Бухгалтерский учет товарных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретического материала и действующих в настоящее время нормативных актов в сфере бухгалтерского учёта товарных операций и разработка научно обоснованных предложений для совершенствования учета товаров в исследуемой организации.
Объектом исследования является ООО «ИРС» города Ставрополя. Целью деятельности организации является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Данная организация занимается оптово-розничной торговлей различного рода товаров, работ, услуг.

Работа содержит 1 файл

К.р. Бухгалтерский учет товарных операций.docx

— 125.95 Кб (Скачать)

     По  окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Они осуществляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально  ответственных лиц обязательно  до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.

     В межинвентаризационный период в  организациях с большой номенклатурой  ценностей могут проводиться  выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и  переработки.

     Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации в межинвентаризационный  период осуществляются инвентаризационными  комиссиями по распоряжению руководителя организации.

     Инвентаризация  товарно-материальных ценностей, как  правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При  хранении товарно-материальных ценностей  в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно  по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

     Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру или товарному  отчету после инвентаризации и заносятся  в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие  во время инвентаризации". В описи  указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном  документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

     При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации  в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации", оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

     Инвентаризация  товарно-материальных ценностей, находящихся  в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся  на складах других организаций, заключается  в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. 

    1.   Документальное оформление товарных операций
 

     Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его  документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи  и инструкциями о порядке приемки  товаров по количеству, качеству и  комплектности.

     Движение  товаров от поставщика к потребителю  в ООО «ИРС» оформляется товаросопроводительными  документами, предусмотренными условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом-фактурой).

     Накладная в учёте ООО «ИРС» выступает  как приходным, так и расходным  товарным документом, при отпуске  товаров со склада выписывается материально-ответственным  лицом. В накладной указывается  номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его  количество (в единицах), цена и общая  сумма (с учётом налога на добавленную  стоимость) отпуска товара. Накладная  подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций  поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара.

     Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит  их двух разделов: товарного и транспортного.

     Оприходование поступивших товаров оформляется  путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

     Если  приемка товара осуществляется на складе ООО «ИРС», то проверяется соответствие фактического наличия товара, данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и расчетных документах.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально-ответственным лицом  по доверенности. Если товар находится  в таре, то приемка может производиться  по количеству мест. Если количество и  качество товара соответствует  указанным  в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение) накладывается  штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанных в сопроводительных документах.

     В случае несоответствия фактического наличия  товаров, составляется акт, который  является юридическим основание  для предъявления претензий поставщику.

     В сопроводительном документе делается отметка об актировании. Акт

составляется  комиссией, в состав которой входят материально-ответственное

лицо ООО «ИРС», представитель поставщика.

     При закупке товаров товароведы следят за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

     Учёт  первичных документов по приходу  товаров регистрируется в «Журнале документов прихода товаров», который  содержит название приходного документа, его дату и номер, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

     Оформление  и учёт реализации товаров в ООО  «ИРС» зависит от способа расчета  за приобретаемый товар между  поставщиками и ООО «ИРС». Товары приобретаются как за наличный, так и по безналичному расчету. Стороны, заключившие договор, вправе избрать и установить в договоре  любую из форм расчетов.

     Внутреннее  перемещение товаров между структурными подразделениями ООО «ИРС» (складами, магазинами), где работают разные материально-ответственные лица, проводятся на основании письменного распоряжения старшего товароведа, и оформляется накладной в установленном порядке. Подпись материально-ответственного лица заверяется круглой печатью фирмы. Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчёте.

     ООО «ИРС» является как покупателем, так и продавцом товаров. Порядок  ведения товаров в ООО «ИРС», являющемся плательщиком налога

на добавленную  стоимость устанавливают «Правила ведения журналов учёта

полученных  и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при

расчетах по налогу на добавленную стоимость»,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №914.

     ООО «ИРС» ведет книгу покупок, предназначенную  для регистрации счетов-фактур,  выставленных продавцами, в целях  определения суммы налога на добавленную   стоимость,   предъявляемой  к  вычету  (возмещению)  в установленном  порядке.

     Счета-фактуры,  полученные  от продавцов, регистрируются  в книге покупок  в  хронологическом  порядке по мере оплаты и оприходования  приобретаемых товаров (выполненных  работ, оказанных услуг).

     При  частичной оплате оприходованных товаров  (выполненных работ,

оказанных  услуг)  регистрация счета-фактуры  в книге покупок производится на каждую  сумму,  перечисленную  продавцу в порядке частичной  оплаты, с

указанием  реквизитов счета-фактуры по приобретенным  товарам (выполненным работам, оказанным  услугам) и пометкой у каждой суммы  «частичная оплата».

     Регистрация  в книге покупок счетов-фактур с одинаковыми реквизитами производится (допускается Правилами), только  в  случаях  перечисления средств в порядке частичной оплаты.

     В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:

• при  безвозмездной  передаче  товаров  (выполнении  работ, оказании       услуг), включая основные средства и  нематериальные активы;

• комиссионером  (поверенным)  от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам.

     Если ООО «ИРС»,  перечисляет денежные  средства  продавцу в виде авансовых   или   иных  платежей  в счет  предстоящих поставок товаров (выполнения  работ,  оказания  услуг),  счета-фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют.

     Книга   покупок ООО «ИРС» прошнурована,  а  ее  страницы пронумерованы  и скреплены печатью. Контроль  за  правильностью ведения книги покупок осуществляется главным бухгалтером ООО «ИРС». Книга покупок хранится  в течение полных 5 лет с даты последней записи.

     ООО «ИРС» является продавцом товаров  и ведет   книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, составляемых при совершении операций, которые  облагаются  налогом  на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

     Регистрация   счетов-фактур  в  книге  продаж  производится  в хронологическом  порядке  в  том  налоговом  периоде, в котором возникает  налоговое обязательство. При  получении  денежных  средств  в  виде  авансовых  или иных платежей  в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) бухгалтером ООО «ИРС» составляется  счет-фактура,  который регистрируется в книге продаж. При  отгрузке  товаров  в счет полученных  авансовых  или  иных  платежей  в книге  продаж производится корректировочная  запись,  уменьшающая  ранее начисленную сумму налога по этим платежам.

     Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами  в книге продаж делается только  в  случаях  поступления  средств, в порядке частичной  оплаты,  а также отгрузки товаров под  полученную сумму авансовых или  иных платежей с соответствующей  корректировкой (зачетом) ранее начисленных  сумм налога по платежу.

     Книга   продаж   прошнурована,    ее  страницы пронумерованы и  скреплены печатью.      Контроль   за  правильностью ведения книги продаж осуществляется главным бухгалтером ООО «ИРС». Книга продаж  хранится  в течение полных 5 лет, с даты последней записи. 

    1. Синтетический и аналитический  учет товарных операций
 

     Для учёта поступления товаров в  ООО «ИРС» используется активный счет 41.2 «Товары в розничной торговле». Оборот по дебету этого счета показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчётного периода.

     В розничной торговле товары могут  учитываться по покупным или продажным ценам. В ООО «ИРС» учёт ведется по продажным ценам и разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42.2 «Торговая наценка в розничной торговле».

     - При поступлении товара делаются следующие записи:

     Дебет счета 41 «Товары» субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

     Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     - на стоимость товара

     Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

       Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

      - на сумму НДС.

Информация о работе Бухгалтерский учет товарных операций