Коммерческая
организация может не чаще
одного раза в год (на начало
отчетного года) переоценивать группы
однородных объектов основных
средств по текущей (восстановительной)
стоимости путем индексации или прямого
пересчета по документально подтвержденным
рыночным ценам. Машины, оборудование,
сельскохозяйственные орудия, различный
инвентарь, приобретаемый, а так же изготовляемый
в мастерских хозяйства и учитываемый
в составе основных средств, отражаются
в оценке , равной фактической сумме затрат
на приобретение или изготовление , включая
все расходы за доставку , монтаж и установку.
Основные
средства, бывшие в эксплуатации
и приобретенные за плату, принимаются
на учет в сумме оплаты и расходов
за доставку и установку, с добавлением
суммы износа по этим средствам, указанный
в документах на оплату.
Здания
и сооружения, выстроенные хозяйственным
способом, принимают на учет по
фактической стоимости строительства.
При строительстве подрядным способом
сданные подрядчиком объекты принимают
на учет по сметам, договорной стоимости.
Молодые
насаждения учитывают в сумме
фактически произведенных затрат
на их посадку. В дальнейшем
до сдачи этих насаждений в
эксплуатацию и их стоимости присоединяют
расходы на выращивание. Таким образом,
многолетние насаждения эксплуатационного
возраста будут учтены по фактической
себестоимости.
Капитальные
затраты по улучшению земель (неинвентарного
характера) принимаются на учет
по фактической стоимости указанных
работ.
Основные
средства, внесенные учредителями
в счет их вкладов в уставный
капитал предприятия, принимаются
на учет в оценке по договоренности
сторон.
Оценка
основных средств, полученных
от других предприятий и лиц
безвозмездно, а так же в качестве субсидий
правительственного органа, производятся
экспертным путем или по данным документов
приемки-передачи.
Кроме
того, сумма дооценки объекта
основных средств в результате
переоценки зачисляется в добавочный
капитал организации(Д-01 и К-83). Сумма
уценка – переносим на счет прибылей и
убытков в качестве расходов (Д-91 и К-01).
Сумма дооцеки объекта основных средств,
равная сумме его уценки, приведенной
в предыдущие отчетные периоды в качестве
дохода. В этом случае сумму дооценки отражают
по Д-01 и К-91.Сумма уценки относится в уменьшение
добавочного капитала организации, образованные
за счет сумм дооценки этого объекта,
проведенной в предыдущие отчетные периоды
(Д-83 и К-01). Превышение суммы уценки объекта
над суммой его дооценки, относиться на
счет прибылей и убытков в качестве операционного
дохода(Д-91 и К-01). При выбытии объекта основных
средств сумма его дооценки переноситься
с добавочного капитала организации в
нераспределенную прибыль (Д-84 и К-83).
Оценка
объекта основных средств, стоимость
которых при приобретении выражена в иностранной
валюте, производится в рублях путем пересчета
суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ
РФ.
1.2.
Нормативные акты,
характеризующие
правовую основу учета
основных средств
В
России ведется постоянная работа
по совершенствованию системы правового
и методического регулирования бухгалтерского
учета, базирующаяся на четырехуровневой
системе нормативно-правовых актов.
Основными нормативными документами,
регулирующими учет основных
средств на первом уровне является:
1) Федеральный
закон «О бухгалтерском учете»
от 21.11.1996г. №129-ФЗ. ФЗ « О бухгалтерском
учете», который регулирует основные
положения бухгалтерского учета
в РФ: объекты, задачи, понятия
в учете, его среду действия,
порядок регулирования, организацию,
учетную политику, права и обязанности
главного бухгалтера, основные требования
к бухгалтерскому учету, содержание первичной
документации, оценку имущества и обязательств,
состав бухгалтерской отчетности, адреса
и сроки ее представления, порядок хранения
документов бухгалтерского учета.
Весьма
важное место на этом уровне
занимает и Налоговый кодекс
Российской Федерации, а именно
2)НК
РФ г. 2 Федеральный закон от05.08.2000г.
