Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:24, курсовая работа
Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.
Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.
2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
3. Разница процентных
ставок в разных странах.
4. Деятельность
валютных рынков и
5. Степень использования
определенной валюты на
6. На курсовое
соотношение валют
7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.
Государство издавна вмешивалось в валютные отношения. Вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях.
Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями. Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством как совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями- двухсторонними и многосторонними- между государствами по валютным проблемам. Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование и регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное- с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
1. Частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
2. Национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
3. На межгосударственном уровне.
Органом межгосударственного регулирования является МВФ, а с середины 70-х годов стали также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С 1993 года Россия также участвует в этих совещаниях.
Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроется в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.
Одной из форм валютных ограничений, широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения импорта и экспорта.
Валютные ограничения в экономике капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную, противоречивую роль.
С одной стороны, они служат двойственным средством выравнивания платежных балансов, поддержания курсов национальных валют и концентрации в руках государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров и капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других государств, способствует росту национального производства.
С другой стороны, валютные ограничения способствуют развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья и работающих на внутренний рынок. Однако вследствие того, что другие страны также их применяют, валютные ограничения служат существенным препятствием для проникновения монополий на рынки других стран.
Монополии США и других стран заинтересованы в том, чтобы они могли без каких-либо ограничений вывозить свои товары и капиталы в другие страны и свободно перевозить за границу выручку от продажи этих товаров и прибыли на вложенный капитал.
Отсутствие правительственных валютных ограничений является одним из условий, дающих возможность другим государствам осуществлять неэквивалентный товарообмен и систематически сводить платежный баланс в расчетах с развивающимися странами с активным сальдо, а следовательно, поддерживать постоянную финансовую зависимость этих стран от монополий других государств. Поэтому правящие круги промышленно развитых государств, испытывающие потребность в расширении внешних рынков сбыта, в большей мере заинтересованы в отмене или в ослаблении валютных ограничений, чем в их применении. Вводя валютные ограничения, они всегда рассматривают их как вынужденную меру и стремятся при первой возможности ликвидировать их, причем не только у себя, но ив других странах.
Целесообразность установления свободной обратимости валют или применения валютных ограничений определяется для каждого государства в тот или иной момент состоянием его экономики и внешних расчетов. Для промышленно развитых стран в зависимости от состояния экономики и позиций на мировом рынке в один период свободная обратимость их валют может быть экономически целесообразной, в другой- наоборот, она не даст для экономики ничего, кроме вреда.
Международный валютный фонд был создан в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезным препятствием на пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:
- собирать и
систематизировать валютное
- постоянно
наблюдать за всеми
- изучать формы и методы валютных ограничений, применяемых отдельными государствами.
- разрабатывать предложения Директорату Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных ограничений.
- вести переговоры со странами-членами об отмене или ослаблении тех или иных форм валютных ограничений.
В первые же годы существования Фонда, правящие круги США убедились, что не могут добиться ликвидации валютных ограничений, опираясь только на ресурсы Фонда. Тогда, учитывая огромную потребность всех стран, особенно стран Западной Европы в долларах, они прекратили кредитование их через МВФ и объявили так называемый “план Маршала”.
Кредиты по “плану Маршала” предоставлялись странам Западной Европы в порядке двухсторонних соглашений между правительством США и правительством соответствующей страны-заемщика. Эти соглашения содержали обязательства стран, получающих кредит по “плану Маршала”, относительно отмены или ослабления применяемых ими валютных ограничений.
Для того, чтобы устранить валютные ограничения в международных расчетах по текущим операциям, МВФ способствовал созданию европейского платежного союза (ЕПС) и введению, хотя и в несколько урезанной форме, многосторонних расчетов между странами Западной Европы.
МВФ за время своего существования, несмотря на давление, которое он оказывал на правительства, состоящих в нем государств, не выполнил поставленной перед ним задачи в отношении полной ликвидации валютных ограничений и восстановления неограниченной обратимости капиталистических валют.
МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.
Фонд предоставляет
свои ресурсы участвующим в нем
странам в форме продажи
Годы существования МВФ показали, что путем частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных и развивающихся стран.
На рубеже 80-90-х годов Россия вступила на путь создания рыночной экономики. важной сферой этих преобразований являются международные валютные отношения страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Вступление России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР способствует процессу формирования рыночной модели международных валютных отношений в соответствии с мировым стандартом, сложившимся в странах с эффективной системой рыночного хозяйства, и с учетом особенностей трудного переходного периода от плавной экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах собственности. При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт.
Валютная система.
Надо сказать,
что в России регулируются
валютные отношения с другими
странами. Руководство валютной
политикой осуществляет
Валютными операциями считаются:
- операции, связанные
с переходом права
- ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов.
Информация о работе Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте