Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка учета готовой продукции и ее продажи на конкретном предприятии – ООО «МОНОЛИТ-СЕРВИС».
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить современное состояние и тенденции реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
рассмотреть понятие готовой продукции и её оценку;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………….6
1.1. Современное состояние и тенденции реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации………………………………………6
1.2. Понятие готовой продукции и ее оценка…………………………...14
1.3. Международный опыт бухгалтерского учета………………………19
2. ООО «МОНОЛИТ-СЕРВИС» - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ………………………………………………………………...24
2.1. Технико-экономическая характеристика организации…………….24
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности………...29
2.3. Организация системы бухгалтерского учета и анализ учетной
политики………………………………………………………….…...33
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «МОНОЛИТ-СЕРВИС»…………………37
3.1. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке
и продаже…………………………………………………………….37
3.2. Синтетический и аналитический учет выпуска готовой
продукции……………………………………………………………39
3.3. Направления совершенствования бухгалтерского учета готовой
продукции в условиях реформирования учета…………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….50
Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации.
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее ¾ индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности [9, с.112].
Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами.
Развитие системы
К ведению органов
а) выработка государственной
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
е) взаимодействие с межгосударственными
и межправительственными
К ведению профессионального
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве [9, с.159].
Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.
Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.
Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.
Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям.
Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.
Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности [7].
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, технические и качественные характеристики которых соответствуют действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.
Учет готовой продукции и товаров регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) [5], а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.
Движение готовой продукции включает основные стадии:
¾ поступление готовой продукции на склад;
¾ отгрузка (отпуск) готовой продукции и товаров покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином их выбытии.
Единица бухгалтерского учета готовой продукции выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Готовая продукция, как правило, должна быть сдана из производства на склад в подотчет материально ответственному лицу[28, с. 230].
В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:
1) по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном на крупных предприятиях индивидуального производства, выпускающих оборудование и транспортные средства. Может применяться на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции.
2) по сокращенной (неполной) производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции.
3) по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценки продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества.
4) по плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости.
5) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Используется при выполнении единичных заказов и работ.
6) по свободным рыночным ценам ¾ при учете товаров, реализуемых через розничную сеть [5].
Стоит отметить, что при использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (реализованную) продукцию и готовую продукцию на складах. Это аудитору необходимо проверить в первую очередь. С этой целью составляют специальный расчет-таблицу с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.
Подобный расчет составляют и при использовании сокращенной производственной себестоимости. В этом расчете нет необходимости, если предприятие использует для учета выпуска продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
На практике расчеты составляют по однородным группам товаров (примерно с одинаковой рентабельностью), что обеспечивает большую точность в расчетах отклонений.
Счет 43 «Готовая продукция» ¾ учет наличия и движения готовой продукции. Этот счет используется предприятиями отраслей материального производства., учитывают на
Счет 41 «Товары» ¾ учет готовых изделий, приобретенных для комплектации или в качестве товаров для продажи.
Фактические затраты по выполненным работам списывают:
Дебет 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж»)
Кредит 20 «Основное производство»
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40 [11, c. 365].
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 по фактической производственной себестоимости. Аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.
По окончании
месяца исчисляют фактическую
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам [14, c. 450].