Бухгалтерский учет, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет как составляющая системы управления является упорядоченной системой сбора, классификации, накопления, регистрации и обобщения информации, в денежном измерителе об имуществе, капитале и обязательствах предприятия и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального отображения всех хозяйственных операций. Отображая факты хозяйственной жизни в пределах отдельного субъекта ведения хозяйства, бухгалтерский учет обеспечивает их идентификацию и познание стоимостное выражение разных экономических категорий (имущество, капитал, выручка, прибыль, и др.), через сбор, регистрацию и обобщение информации, в денежном измерителе об имуществе, капитале и обязательстве предприятия.

Содержание

Введение

1.Виды хозяйственных учетов.
Оперативный учет.
Статистический учет.
Бухгалтерский учет.
2.Понятие, сущьность и значение бухгалтерского учета.
2.1 Основные принципы бухгалтерского учета.
2.2 Основные задачи бухгалтерского учета.
3 Функции бухгалтерского учета.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

курсач СБЭ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Организация бухгалтерского учета

При организационном построении бухгалтерского учета организации  принимают во внимание систему управления (централизованная, децентрализованная), территориальную разветвленность (наличие филиалов, представительств и их месторасположение), специализацию по объектам и видам деятельности, рост объема деятельности, уровень комплексной автоматизации управления, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами организации, объем учетной работы, уровень квалификации работников бухгалтерской службы.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий  и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения  достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации.

Основными слагаемыми системы  организации бухгалтерского учета  являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

За организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ несет ответственность руководитель организации.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета  большое значение имеет разработка плана его организации, основными элементами которого являются:

план документации и график документооборота;

план инвентаризации;

план счетов и их корреспонденция;

план отчетности;

план технического оформления учета;

план организации труда  работников бухгалтерии.

Реализация указанных планов имеет целью разработку соответствующих проектов, после утверждения которых они принимаются в качестве разделов и приложений к учетной политике организации как ее организационной части.

В плане документации указывается  перечень документов, как унифицированных, так и разрабатываемых организацией самостоятельно.

Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, который определяет регламент прохождения  каждого документа по соответствующему маршруту: место; круг лиц, ответственных за оформление документа; время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки  проведения плановых (обязательных) и внеплановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств организации.

В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, сроки и адреса представления отчетности, способ представления, фамилии работников, ответственных за составление отчетности. Наличие предварительно разработанного плана отчетности способствует экономии времени, снижению оборота документов и в целом подготовке единой базы для формирования отчетности.

В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета и контроля, определяется, какие вычислительные средства и программные продукты используются при ведении учета. Текущий контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций осуществляют структурные подразделения организации в соответствии с их компетенцией (юридическая служба, служба бухгалтерского учета и т.д.).

В плане технического оформления предусматривается и  организация учетной работы с  филиалами и представительствами, их структурными подразделениями (агентства, отделения), указываются используемые в учете филиала программные продукты.

Организация учетной  работы с филиалами, представительствами  зависит от размера организации, системы управления (централизованная, децентрализованная) и формы связи с отдельными частями организации. При этом филиалы не вправе разрабатывать собственную учетную политику. Вне зависимости от системы управления, видов деятельности, места нахождения и иных фактов филиалы должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов. При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных филиалов (представительств) организации. В филиалах осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций. Филиалы осуществляют учет кассовых, банковских и других операций и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности филиалов включаются в баланс головной организации. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией.

При наличии  широкой межрегиональной филиальной сети и децентрализации учета  учетный аппарат рассредоточен  по отдельным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность филиала. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией. Филиалы самостоятельно ведут бухгалтерский учет. Филиалы имеют отдельный баланс и могут определять финансовый результат своей деятельности. При этом обособленные подразделения филиала - агентства, отделы, находящиеся в административном подчинении руководителей филиалов - осуществляют свою деятельность на основе утвержденных филиалами положений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с порядком, установленным филиалом, и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности агентств, отделений включаются в баланс филиалов. Филиалы контролируют проведение, отражение в учете финансово-хозяйственных операций, выполнение графика документооборота в своих структурных подразделениях самостоятельно.

Бухгалтерская служба головной организации в этом случае ведет бухгалтерский учет только тех финансово-хозяйственных операций, которые непосредственно осуществляются организацией, производит сводку балансов и отчетов обособленных подразделений, составляет сводный баланс и отчеты по организации путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

В плане организации  труда работников бухгалтерии определяются структура аппарата и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.

 

2.2 Основные  задачи бухгалтерского учета.

 

формирование  полной и достоверной информации о деятельности предприятия и  его имущественном положении;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении предприятием хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества, обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

подготовка  данных для составления достоверной  финансовой отчетности;

формирование  фактической себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);

предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности предприятия и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения  его финансовой устойчивости;

определение финансовых результатов деятельности предприятия.

Основные функции бухгалтерского учета: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Функции бухгалтерского учета.

 

     Бухгалтерский  учет представляет собой упорядоченную  и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

   Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

   Законодательно устанавливаются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации.

   Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

   В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.

   Контрольная функция. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

   Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и туже цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции. Текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.

   Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.

   Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.

   Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо заметить, что для реализации этой функции –необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

   Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок и т.п., но и предупреждать их.

   Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, произошедшие в составе собственности.

   Информационная функция. Одна из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления в условиях формирования рыночной экономики, - информационная функция.

   Учет является важнейшим источником, поставщиком фактической информации различным объектам управления – службам предприятия, его подразделениям, менеджерам, которые, используя эту информацию с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие управленческие решения.

   Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

   Бухгалтерская информация широко используется в оперативно - техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности и др. Она должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

   Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более ориентированной на широкую автоматизацию.

   Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономического использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

   Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.

 Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая главным образом из первичной документации.

 Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т.п.

Информация о работе Бухгалтерский учет, его сущность и значение