№177-ФЗ (в ред.от 29.12.2000 г. №166-ФЗ)
Второй
уровень системы нормативного регулирования
составляют положения по бухгалтерскому
учету.
1)Положение
по ведению бухгалтерского и
бухгалтерской отчетности в РФ,
утвержденное приказом Минфина
РФ от29.07.1998 г. №34-м (в ред.приказа
Минфина РФ от 24.03.2000 г.) Положение
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ включает шесть разделов
и рассматривает следующие вопросы: понятие
бухгалтерского учета, его объектов, задач,
требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского
учета, порядок оценки имущества, проведенные
инвентаризации, основные правила составления
и предъявления отчетности, порядок представления
бухгалтерской отчетности, правила сводной
бухгалтерской отчетности в случае наличия
у организации дочерних и зависимых обществ;
порядок хранения бухгалтерских документов.
2)Положение
по бухгалтерскому учету «
Учет основных средств» ПБУ
6/ 01 от 30.03.01 г № 26 – устанавливает
правила формирования в бухгалтерском
учете информации об основных
средствах организации, применяется
в отношении доходных вложений в
материальные ценности. ПБУ 6/01 определяет
экономическую сущность основных средств,
порядок определения срока их полезного
использования, оценку и переоценку основных
средств.
В настоящем Положении рассматриваются
вопросы амортизации объектов основных
средств : в каких случаях она начисляется,
в каких не начисляется, способы начисления,
амортизации, порядок отнесения амортизации
на объекты учета затрат.
В 4 разделе изменяются вопросы
исчисления важных средств: посредством
ремонта, модернизации и реконструкции.
В 5 разделе излагаются вопросы
выбывания основных средств: в
случаях их пропажи, безвозмездной
передачи, списание при физической
или моральном износа, ликвидации
при авариях, стихийных бедствиях
и иных чрезвычайных ситуациях,
передачи в виде вклада в уставный капитал
других организаций.
И,
наконец, в 6 разделе раскрывается
информация об основных средствах
в бухгалтерской отчетности организации.
3)Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная
политика организации» ПБУ 1/98 от
09.12.1999 г. В соответствии с документами
с ПБУ1/98 «Учетная политика организации»
в конце года главный бухгалтер должен
оформить учетную политику предприятия
на следующий год, утверждает ее своим
приказом руководителем хозяйства
в срок не позднее первой публикации годовой
отчетности, но не свыше 90 дней со дня приобретения
прав юридического лица. Ее изменения
в отчетности периоде не допускается,
за исключением, когда имеют место изменения
действующего законодательства, рекомендации,
имена собственников, разработка новых
способов введения бухгалтерского учета.
Раскрытие
Положений по бухгалтерскому
учету должно осуществляться
в документах третьего уровня
— методических указаниях и
рекомендациях по ведению бухгалтерского
учета. Одним из важнейших документов
этого уровня является План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и инструкция по их применению
от31.10.2000 г. №94-н. К ним также можно отнести:
1)Приказ
Минфина России «Об утверждении
методических указаний по бухгалтерскому
учету основных средств» от13.10.2003 г. №94н.
2)Методические
указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств от
13.06.1995 г. №49.
3)Альбом
унифицированных форм первичной
документации от 30.10.1997 г. №71с.
4)Методические
указания по применению главы 21 «НДС»
НК РФ от 17.02.1997 г. №БГ -3/03/447.
5) «
Об отражении в бухгалтерском
учете операций по договору
лизинга» от 17.02.1997 г. №15.
6)Общероссийский
классификатор основных фондов
от 26.12.1994 г. №359.
7) «Об
уточнении порядка расчета амортизированных
отчислений и переоценке основных фондов»
постановление Правительства РФ от 24.06.98
г № 627.
8) Указание
о порядке отражения в бухгалтерском
учете и отчетности результатов
переоценки основных фондов по
состоянию на 01.01.96 г. Утверждено 19.12.95 г.
№ 130.
