Бухгалтерский учет текущих расчетов в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - показать основные черты и особенности дебиторской и кредиторской задолженностей, важность управления ими, для этого необходимо показать влияние этих задолженностей на общую финансовую картину предприятия.


Задачами курсовой работы являются:

1.изучение принципов и форм расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям;
2.изучение принципов учета дебиторской и кредиторской задолженностей;
3.изучение учета текущих расчетов в деятельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…2

1. Принципы и формы расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям.......................................................................................................3

1.1.Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженностей………….3

1.2. Формы расчетов………………………………………………………………6

1.2.1. Общая характеристика форм расчетов……………………………………6

1.2.2. Акцептная форма……………………………………………………….…10

1.2.3. Аккедитивная форма……………………………………………………...11

1.2.4. Платежные поручения…………………………………………………….14

1.2.5.Чеки…………………………………………………………………………15

1.2.6. Плановые платежи………………………………………………………...16

2. Бухгалтерский учет текущих расчетов в деятельности предприятия.................................................................................................17

2.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………………………………………………17

2.2. Учет текущих расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами…..25

3. Учет текущих расчетов предприятия ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ»………………………………………………………….29

3.1. Учет дебиторской задолженности………………………………………....29

3.2. Учет кредиторской задолженности………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………….….32

Список литературы…………………………………………………….…33

Работа содержит 1 файл

Учет текущих расчетов предприятия.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение………………………………………………………………….…2

     1. Принципы и формы расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям.......................................................................................................3

1.1.Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженностей………….3

1.2. Формы расчетов………………………………………………………………6

1.2.1. Общая  характеристика форм расчетов……………………………………6

1.2.2. Акцептная форма……………………………………………………….…10

1.2.3. Аккедитивная форма……………………………………………………...11

1.2.4. Платежные поручения…………………………………………………….14

1.2.5.Чеки…………………………………………………………………………15

1.2.6. Плановые платежи………………………………………………………...16

    2. Бухгалтерский учет текущих расчетов в деятельности предприятия.................................................................................................17

2.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………………………………………………17

2.2. Учет текущих расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами…..25

     3. Учет текущих расчетов предприятия ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ»………………………………………………………….29

3.1. Учет  дебиторской задолженности………………………………………....29

3.2. Учет  кредиторской задолженности………………………………………..31

     Заключение…………………………………………………………….….32

     Список  литературы…………………………………………………….…33 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Выбранная тема на сегодняшний день очень актуальна. Контроль и учет дебиторской и кредиторской задолженности является одной из главных задач на предприятии.

     Дебиторская и кредиторская задолженность весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности. В то же время нужно проявлять крайнюю щепетильность в расчетах с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие рискует потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами. Отсюда очевидно значение правильных и своевременных расчетов с дебиторами и кредиторами. 

     Цель  данной работы - показать основные черты и особенности дебиторской и кредиторской задолженностей, важность управления ими, для этого необходимо показать влияние этих задолженностей на общую финансовую картину предприятия. 

     Задачами  курсовой работы являются:

    1. изучение принципов и форм расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям;
    2. изучение принципов учета дебиторской и кредиторской задолженностей;
    3. изучение учета текущих расчетов в деятельности предприятия.
 

1. Принципы и формы расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям

1.1 Принципы учета  дебиторской и  кредиторской задолженностей

     В процессе предпринимательской деятельности организации вступают в различные расчетные отношения, например, с поставщиками и подрядчиками — за приобретенные у них активы, работы и услуги; с покупателями — за проданные им товары; с заказчиками — за оказанные им услуги; с бюджетом и внебюджетными фондами; с банками; с собственниками и наемными работниками; с различными юридическими и физическими лицами. Таким образом, при осуществлении расчетов возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

     Организации и лица, имеющие задолженность перед данной организацией, называются дебиторами. Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрено несколько счетов: «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

     Организации и лица, которым данная организация должна какие-либо суммы, называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по оплате труда своим работникам (начисленная, но не выплаченная), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и прочие отчисления иногда называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим нетоварным операциям, называют прочими кредиторами. Для учета кредиторской задолженности используются счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с персоналом по прочим операциям», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

     В системе аналитического учета дебиторскую  и кредиторскую задолженности отражают раздельно по видам.

     Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженность отражаются в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодательство связывает те или иные правовые последствия. Наступление или истечение срока влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений,               связанных с правами и обязанностями сторон. Существуют нормативные сроки (установленные законом или иными правовыми актами) и договорные сроки (определяемые соглашением сторон). Как разновидность нормативных сроков гражданского права, различают сроки, в течение которых нарушенное или оспариваемое право подлежит защите, например срок исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или увеличенные по сравнению с общим сроком.

     Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резерва по сомнительным долгам. Но эта списанная задолженность не считается аннулированной. Такую списанную задолженность отражают на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет и наблюдают за возможностью ее взыскания. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на увеличение финансовых результатов организации в качестве внереализационных доходов.

     Обычно  платежи по текущим обязательствам, вытекающим из договоров купли-продажи, комиссии и поручения, аренды, вексельного займа, коммерческого кредитования и пр., участники хозяйственных операций погашают не наличными деньгами, а перечислением через банковские учреждения безналичных денежных средств.

     Расчеты, производимые организациями через  банк, делятся на две группы: расчеты по товарным и нетоварным операциям. К товарной группе относят расчеты за реализованные материально производственные запасы, оказанные услуги и выполненные работы, а к нетоварной группе — операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно-исследовательскими и учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате и пр. Наибольший удельный вес в общей массе расчетов составляют расчеты по товарным операциям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Формы расчетов

1.2.1. Общая характеристика форм расчетов

     Основными формами расчетов по товарным операциям являются: акцептная, аккредитивная, платежными поручениями, чеками, векселями, путем плановых платежей. Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.

     Кроме того, все расчеты можно подразделить на иногородние и одногородние. Иногородними являются расчеты между организациями, имеющими счета в учреждениях банка, расположенных в разных населенных пунктах. К одногородним относятся расчеты между организациями, счета которых находятся в одном или разных учреждениях банка одного населенного пункта.

     Акцептная форма расчетов до недавнего времени была наиболее распространенной. Акцепт — это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок. Акцептная форма расчетов и расчеты платежными требованиями применяются между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги. Эта форма расчетов позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком условий договора: сроков, условий поставки или цен.

     Акцепт  может быть предварительный и  последующий. В случае предварительного акцепта плательщик, получив платежное требование, должен решить вопрос о его оплате (по иногородним счетам в течение трех рабочих дней, по одногородним — в течение двух дней). Если в этот срок не поступит отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.

     При последующем акцепте платежное  требование оплачивается немедленно при получении его банком плательщика, но затем плательщик должен в течение трех рабочих дней рассмотреть правильность оплаты и при необходимости заявить отказ от акцепта.

     Отказы  покупателей от акцепта платежных  требований могут быть частичными и полными. Мотивами для полного отказа от акцепта платежного требования могут быть отгрузка товара не по адресу, досрочная поставка товара без согласия покупателя. Счет допускается оплачивать частично, когда в нем указана цена, превышающая установленную договором, нарушен ассортимент материальных ценностей, допущены арифметические ошибки и пр. За необоснованный отказ от акцепта покупатель может нести материальную ответственность (по решению арбитражного суда). Грузы, по которым последовал полный отказ от акцепта, поступают на ответственное хранение к покупателю до получения указаний от поставщика.

     При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению своего клиента — покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности (работы или услуги) на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка. Аккредитив может выставляться как за счет собственных средств покупателя, так и за счет ссуды банка. Обычно аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем.

     При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива). В данной форме расчетных отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.

     В тех случаях, когда продавец сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится заранее перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать способом решения конфликта.

     В отличие от акцептной формы, аккредитивная  форма расчетов ведет к отвлечению, как бы «замораживанию» средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования. Поэтому нецелесообразно применение аккредитивной формы расчетов с постоянными покупателями, своевременно производящими платежи по своим обязательствам.

     Наиболее  распространенной формой проведения безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

Информация о работе Бухгалтерский учет текущих расчетов в деятельности предприятия