Автор: b**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа
Агропромышленный комплекс функционирует в сложных финансово-экономических условиях. В силу специфики сельского хозяйства, связанной с использованием практически невосполнимых природных ресурсов, кризис в АПК при переходе к рынку оказался более глубоким, а выход из него будет более продолжительным по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Система реформирования АПК не обеспечивает не только расширенного, но и простого воспроизводства.
Так,
едиными для всех хозяйств являются
формы денежных, расчетных и товарно-
Табл.1 Единые формы денежных, расчетных и товарно-транспортных документов внешнего использования
Форма документа | Цель использования |
Счет-фактура (ф. № 868) |
По расчетам с поставщиками и другими организациями |
Платежное поручение (ф. № 041060) |
Для перечисления средств с расчетного счета в банке на счет поставщика или иной организации, перед которой хозяйство имеет задолженность (страховой организации, в бюджет, во внебюджетные фонды и т. п.) |
Платежное требование-поручение (ф. № 0401040) | Для взыскания средств с плательщика |
Заявление на аккредитив (ф. №0401005) |
В случае использования поставщиком для гарантированности платежа аккредитивной формы расчетов |
Денежные чеки (сброшюрованные в чековые книжки) | Для получения наличных денег в банке со счета хозяйства |
Расчетные чеки | Для расчетов с поставщиками и другими организациями |
Объявление на взнос наличными (ф.№ 04020010) | На основании данного документа хозяйство вносит наличные деньги, превышающие установленный лимит хранения денег в кассе, в банк для зачисления на свой расчетный счет |
Товарно-транспортные накладные |
На отправку-приемку продукции на хлебоприемные пункты, заготовительные организации, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию |
Таким образом, расчетные и денежные операции оформляются на типовых денежных и расчетных документах.
В
отдельных случаях для
Табл.2 Формы специализированных первичных документов, применяемые сельскохозяйственными предприятиями
Форма документа | Цель использования |
табель учета использования рабочего времени (ф. № 140-АПК) | для учета выхода на работу и отработанного времени |
расчетно-платежная ведомость (ф. № 141-АПК) | для производства расчетов по оплате труда |
Состав применяемых учетных документов внутрихозяйственного использования, а также учетные регистры могут существенно отличаться в силу того, что в хозяйствах при двойной системе учета записи в учетные регистры производятся только на основании первичных документов, в то время как при простой системе учета по многим хозяйственным операциям записи в учетные регистры могут производиться и без составления документов.
Документы должны составляться чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке или при помощи ЭВМ В учетные регистры (книги, ведомости) записи могут производиться от руки чернилами или шариковой ручкой. Ошибки, допущенные в документах или учетных регистрах, могут быть исправлены путем зачеркивания неправильной записи так, чтобы ее можно было прочитать, и написания над зачеркнутой правильной записи. В денежных документах исправления не допускаются.
Документы следует хранить по назначению в папках, подшитыми в календарной последовательности составления, для того, чтобы при необходимости их можно было быстро отыскать. Срок хранения большей части документов и учетных регистров - 5 лет, после чего они могут быть уничтожены. Документы, связанные с начислением и выплатой дохода (оплаты труда), должны храниться постоянно.
Чтобы
учет был наиболее эффективным, необходимо
ежедневно осуществлять записи в учетные
регистры на основании документов или
без них и ежемесячно подсчитывать итоговые
данные, особенно по учету денежных средств,
расчетов, доходов и расходов. Данные сводного
учета дают возможность составлять отчетность
о доходах и расходах и представлять ее
в налоговые органы.
1.3. Учетная политика и план счетов учета в сельскохозяйственных организациях
Сельское хозяйство как отрасль материального производства характеризуется рядом особенностей, состоящих, прежде всего, в том, что процесс производства здесь связан с землей и с живыми организмами. При этом значительная часть производственного цикла – это целенаправленное воздействие на живые организмы: выращивание их до определенных кондиций, часто с перерывами, вызываемыми естественными климатическими условиями. Вследствие этого производственный цикл в аграрном секторе экономики намного длительнее, чем в других отраслях, что предполагает неравномерность осуществления расходов и получения доходов.
Действующая нормативная база по бухгалтерскому учету определяет разницу между доходами и расходами организации за определенный период как финансовый результат. Превышение доходов над расходами образует прибыль, а расходов над доходами – убыток. Сведения о финансовых результатах деятельности организации, получение прибыли или убытка от финансово-хозяйственной деятельности представляют интерес для всех заинтересованных пользователей информации. От того, насколько полно и прозрачно будут сформированы в бухгалтерской отчетности данные о финансовых результатах зависят множественные оценки различных групп пользователей такой информации. Учет финансовых результатов и знание порядка их формирования в условиях рыночных отношений является необходимым условием принятия управленческих решений тактического и стратегического характера.
Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни сельскохозяйственные организации формируют и поддерживают в актуальном состоянии учетную политику. Необходимость разработки и реализации учетной политики обусловлена практическим осуществлением бухгалтерского учета, применением его метода, под которым понимается взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной жизни. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета сельскохозяйственные организации избирают те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина их финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Таким образом, в общем виде учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Иными словами, это порядок первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни организации, или реализация метода бухгалтерского учета.
Учетная политика организации формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, то организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. В такой ситуации, на мой взгляд, возможно использовать три варианта определения учетной политики: по аналогии со сходными операциями; исходя из общих определений и критериев; на основе признанной практики.
В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения.
Во
втором случае источником учетной политики
организации по неурегулированному
вопросу выступают общие
Третий вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету. Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации.
Формирование
учетной политики организации является
сложной задачей, для решения
которой необходимо хорошее знание
методологии и организации
Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки и списания затрат имеют непосредственную связь с налогообложением, с одной стороны, и финансовым положением организации, демонстрируемым учредителям (участникам), потенциальным инвесторам и кредиторам – с другой. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом рамках, существует возможность выбирать наиболее выгодный для себя способ ведения учета, обеспечивающий желаемую величину прибыли. Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.
Формирование учетной политики – это никогда не прекращающийся процесс, не привязанный жестко ни к каким срокам, в результате которого вырабатывается модель бухгалтерского учета, отвечающая потребностям данной конкретной организации в данный конкретный период времени.
Методология бухгалтерского учета в Российской Федерации предполагает использование Плана счетов, обязательного для применения во всех организациях, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях.
Данный План счетов представляет собой унифицированный список закодированной информации (т.е. такой информации, каждому пункту которой присвоен определенный номер – код), отражающей в определенном списке бухгалтерских счетов положение об имуществе организации и источниках его формирования. Для того чтобы бухгалтерский учет в организации был более эффективен, создают рабочий план счетов. Это план счетов, принятый в организации, в нем указаны необходимые рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных счетов.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики должен быть утвержден рабочий план счетов. Это же требование отражено в п. 5 ПБУ 1/ 98. Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухгалтерского учета, и утверждается на основании типового Плана счетов, принятого Минфином России, а также методических рекомендаций, утвержденных Минсельхозом России.
Если в Плане счетов нет счетов, необходимых для деятельности организации, она может вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. Введение дополнительных счетов должно быть согласовано с Минфином России.
Перечень
субсчетов носит
Все
совершаемые хозяйственные
2.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