Бухгалтерский учет в лесохозяйственных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Каждое предприятие в процессе материального производ¬ства совершает различные хозяйственные операции: расходует материалы, топливо, электроэнергию, выплачивает заработную плату, производит расчеты с другими предприятиями, с госу¬дарственным банком и т. д.

Работа содержит 1 файл

Бух. учет в лесохозяйственных предприятиях (доп-но).doc

— 115.50 Кб (Скачать)

    ОСНОВЫ  УЧЕТА В  ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 

    Понятие о хозяйственном  учете 

    Каждое  предприятие в процессе материального  производства совершает различные хозяйственные операции: расходует материалы, топливо, электроэнергию, выплачивает заработную плату, производит расчеты с другими предприятиями, с государственным банком и т. д. Все эти операции в конечном итоге осуществляются в интересах выполнения государственного плана выпуска продукции. Чтобы контролировать выполнение плана, следить за правильным использованием средств производства, добиваться снижения себестоимости и тем самым обеспечивать высокую рентабельность, необходимо вести постоянный хозяйственный учет.

    Хозяйственный учет — это наблюдение и контроль за ходом процесса материального  производства, измерение его результатов и отражение этого процесса в документах. Учет выполняет три важнейшие функции: является средством контроля себестоимости продукции; служит средством контроля выполнения плана; содействует сохранности социалистической собственности.

    На  социалистических предприятиях применяются бухгалтерский, оперативно-технический и статистический учеты. Эти три вида учета взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и взятые вместе составляют единую систему народнохозяйственного учета.

    Бухгалтерский учет отражает и контролирует состав, размещение и движение хозяйственных средств и их источников. Он ведется непрерывно, основан на документах и пользуется в основном денежным измерителем. В бухгалтерском учете применяются специфические способы обработки учетных данных: двойная запись операций на счетах, калькуляция, обобщение в балансах данных учета и т. д. Данные бухгалтерского учета используются для анализа хозяйственной деятельности за отчетный период, выявления недостатков в работе, а также служат материалом для составления планов на следующий год.

    Оперативно-технический  учет — это наблюдение и отражение  в специальных записях отдельных  фактов и операций хозяйственной деятельности, например: табельный учет явок на работу, учет использования машин, сведения о ходе лесокульт-урных работ и т. п. Оперативно-технический учет пользуется преимущественно натуральными учетными измерителями. Он служит для текущего оперативного руководства хозяйственными процессами.

    Статистический  учет отражает и контролирует массовые явления в народном хозяйстве и обществе, выявляет закономерности их развития. Статистика показывает, например, выполнение плана по объему производства, росту производительности труда, снижению себестоимости, отражает движение населения, развитие культуры, здравоохранения. Статистика пользуется всеми видами учетных измерителей. 

    Бухгалтерский учет в лесхозах. Систематически на 1-е число каждого месяца в лесхозах составляется бухгалтерский баланс. Баланс является способом отражения в денежной оценке на определенную дату средств предприятия, сгруппированных по их составу, размещению и по источникам их образования. Бухгалтерский баланс показывает, какими средствами располагает предприятие и каковы их источники.   Балансы,   составленные   на начало и конец отчет 

    ВИДЫ  УЧЕТА 

    Оперативный (оперативно-технический) учет. Оперативный учет применяется в текущем оперативном руководстве отдельными участками работы предприятия для контроля за определенными хозяйственными операциями на месте и в ходе их осуществления. С помощью оперативного учета в процессе совершения операций запланированные показатели сравниваются в количественном и качественном отношениях с фактически достигнутыми, что позволяет более конкретно руководить отдельными участками работы и предприятием в целом.

    В оперативном учете используются все три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные; это зависит  от характера контролируемых операций. Данные оперативного учета, собираемые в виде устной информации, по телефону или телеграфу, могут быть зафиксированы в срочных (оперативных) документах. В значительной степени они могут быть взяты и из первичных документов, несущих в себе информацию в основном для бухгалтерского учета.

    Оперативный учет в лесхозе и его производственных подразделениях (лесничествах и др.) эффективно используется для ежедневного наблюдения за выполнением договоров с поставщиками и покупателями, определения объема выполненных работ по посеву, посадке, уходу за лесом, защите его и др., для контроля за выполнением норм выработки и затратами рабочего времени.

