Бухгалтерский учет на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в приближении ее к международным стандартам. И зависит это не только от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий………………7
Правовые основы функционирования малых предприятий
и общие принципы организации бухгалтерского учета ……………..………………10
Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях……………17
Упрощенная система налогообложения, учета и
отчетности для малых предприятий…………………………...……………………….24
Заключение…………………………………………………………………………….....29
Список литературы…………………………………………………………………...….32
Приложение………………………………………………………………………….…...33

Работа содержит 1 файл

бухгалтерский учет на малом предприятии.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    2. Положения (стандарты) бухгалтерского  учета, раскрывающие основные  принципы бухгалтерского учета (№ 1 "Учетная политика", № 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", № 3 "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте" и др.). К данному уровню относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

    3. Методологические указания (инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому  учету различных видов имущества,  денежных средств и обязательств. Важным документом здесь являются Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131.

 

    3. Особенности ведения  бухгалтерского учета  на малых предприятиях

    В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (20) малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журналь-но-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. № 176. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

    Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

    При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании  себестоимости продукции малые  предприятия руководствуются отраслевыми  указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

    Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (Приложение 1).   

    В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

    На  счете 01 “Основные средства” рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 “Амортизация основных средств”.

    Выбывающие  основные средства списываются со счета 01 “Основные средства” в дебет  счета 02 “Амортизация основных средств”. Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 “Продажи”. В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 “Продажи”. Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

    Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 “Материалы”.

    Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 “Основное производство”. При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).

    Если  ремонтные работы выполняются подрядным  способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйственных расходов.

    При кассовом методе учета доходов и  расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 “Основное производство” только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 “Товары” до момента поступления денежных средств.

    При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств  и кредитуют счет 90 “Продажи”, после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

    В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 “Продажи” корреспондируется с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

    Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 “Продажи”). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

    Учет  готовой продукции и товаров  осуществляется на счете 41 “Товары”.

    Товары, приобретаемые для продажи, принимаются  к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

    Учет  продажи продукции (работ, услуг) и  любого другого имущества малого предприятия, а также определение  финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 “Продажи”.

    Финансовые  результаты и их использование могут  учитываться непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки”.

    В течение года суммы прибыли и  ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета — ее использование.

    По  окончании года на дату составления  бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется  со счета 99 на счет 84 “Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)”.

    Учет  всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету — возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

    Учет  ссуд банка, заемных и целевых  средств осуществляется малым предприятием на счете 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” по их видам и срокам погашения.

    При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитического учета — следующие ведомости:

    учета основных средств, начисленных амортизационных  отчислений (ф. №В-1);

    учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);

    учета затрат на производство (ф. № В-3);

    учета денежных средств и фондов (ф. №  В-4);

    учета расчетов и прочих операций (ф. №  В-5);

    учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-б (отгрузка));

    учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7);

    учета оплаты труда (ф. № В-8);

    шахматную (ф. № В-9).

    Ведение Книги учета фактов хозяйственной  деятельности и ведомости учета  заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

    В Книге учета фактов хозяйственной  деятельности по каждой хозяйственной  операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма Книги

 

    

    учета фактов хозяйственной деятельности приведена ранее. При открытии Книги  в ней записывают остатки по каждому счету.

    Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или- в  форме Книги, предназначенной для  учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней  странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

    Ведомости ф. № В-1 — В-9 предназначены для  аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

    Запись  в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

    Если  количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого — в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе “Сумма”, по дебету счета 50 “Касса”, кредиту счета 51 “Расчетный счет” Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

    Если  на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в  соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе “Сумма” Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.

    Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

    При наличии у малого предприятия  значительного количества объектов основных средств оно может вести  их учет в инвентарных карточках  учета основных средств (форма ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 “Основные средства” в ведомости по форме Х° В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета.

    По  окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому  счету и выводят конечное сальдо.

    Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе “Сумма”. Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

    Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной  деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется  составить оборотную ведомость  по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

    При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

    Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом — в порядке увеличения их номеров.

Информация о работе Бухгалтерский учет на малом предприятии