Бухгалтерский учет операций с основными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование вопросов осуществления бухгалтерского учёта, изучение теоретического материала, действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, проведения анализа основных средств.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

 правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах синтетического и аналитического учета наличия и движения основных средств;

 контроль за сохранностью основных средств, в том числе находящихся на консервации и в запасе;

 контроль за правильностью учета амортизации с применением
избранного способа начисления в течение срока полезного использования основных средств;

 контроль за правильностью отражения результатов продаж и прочего выбытия основных средств, включая передачу их в аренду;

 контроль за соблюдением сметы и полным отражением в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных
средств;

 контроль за правильностью формирования и списания затрат на техническое обновление и реконструкцию объектов основных средств за счет соответствующих источников финансирования;

Содержание

Введение………………………………………..……..…………................. 3

I. Теоретические основы учета движения основных средств

1.1. Сущность, классификация и оценка основных средств……………... 6

1.2. Аналитический учет основных средств…………………………..10

II. Организация бухгалтерского учета основных средств

2.1. Учет поступления основных средств……………………………...15

2.2. Учет выбытия основных средств………………………………......19

2.3. Учет затрат на восстановление основных средств……………….23

2.4. Учет затрат на восстановление основных средств………….................25

Инвентаризация – способ контроля движения основных средств…….. 30

Переоценка основных средств……………………………………………33

Заключение………………………….……………………….………… … 37

Список литературы……………..………………………………… … . ….38

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая Осн.ср-ва.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.

Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РФ.

Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

1.2. Аналитический учет основных средств

Учет основных средств в организациях и на предприятиях ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого | классификатора в разрезе инвентарных объектов.

Инвентарный объект как единица учета основных средств представ­ляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначен­ный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выпол­нения определенного вида работ. Если объект включает несколько ча­стей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждому инвентарно­му объекту (отдельно стоящему зданию с его внутренними коммуни­кациями и надворными постройками, обособленному сооружению, станку или аппарату с приспособлениями, приборами, индивидуаль­ным ограждением, системами управления и контроля и т. п.), нахо­дящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров, например, для автоматизированных производ­ственных систем). Он пробивается на металлическом жетоне или на­носится на объект иным способом.

Инвентарные номера имеют кодовое обозначение. При этом для каждой номенклатурной группы основных средств отводится серия порядковых номеров, чтобы по коду можно было определить принад­лежность объекта к той или иной классификационной группе. Инвен­тарный номер объекта сохраняется за ним в течение всего периода его эксплуатации в данной организации. Он проставляется на всех пер­вичных документах, оформляющих наличие и движение объекта. При выбытии объекта его номер считается ликвидированным и вновь по­ступившему объекту не присваивается в течение пяти лет.

Формы первичной документации для учета основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующие первичные учетные документы для оформления операций по движению основных средств:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме №ОС – 1 применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов: поступивших за плату от других органи­заций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учреди­телями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйствен­ное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения ос­новных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а так­же выбытия при их продаже, передаче и др.

При оформлении приемки объекта акт составляется в одном эк­земпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бух­галтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом (накладной) с от­ражением в инвентарной карточке учета основных средств. При офор­млении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый — с распиской получателя и сдатчика передает­ся в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику.

Акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по форме № ОС – 3 – применяется для оформле­ния приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, выполнившего ра­боты по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах: первый — остается в организации; второй — передается производите­лю работ. Оформленные акты сдаются в бухгалтерию, а в технический паспорт объекта вносятся необходимые изменения в раздел характе­ристики объекта. Акт, подписанный главным бухгалтером, утвержда­ется руководителем организации.

Акт на списание основных средств по форме № ОС – 4 – для оформления операций по ликвидации основных средcтв (кроме автотранспорта);

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами ко­миссии, утверждается руководителем организации. Первый экземп­ляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад мате­риалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта. Затра­ты по списанию и стоимость оставшихся материальных ценностей от­ражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОС – 4а – для оформления операций по ликвидации автотранспорта. Состав­ляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утвер­ждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с до­кументом, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй — остается у материально ответ­ственного лица и является основанием для сдачи на склад материаль­ных ценностей, оставшихся после списания.

Инвентарную карточку учета основных средств по форме № ОС – 6 – для оформления пообъектного учета основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных докумен­тов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств. При значительном изменении качественных и количествен­ных показателей в характеристике объекта (достройка, дооборудова­ние и т. п.) может быть открыта новая карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

Акт о приемке оборудования по форме № ОС – 14 – для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;

Акт приемки – передачи оборудования в монтаж по форме № ОС – 15 – для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС – 16 – для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.