    Статистический  учет. Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений. Статистика собирает данные об этих явлениях и дает им числовую характеристику. С помощью статистики определяются и измеряются причины изменений в изучаемых явлениях для установления закономерностей их развития. Статистика организует и обобщает данные переписей, например, населения, оборудования и т.п. Ей присущи особые методы собирания и обработки первичных данных: статистическое наблюдение (сплошное или выборочное), сводка и группировка данных статистического наблюдения, исчисление средних величин, индексов.

    В статистическом учете используются все виды измерителей. На предприятиях (в лесхозах) при помощи статистического учета получают обобщенные количественные и качественные показатели по объему выполненных работ, выходу лесопродукции, по труду и заработной плате, потреблению энергии, числу работающего оборудования и т.д.

    Основным   источником   государственной   статистики   является отчетность предприятий (статистическая, оперативная и бухгалтерская). Статистическому учету принадлежит особое место в системе народнохозяйственного учета. Его данные служат для получения обобщенных показателей о развитии отдельных отраслей и выявления их ресурсов.

    Бухгалтерский учет. Если оперативный учет применяется для руководства и контроля за отдельными участками работы предприятия и хозяйственными операциями непосредственно в ходе их осуществления, статистический - для изучения массовых социально-экономических явлений, и его данные служат для получения обобщающих показателей о развитии хозяйства страны, то бухгалтерский является основным видом учета на предприятии. Его объектами служат хозяйственные средства и хозяйственные процессы предприятия.

    Хозяйственные средства - это те ресурсы, которыми располагает предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности. Они группируются в двух разрезах. С одной стороны, по их функциональной роли в процессе производства - средства труда, предметы труда, продукты труда, деньги, средства в расчетах (дебиторская задолженность), с другой - по источникам их формирования - внутрихозяйственные ресурсы, банковские ссуды, средства других предприятий (кредиторская задолженность).

    Хозяйственные процессы - это отдельные стадии движения средств. Они состоят из самостоятельных хозяйственных операций по снабжению предприятия всем необходимым (материалами, запасными частями для машин, топливом, оборудованием и т.д.) по производству продукции и работ, а также по их реализации (продаже).

    В бухгалтерском учете используются все три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. Однако стоимостное  выражение хозяйственных средств, хозяйственных  процессов,  их результатов  является сутью бухгалтерского  учета.  Сам  процесс производства, отражаемый в бухгалтерском учете, превращается в непрерывное движение, перемещение, кругооборот стоимости. Отпуск материалов от склада для производства работ (продукции) в бухгалтерском учете отражается как перемещение определенного количества и стоимости материалов из одного подразделения (склада лесхоза) в другое (склад лесничества), а затем на место  производства работ. Выполненные работы подлежат сдаче, а готовая продукция (лесопродукция), погруженная на машины или в вагоны и отправленная покупателям, находит свое отражение в учете как движение количества и денежных сумм во времени и пространстве.

 

    

    ОБЪЕКТЫ УЧЕТА В ЛЕСНИЧЕСТВАХ..  

    Лесничество осуществляет следующие хозяйственные  операции: получение, хранение и использование основных средств и материаль ных ценностей (производственных запасов), производство, сдачу и приемку выполненных работ, оплату труда, получение, хранение и отпуск готовой лесопродукции, отпуск леса на корню, взимание лесного дохода и др. Все хозяйственные операции лесничества подлежат учету. Зафиксированные в первичных документах, а затем в карточках, книгах и журналах, они обобщаются в отчетности лесничества, которая представляется в лесхоз, и информационные данные которой включаются в общую систему учета предприятия и используются для анализа хозяйственной деятельности лесничества. Таким образом, объектами учета в лесничествах являются: основные средства; производственные запасы; труд и его оплата; процессы производства; готовые выполненные работы, лесопродукция, прочая продукция; денежные средства и лесной доход. Итак, источником учета служит хозяйственная операция. Каждая операция, независимо от содержания и объема, в момент ее совершения оформляется документом. Документация в бухгалтерском учете - это основной способ наблюдения за хозяйственной деятельностью.

