Бухгалтерский учет операций с основными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование вопросов осуществления бухгалтерского учёта, изучение теоретического материала, действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, проведения анализа основных средств.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

 правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах синтетического и аналитического учета наличия и движения основных средств;

 контроль за сохранностью основных средств, в том числе находящихся на консервации и в запасе;

 контроль за правильностью учета амортизации с применением
избранного способа начисления в течение срока полезного использования основных средств;

 контроль за правильностью отражения результатов продаж и прочего выбытия основных средств, включая передачу их в аренду;

 контроль за соблюдением сметы и полным отражением в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных
средств;

 контроль за правильностью формирования и списания затрат на техническое обновление и реконструкцию объектов основных средств за счет соответствующих источников финансирования;

Содержание

Введение………………………………………..……..…………................. 3

I. Теоретические основы учета движения основных средств

1.1. Сущность, классификация и оценка основных средств……………... 6

1.2. Аналитический учет основных средств…………………………..10

II. Организация бухгалтерского учета основных средств

2.1. Учет поступления основных средств……………………………...15

2.2. Учет выбытия основных средств………………………………......19

2.3. Учет затрат на восстановление основных средств……………….23

2.4. Учет затрат на восстановление основных средств………….................25

Инвентаризация – способ контроля движения основных средств…….. 30

Переоценка основных средств……………………………………………33

Заключение………………………….……………………….………… … 37

Список литературы……………..………………………………… … . ….38

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая Осн.ср-ва.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих организаций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списанию объектов про­грамме реконструкции и делает в акте на списание ссылку на конкрет­ный пункт программы.

В актах на списание обязательно приводятся данные о датах изго­товления или постройки; ввода в эксплуатацию; сроке полезного ис­пользования; первоначальной стоимости; сумме амортизации, начис­ленной на момент выбытия; количестве проведенных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, по­лученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате стихийных бедствий и аварий, к акту долж­на быть приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновни­ков. Акты на списание утверждает руководитель организации, после чего осуществляются демонтаж и разборка объектов.

Пример 1. Учет выбытия объекта основных средств вследствие полной амортизации ООО «СПЕКТР». Ликвидировано вследствие полной амортизации здание гаража на тер­ритории организации. Первоначальная стоимость — 7000 руб., сумма начисленной амортизации — 6200 руб. Разборка произведена силами рабочих самой организации, и расходы составили 400 руб., стоимость непригодных к дальнейшему использованию материалов после демон­тажа здания по рыночным ценам вторичного сырья — 300 руб.

На счетах будут произведены следующие бухгалтерские записи.

Содержание операции

Д-т

К-т

Сумма

Списана первоначальная стоимость объекта основных средств

01 субсч «Выбытие»

01

7000

Списана сумма начисленной амортизации

02

01 субсч «Выбытие»

6200

Отражены расходы на разборку и вывоз строительного мусора силами собственной организации

91.2

23

400

Списывается остаточная стоимость ликвидированного  объекта основных средств

91.2

01 субсч «Выбытие»

800

Оприходованы материалы по рыночным цена вторичного сырья на дату оприходования

10.6

91.1

300

Списан сальдо (убыток)

91.9

91.2

900

2.3. Учет амортизации основных средств.

Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.

Износ начисляется следующими проводками:

Д-т 20,23,25,26            К-т 02                  – начислен износ основных средств.

Начисляя износ, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом.

В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.

Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Износ не начисляется на:

1.      машины, оборудование и другие подобные средства труда, которые числятся на предприятии как товар или готовая продукция;

2.      основные средства, полученные безвозмездно и по договорам дарения, а также объекты, полностью приобретенные за счет бюджетных ассигнований (если объект приобретен частично за счет бюджетных ассигнований, то износ рассчитывается с части стоимости, равной собственным затратам предприятия жилищный фонд;

3.      объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и др.;

4.      продуктивный скот, буйволов, оленей;

5.      многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

6.      приобретенные издания (книги, брошюры и др.);

7.      мобилизационные мощности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Амортизация приостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трех месяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителем предприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01 организации самостоятельно делают выбор способов начисления амортизации, к числу которых относятся: линейный способ; способ уменьшаемого остатка (списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования); способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из применяемого способа начисления:

      при линейном способе — на основе первоначальной стоимости или
восстановительной (текущей) стоимости при переоценке объек­та и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полез­ного использования;

      при способе уменьшаемого остатка — на основе остаточной сто­имости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и ко­эффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с за­конодательством РФ. Коэффициент ускорения определяется на федеральном уровне органами исполнительной власти, которые разрабатывают перечень высокотехнологичных отраслей и эф­фективных видов машин и оборудования. По объектам лизинго­вого имущества, относящимся к активной части основных средств, коэффициент ускорения определяется условиями договора ли­зинга и не может быть более 3; субъекты малого предпринима­тельства могут применять коэффициент ускорения, равный 2;

      при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полез­ного использования — на основе первоначальной или восстано­вительной стоимости, умноженной на коэффициент годового со­отношения, где в числителе — число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сум­ма чисел лет срока службы объекта;

      при способе списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ) — исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема про­дукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

2.4.  Учет затрат на восстановление основных средств

 

Для обеспечения бесперебойной работы основных средств необхо­димо не только систематически наблюдать за их состоянием в процес­се производства (смазка, осмотр и т. п.), но и периодически их восста­навливать путем проведения ремонта (текущего, среднего и капитального), а так же модернизации и реконструкции.

Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово – предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.

Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).

Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.

Под капитальным ремонтом понимается:

для оборудования и транспортных средств – полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;

для зданий и сооружений – смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).

Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдель­ных узлов или деталей для поддержания объектов в рабочем состоя­нии. Под капитальным ремонтом понимают одновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов. Модернизация и реконструкция имеют цель улучшить нормативные показатели функционирования объекта основных средств (срока по­лезного использования, мощности).

Учет затрат на модернизацию и реконструкцию объектов, осуще­ствляемую во время ремонта продолжительностью более 12 меся­цев, ведется в порядке, предусмотренном для учета капитальных вложений.

Восстановление основных средств проводится в соответствии с пла­ном исходя из системы планово-предупредительного ремонта, кото­рый утверждается руководителем организации. Система планово-пре­дупредительного ремонта предусматривает обслуживание основных средств, текущий и капитальный ремонт. Она разрабатывается орга­низацией на основе технических характеристик объектов основных средств, условий их эксплуатации и т. п.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» работы по восстановлению основных средств и соответствующие расходы от­носятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на восстановление основных средств отражают реальные затраты в связи с реализацией планово-предупредительного ремонта оборудования и других объектов основных средств. При этом расходы по обычным видам деятельности, включая расходы на восстановление основных средств, группируются в бухгалтерском учете организации в поэле­ментном разрезе.

Однако для целей управления организуется учет расходов по стать­ям затрат, перечень которых устанавливается самой организацией.

Восстановление основных средств может осуществляться подряд­ным или хозяйственным способами. При подрядном способе работы по восстановлению производятся специализированными (сторонни­ми) организациями на основе договора подряда. При хозяйственном способе они выполняются вспомогательными ремонтными цехами орга­низации или ремонтными бригадами цехов основного производства.

Для контроля над своевременным проведением ремонтных работ инвентарные карточки объектов основных средств размещаются в кар­тотеке в разделе «Основные средства в ремонте», а после оформления акта приемки-сдачи (ф. № ОС-3) перемещаются в раздел действу­ющих объектов.

Финансирование затрат на восстановление основных средств за­висит от принятой в организации учетной политики. В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно решить вопрос о формировании источников финансирования указанных зат­рат: за счет резерва расходов на ремонт основных средств или не­посредственного включения затрат в себестоимость продукции. При этом затраты на восстановление объектов основных средств отража­ются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. Резерв на ремонт формируется за счет ежемесячных от­числений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержки производства исходя из сметной стоимости ремонта. Например, го­довая смета затрат на ремонт объекта — 72 000 руб., тогда ежемесяч­ная сумма отчислений в резерв составит 6000 руб. (72 000 : 12). При этом ежемесячно дебетуются счета затрат (20,23 и др.) и кредитуется счет 96 субсчет «резерв расходов на ре­монт основных средств».

При хозяйственном способе выполнения работ по восстановлению все фактические затраты, учтенные на счете 20 «Основное производ­ство» или 23 «Вспомогательные производства», списываются за счет резерва расходов на ремонт основных средств. В этом случае оформ­ляются такие бухгалтерские записи: Д-т сч. 96 и  К-т сч.: 20

Фактические затраты на законченные работы по ремонту отра­жаются в инвентарных карточках учета основных средств на осно­вании актов приемки-сдачи отремонтированных, реконструирован­ных и модернизированных объектов. Один экземпляр акта обязательно сдается в бухгалтерию организации для отметок в инвентарных кар­точках и определения фактической себестоимости законченных ра­бот. Итоговая сумма затрат на восстановление объекта при выпол­нении работ хозяйственным способом уменьшается на стоимость замененных конструкций, деталей, узлов и материалов, пригодных для дальнейшего использования и подлежащих оприходованию. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств, улучшающие ранее принятые нормативные показатели по мощно­сти, качеству, сроку полезного использования, могут привести к уве­личению первоначальной стоимости объектов, а потому относятся на дебет счета 01 «Основные средства» и кредит счета 83 «Добавоч­ный капитал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по пере­оценке».

Информация о работе Бухгалтерский учет операций с основными средствами