91).

Информация о работе Бухгалтерский учет выпуска и реализации продукции