    Документы представляют собой письменные распоряжения на совершение хозяйственных операций или письменные доказательства действительного  осуществления этих операций и являются основанием для последующих записей в системе счетов бухгалтерского учета. Правильные показатели учета и в нужные сроки можно получить лишь при условии своевременного и точного оформления документами всех операций предприятия. Документы прежде всего являются средством, при помощи которого осуществляется сама хозяйственная деятельность. Они широко используются для оперативного руководства и управления хозяйством. Порядок составления, обработки документов определяет Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

    Чтобы каждый документ полностью отвечал  своему назначению, он должен содержать  определенные показатели.

    Показатели, которые характеризуют хозяйственную  операцию, зафиксированную в документе, и придают документу юридическую  силу, называются его реквизитами. Число и содержание реквизитов определяется целями, для которых составляется документ, характером операции, которую он отражает, условиями выполнения этой операции. Несмотря на большое разнообразие хозяйственных операций, есть реквизиты общие, обязательные для большинства документов. Их пять: название документа (накладная, рапорт о движении лесопродукции и пр.); дата составления документа; краткое и ясное описание содержания операции и ее основание; количественное выражение операции; подписи лиц, ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления (в документе, фиксирующем прием и выдачу материальных или денежных средств, должна быть расписка в их получении). В необходимых случаях в документе указывают номер, наименование предприятия, его адрес.

    Записи  в документах производят чернилами, химическим карандашом, шариковой авторучкой или на пишущей машинке. Должностные лица, подписавшие документ, отвечают за достоверность его данных. При составлении документов в лесничестве необходимо руководствоваться следующими правилами:

    • документ составляет лицо, которому поручено руководство операцией;
    • на всех документах указывают наименование лесхоза, лесничества и в верхнем правом углу делают пометку о виде деятельности "лесное хозяйство", "промышленная деятельность", "подсобное сельское хозяйство" и гл.;
    • бланк документа должен быть заполнен четко, разборчиво;
    • нельзя использовать в тексте документа малопонятные сокращения;
    • исправления в документе делаются в исключительных случаях с оговоркой внесенных изменений;
    • в кассовых и банковских документах исправления не допускаются;
    • документ подписывают лица, предусмотренные формой документа;
    • все документы, составленные в лесничестве, подписывает лесничий или лицо, его заменяющее;
    • в документе ставят печать, если это в нем предусмотрено.

    За  расходование ресурсов по назначению и рационально отвечают руководители производственных участков и в первую очередь лесничии. Поэтому при подписании документов они должны тщательно проверить целесообразность использования материалов, отпуска лесопродукции, правильность применения норм выработки, расценок, распределения заработной платы внутри бригады, ее начисления и всех подсчетов. Это дает возможность лесничим и другим должностным лицам систематически контролировать состояние имущества и ресурсов лесничества, все операции его деятельности.

    Учет  может быть организован децентрализованно  или централизованно. Применительно к лесному хозяйству при децентрализованной организации учета работу с документами, составление и представление отчетности лесничества выполняет специальное должностное лицо бухгалтер лесничества. При централизованной организации учета бухгалтер в лесничестве отсутствует; учет, включая отчетность, как правило, ведет лесничий или его помощник. Документы, отражающие хозяйственную деятельность лесничества, вместе с отчетом о ней из лесничества поступают в лесхоз.

    Период  лесохозяйственного производства длителен. Поэтому к моменту определения  затрат и калькулирования себестоимости  законченных объектов могут оставаться затраты по тем объектам, которые еще не закончены. Так, отведенные под рубки ухода, но не до конца ими пройденные лесосеки, представляют незавершенное производство. Каждое лесничество должно иметь информацию об объеме незавершенного производства в натуральном выражении (в соответствующих единицах измерения) и правильно составлять отчет об остатках незавершенного производства на конец отчетного периода. Отчет имеет следующие составные части: объекты лесохозяйственного производства, единица измерения, объем незавершенного производства в натуральном выражении. В итоге лесничество должно представить в лесхоз отчет о выполнении производственно-финансового плана по лесному хозяйству. Отчет составляется по данным журналов выполненных работ и расчетных ведомостей по оплате труда. Лесохозяйственные мероприятия в отчете должны быть представлены в той последовательности, в которой представлены мероприятия в отчете лесхоза о выполнении производственного плана по лесному хозяйству (форма №10-ЛХ). 

Информация о работе Бухгалтерский учет в лесохозяйственных предприятиях