Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:43, курсовая работа
В первой главе рассматривается организация учета денежных средств в кассе и на банковских счетах предприятия, порядок проведения ревизии и инвентаризации кассы. Во второй главе раскрывается порядок проведения аудита кассовых операций, операций на расчетных, валютных и других счетах в банках.
ВВЕДЕНИЕ………….....………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.............. 6
1.1. Учет кассовых операций. Ревизия и инвентаризация кассы……. 6
1.2. Синтетический учет операций на расчетных, валютных счетах... 12
1.3. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах банка……………..………………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ…………….……….….… 22
2.1. Проверка кассовых операций при проведении аудита…………... 22
2.2. Проверка расчетного, валютного и других счетов в банках при проведении аудита…………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………….…… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......…………….…... 35
На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты (например, субсчет 50-4 «Касса в иностранной валюте»). Наличная иностранная валюта может выдаваться на командировочные и представительские расходы.
При наличии операций в наличной иностранной валюте записи производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ России, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся непосредственно в иностранной валюте. При учете денежных средств в иностранной валюте следует руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» [16].
Сразу же после получения и выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документы кассир делает записи в кассовой книге ф. КО- 4, которая предназначена для учета движения наличных денег.
Предприятие ведет только одну кассовую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. На последней странице кассовой книги указывают количество пронумерованных страниц, заверяемое подписями руководителя и главного бухгалтера.
Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и сумму по платежным ведомостям на оплату труда на оплату труда, не списанную в расход. Второй отрывной лист (отчет кассира – копия записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными документами кассир передает в бухгалтерию по расписку в кассовой книге.
Бухгалтерская обработка отчета кассира производится бухгалтерией предприятия и заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных кассовых документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к нему документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к нему документов, подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Также сверяют суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка по расчетному счету. После проверки кассового отчета в специальной графе проставляют номера корреспондирующих счетов. После проверки отчета кассира делается запись в журнал-ордер 1, причем каждому отчету в журнале отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале- ордере и ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов. Итоги журнала - ордера переносятся в конце месяца в Главную книгу.
Помимо денежных средств предприятия могут хранить в кассе денежные документы: марки государственных пошлин, путевки в санатории и дома отдыха, собственные акции, выкупленные у акционеров, извещения о денежных переводах и т.д. Денежные документы учитываются на отдельном субсчете 50-3 «Денежные документы». Аналитический учет этих ценностей ведется по их видам.
Порядком ведения кассовых операций предусмотрены внезапные ревизии кассы с полным пересчетом денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе, в сроки, установленные руководителем предприятия. Ревизию кассы проводит инвентаризационная комиссия предприятия, назначенная приказом по предприятию. Члены комиссии в присутствии кассира проверяют наличие полистным пересчетом всех денег, находящихся в кассе, квитанции на сданные для хранения ценности, ценные бумаги, чековые книжки и бланки строгой отчетности, а также ведение кассовой книги и порядок хранения денег. Результаты инвентаризации оформляют «Актом о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998г. №132 [14]. Акт составляется в трех экземплярах при проверке наличных денежных средств с участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), а в случае проверки наличных денежных средств со стороны администрации организации, где работает кассир - операционист (продавец, официант, приемщик заказов) – в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в контролирующую организацию, второй - в бухгалтерию проверяемой организации, третий - остается у материально ответственного лица, принявшего денежные средства на ответственное хранение. Если будет установлена недостача или излишек денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.
Выявленные при инвентаризации излишки зачисляют в доход предприятия и приходуют (дебет счета 50 «Касса» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»).
Недостачу относят на виновное лицо (дебет счета 94, кредит счета 50; дебет субсчета 73-2, кредит счета 94) и удерживают с него (дебет счета 50,70, кредит субсчета 73-2).
Денежные расчеты со сторонними предприятиями и учреждениями организации, как правило, осуществляют в виде безналичных платежей. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации или ЦБ РФ по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством.
Банки открывают организациям расчетные, текущие, валютные и другие счета.
Движение денежных средств на расчетном счете организации состоит из двух основных стадий:
- стадии поступления (зачисления) денежных средств на расчетный счет, в результате чего происходит увеличение суммы денежных средств на расчетном счете организации;
- стадии списания (перечисления) денежных средств с расчетного счет, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации.
Синтетический учет наличия и движения денежных средств в рублях на расчетном счете организации, открытом в учреждении банка, ведется на активном счете 51 «Расчетные счета».
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации.
При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
При осуществлении безналичных расчетов по расчетному счету, как правило, используются платежные поручения. Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором между банком и организацией.
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Выписки банка по расчетному счету выдаются лицам, уполномоченным на их получение руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.
При списании банком денежных средств организации за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги к выписке банка должны прилагаться мемориальные ордера по списанным суммам.
Выписка банка по расчетному счету представляет собой регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.
При поступлении выписки банка главный бухгалтер (бухгалтер) проверяет правильность записей по расчетному счету на основании приложенных к ней документов.
Выписки банка и документы номеруют таким образом, чтобы на выписке и на документах, к ним прилагаемых к ней, был один и тот же номер. Затем на выписке бухгалтером проставляется против каждой операции номер корреспондирующего счета для использования на следующих этапах учетной работы. Если к выписке банка не приложены оправдательные денежно-расчетные документы (платежные поручения, мемориальные ордера банка и т.д.), то указанные в ней суммы запрещается принимать к учету.
Выписки из банка должны храниться с платежными документами о поступлении и расходовании денежных средств.
Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»).
Выписка из лицевого счета клиента- это документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета организации.
Наличные деньги из кассы банк принимает на расчетный счет предприятия по объявлению - письменному приказу владельца счета. Объявление заполняется в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за услуги, депонированная заработная плата и др.). На принятые суммы банк выдает квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.
Кредитная организация осуществляет списание денежных средств по распоряжению владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством. В бесспорном порядке банк может списать денежные средства по решению суда, по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки. При недостаточности денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований средства списываются по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.
Наличные деньги с расчетного счета предприятия на оплату труда, пособий по листкам нетрудоспособности, премий, на командировочные, представительские и хозяйственные расходы, на приобретение горюче- смазочных материалов банк выдает на основании чеков. Денежный чек представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную сумму наличных денег с его расчетного счета.
Все операции по списанию денежных средств с расчетного счета банк проводит с согласия владельца или на основании его приказов (документов установленной формы) в календарной последовательности возникновения обязательств. При этом денежные средства списываются со счета на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Списание денежных средств с расчетных счетов организации отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета». При выявлении случаев ошибочного списания (зачисления) денежных средств до выяснения причин в учете производят проводку:
Дебет 76-2 Кредит 51 – отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета;
Дебет 51 Кредит 76-2 – отражена сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет. При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале – ордере № 2. Журнал- ордер № 2 состоит из журнала – ордера № 2 для учета операций по кредиту счета 51, и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению используется счет 55 «Специальные счета в банках».
К данному счету могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета»;
55-4 « Специальные счета в иностранной валюте» и др.
Аккредитив - специальный банковский счет, на котором можно резервировать средства для расчетов с поставщиком. Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) может только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств.
Существуют покрытые и непокрытые аккредитивы. Аккредитив является покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Покупатель не может распоряжаться средствами, находящимися на покрытых аккредитивах.
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Расчеты по аккредитивам относятся к безналичной форме расчетов, и их порядок регламентируется Положением ЦБ России о безналичных расчетах.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается проводкой:
Дебет 55-1 Кредит 51 (52,66,…).
Использование средств аккредитива, подтверждаемая выписками банка, отражается в учете:
Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит денежных средств