9) «
О порядке применения нормативных
документов по амортизационной
политике и переоценка основных
фондов в 1998 г. от 22.09.98 г. №
ВГ – 1-2313747.
10)
« Об отражения в бухгалтерском
учете отдельных операций в ЖКХ» от
29.10.93 г. № 118.
11)
« О формах бухгалтерской отчетности
организации». Приказ Минфина от
13.01.00 г. №44.
12)
Методические рекомендации в
порядке формирования показателей
бухгалтерской отчетности организации.
Приказ Минфина России от 28.06.00 г.
№ 60-н
13)Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
РФ приказом от 16.12.1998 г. №769 утверждено
«Отраслевые методические рекомендации
по учету основных средств
в сельскохозяйственных организациях
(предприятиях)»,в которых в порядке
конкретизации нормативных актов Минфина
Росси приводятся особенности учета основных
средств в сельском хозяйстве. «Отраслевые
методические рекомендации»включают
следующие разделы: общие положения, особенности
первичной документации по учету основных
средств в сельском хозяйстве, особенности
синтетического и аналитического учета
основных средств , особенности корреспонденции
счетов ,особенности регистров по учету
основных средств и другие.
В
Методических указаниях по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств
указывается имущество, подлежащее инвентаризации
;излагаются правила проведения инвентаризации;
приводятся конкретные правила проведения
инвентаризации отдельных видов имущества
и финансовых обязательств, рассматривается
порядок регу4лирования инвентаризационных
разниц и оформление результатов инвентаризации.
Четвертый
уровень в системе регулирования
занимают рабочие документы организации,
формирующие направленность ведения
бухгалтерского учета в методическом,
техническом и организационном аспектах.
Все это должно быть выражено в приказе
об учетной политике организации.
1.3.Обзор
литературы
Тема
«Учет основных средств» затрагивается
в разных литературных источниках:
как в учебниках и пособиях,
так и в журналах. Это показывает
актуальность этой темы.
Несмотря на кардинальные изменения,
вносимые в 2002г. гл. 25 «Налог
на прибыль организаций» НК
РФ в систему организации учета
на предприятиях и в организациях,
главные бухгалтеры задают вопросы,
связанные с применением положений
по бухгалтерскому учету , нового Плана
счетов бухгалтерского учета финансово-кредитной
деятельности организаций и Инструкции
по его применению, других документов
по бухгалтерскому учету.
Так,
Л.А. Зимакова в статье «
Реорганизация плана счетов бухгалтерского
учета» отмечает, что план счетов, применяемый
российскими организациями, был сформирован
в условиях, когда не были выделены налоговый,
управленческий и финансовый учет. В современных
хозяйственных условиях требуется реорганизация
плана счетов российских предприятий
на основе его модульного построения,
которые имеют следующие преимущества:
постепенное усложнение учета; соответствие
сетевым принципам организации экономики;
многократное определение финансового
результата разными, но сопоставимыми
способами; замена модуля позволяет перейти
с одной стороны системы учета в другую;
каждый модуль может являться учетно
– контрольной точкой; обеспечивается
постепенное совершенствование учета
по модулям; высокая степень гибкости,
возможность безболезненно добавлять
счета в каждый модуль.
Стандарт
интегрированного плана счетов российских
организаций должен быть представлен
пятью основными модулями: «финансовый
учет», «налоговый учет», « управленческий
учет», «стратегический учет», «контроль».
Таким образом, план счетов должен иметь
жесткую взаимосвязь с модулями, что достигается
с помощью технических средств. Модульная
система построения плана счетов позволяет
разграничить доступ к информации различных
пользователей и формирование ретроспективной,
текущей и прогнозной информации.[15]
По мнению
всех авторов, основные средства –
это часть имущества, используемая
в качестве средств труда при
производстве продукции, выполнении работ
или оказании услуг либо для управления
организацией в течение периода,
превышающего 12 месяцев или обычный операционный
цикл, если он превышает 12 месяцев. Данное
определение в целом не расходится с определением
основных средств, содержание которого
приведено в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».[3,6,8]