На каждый объект основных средств должна вестись карточка учета с подробной характеристикой. В организациях, имеющих небольшое число объектов основных средств, разрешается вести учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо.

Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия на инвентарных карточках на бумажных или электронных носителях информации. Они открываются отдельно на каждый объект. Приспособления и принадлежности, составляющие единое целое с объектом, также отражаются в его инвентарной кар­точке. Обязательными реквизитами карточек являются: наименова­ние и назначение объекта, инвентарный номер, организация-изгото­витель, дата и номер документа на оприходование, первоначальная стоимость, признак собственности, краткая индивидуальная характе­ристика объекта, срок полезного использования, норма амортизации, ее код и др. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для того служат данные первич­ных документов — актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др. При этом обяза­тельными являются подписи должностных лиц, ответственных за со­вершение хозяйственных операций. При переоценке объектов теку­щая (восстановительная) стоимость отражается в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». По объекту основных средств, сто­имость которого выражена в иностранной валюте, в карточке наряду с рублевой оценкой показывается его контрактная стоимость в ино­странной валюте. По наиболее важным объектам в отделе главного ме­ханика организации оформляется специальный паспорт. В организаци­ях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет ведется в инвентарной книге типовой формы по классификаци­онным группам (видам) основных средств и по местам их нахожде­ния. При отсутствии автоматизированного учета инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии. В карто­теке бухгалтерии они располагаются по классификационным группам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фон­дов, а внутри их — по местонахождению (цех, отдел), видам (здания, сооружения и т. д.), инвентарным номерам. Заполненные инвентар­ные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ве­дутся, в одном экземпляре по классификационным группам (видам) основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Организация бухгалтерского учета основных средств.

2.1 Учет поступления основных средств

Для учета основных средств действующим Планом счетов преду­смотрен ряд синтетических счетов.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для учета наличия и дви­жения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на кон­сервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких органи­заций, отражается на этом счете в соответствующей доле.

Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется для отра­жения накопленной амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации на правах собственности и сдан­ных в аренду, включая финансовую аренду.

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназ­начен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и пре­доставляемые за плату во временное пользование (временное владе­ние и пользование) с целью получения дохода.

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования, а также о затратах по формированию основного стада, рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, кото­рые учитываются в составе средств в обороте). К счету могут быть открыты субсчета: 1 «Приобретение земельных участков»; 2 «Приобре­тение объектов природопользования»; 3 «Строительство объектов основных средств»; 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 8 «Выполнение научно-исследовательских опытно-конст­рукторских и технологических работ» и др.

Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предназначен для обоб­щения информации об уплаченных или причитающихся к оплате орга­низацией суммах налога по приобретенным ценностям. К этому счету могут быть открыты субсчета: 1 «НДС при приобретении основных средств»; 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» и др.

Счет 80 «Уставный капитал» применяется для обобщения инфор­мации о состоянии и движении уставного (складочного) капитала организации. Увеличение и уменьшение уставного капитала, в том числе за счет имущества, относящегося к основным средствам, осуще­ствляется после внесения соответствующих изменений в учредитель­ные документы организации.

Счет 83 «Добавочный капитал» предназначен для обобщения ин­формации о добавочном капитале организации, на нем отражается прирост стоимости внеоборотных активов по результатам переоцен­ки, а также сумма разницы между продажной и номинальной стоимо­стью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Счет 90 «Продажи» используется для обобщения информации о до­ходах и расходах» организации и выявления финансового результа­та за отчетный период. К нему могут быть открыты несколько суб­счетов.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереали­зационных) отчетного периода. На этом счете находят отражение по­ступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств; поступления в связи с безвозмездным получением активов, а также расходы по продаже, выбытию, предоставлению за плату во временное владение и пользование, расходы на консервацию объек­тов основных средств и др. К нему открываются субсчета: 1 «Прочие доходы»; 2 «Прочие расходы»; 3 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные по­ступления». Предназначен для обобщения информации о доходах, по­лученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:

1.Приобретением за плату или в обмен на другое имущество;

2.Сооружением и изготовлением;

3.Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал;

4.Безвозмездным получением;

5.По договору мены.

Рассмотрим несколько операций по поступлению основных средств.

В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС (согласно пункту 21 Методических указаний).

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций по приобретению основных средств на конкретной ситуации, имевшей место в ООО «СПЕКТР».

Пример 1. Приобретено по договорным ценам у разных организаций отечественное оборудование, не требующее монтажа. Стоимость оборудо­вания составляет 200 000 руб. Затраты на доставку, погрузку, разгрузку составили 30 000 руб. НДС по приобретенному оборудованию — 36 000 и по указанным затратам — 5400 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Информация о работе Бухгалтерский учет операций с основными средствами