Бухгалтерский учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении организации бухгалтерского учета денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Основными задачами данной работы являются:
- ознакомление с основной нормативной литературой по теме работы;
- рассмотрение правил осуществления наличных и безналичных денежных расчетов;
- точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;
- выявление роли учета денежных средств на предприятии.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы бухгалтерского учета денежных средств 4
1.1 Правила осуществления наличных денежных расчетов 4
1.2 Порядок осуществления безналичных денежных расчетов 10
1.3 Нормативно – правовое регулирование денежных средств в Российской Федерации 19
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 22
2.1 Учет кассовых операций 22
2.2 Синтетический учет операций на расчетных, валютных счетах 29
2.3 Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах банка 34
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая БФУ.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

     Для обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в  кассах организации в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций, предусмотрен активный счет 50 «Касса». К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

     1) 50-1 «Касса организации»;

     2) 50-2 «Операционная касса»;

     3) 50-3 «Денежные документы» и др.

     Основным  субсчетом, используемым для учета  наличных денег, будет субсчет 50-1 «Касса организации».

       На субсчете 50-1 «Касса организации»  учитываются денежные средства  в кассе организации. Когда  организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

       Субсчет 50-2 «Операционная касса»  учитывается наличие и движение  денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделения связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

     На  субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются  находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение.

     Строгое регулирование правил ведения кассовых операций направлено на обеспечение сохранности денежных средств, предотвращения их необоснованного расходования или избыточного оседания в кассах предприятия, способствует ускорению денежного оборота в народном хозяйстве, сдерживанию инфляции упорядочению платежей. Для этого предусматривается специальное оборудование помещений кассы, полная материальная ответственность кассира, лимитирование остатков наличных денег в кассе и их расходования, ограничение срока хранения в кассе денег на выплату заработной платы работникам предприятия, пособий, стипендий и пенсий тремя днями от времени их получения из банка, а также размера и продолжительности использования авансов на хозяйственные и командировочные расходы.

     1.2 Порядок осуществления  безналичных денежных  расчетов

 

     Безналичные расчеты осуществляются посредством  безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

       В основном для безналичных расчетов используются банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

       Порядок осуществления безналичных расчетов определяется Положением Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ». Причем данное положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

       Безналичные расчеты осуществляются  через кредитные организации  или Банк России по счетам, открытым на основании договора  банковского счета или договора  корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

     Банки открывают организациям расчетные, текущие, валютные и другие счета.

     Расчетный счет является основным счетом предприятия, на котором производится большинство  денежных операций без ограничения  их перечня. Расчетный счет- это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.

     Законодательно  количество расчетных счетов не ограничено. Расчетные счета могут быть открыты любому юридическому лицу независимо от формы собственности.

     Текущий счет предназначен для обособления каких-либо операций, носящих отличный от стандартных характер. К текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные, бюджетные, депозитные счета, счета, открываемые структурными подразделениями по просьбе головной организации для осуществления четко ограниченного количества операций (счета операций со средствами целевого назначения) и т.д.

       На расчетный счет предприятия  зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.

       Банк выполняет поручения предприятия  о перечислении или выдаче  соответствующих материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, приобретение горюче-смазочных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и при отсутствии претензий, подлежащих удовлетворению в первую очередь.

       Все платежи, за исключением  выплат денежных средств на  неотложные нужды, платежей в  бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, с расчетных счетов производятся в порядке календарной очередности платежей, поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд вносятся в первоочередном порядке.

     Для открытия расчетного счета организация (юридическое лицо) обязана представить в банк следующие документы:

  • заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;
  • нотариально заверенную копию учредительного договора;
  • нотариально заверенную копию устава организации;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
  • карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;
  • протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;
  • копию приказа о назначении главного бухгалтера;
  • оформленный в установленном порядке договор банковского счета в двух экземплярах (бланки договоров выдаются банком);
  • паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.

       Право первой подписи на всех  банковских документах принадлежит  руководителю предприятия, а второй- главному бухгалтеру.

       При смене руководителя или  главного бухгалтера предприятия  в учреждение банка представляют документы, подтверждающие эти изменения.

       При открытии расчетного счета  с организацией заключается договор  банковского счета, в котором  отражается перечень банковских  услуг по расчетному и кассовому  обслуживанию, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон, и др. В договоре банковского счета указывается номер открытого расчетного счета, а также приводятся платежные реквизиты банка для осуществления безналичных расчетов. В настоящее время номера расчетных счетов организаций и корреспондентских счетов состоят из 20 цифр. Корреспондентский счет – это банковский счет, отражающий расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.

     Предприятия, если у них имеются хозрасчетные подразделения (филиалы, представительства) в других регионах России, могут в банках по месту нахождения филиалов (представительств) открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие должно представить в банк ходатайство об открытии субсчетного или текущего счета с указанием характера совершаемых операций и лиц, которым дано право распоряжаться счетом. Ходатайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и скрепляют печатью.

     Предприятия обязаны информировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Согласно НК РФ предприятие обязано в течение 10 дней после открытия банковского счета сообщать об этом в налоговую инспекцию. Это требование является обязательным как для вновь зарегистрированных организаций, так и действующих организаций. При невыполнении данного требования предприятие может быть оштрафовано на 5000 рублей (ст. 118 НК РФ). Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (ст.15ю4 КоАП РФ).

     Для обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в  валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях используется счет 51 «Расчетные счета». Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется ЦБ РФ.

       При недостаточности или отсутствии  средств на расчетном счете  предприятия предъявленные к  оплате платежные документы банк  помещает в картотеку 2. Документы,  помещенные в картотеку, банк  оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия в календарной очередности, кроме обязательств, которые оплачивают в первоочередном порядке. К ним относятся все виды налоговых платежей в бюджет. Налоговые платежи во внебюджетные фонды, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, уплата денежных сборов по решению суда и арбитража и ряда других.

       Организации при осуществлении  безналичных расчетов должны  руководствоваться положением ЦБ России от 03.10.2002 «2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

     При осуществлении товарных операций в  валюте РФ (рублях) допускаются следующие формы безналичных расчетов:

     - расчеты платежными поручениями;

     - расчеты по аккредитивам;

     - расчеты чеками;

     - расчеты по инкассо.

       Формы безналичных расчетов в  валюте РФ организация выбирает  самостоятельно и предусматривает  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами (поставщиками, покупателями и др.).

     Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению используется счет 55 «Специальные счета в банках».

     К данному счету могут быть открыты  субсчета:

     55-1 «Аккредитивы»;

     55-2 «Чековые книжки»;

     55-3 «Депозитные счета»;

     55-4 «Специальные счета в иностранной валюте» и др.

       На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается  движение средств, находящихся  в аккредитиве. Аккредитивная  форма расчетов применяется в  двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления.

       Аккредитив - специальный банковский  счет, на котором можно резервировать  средства для расчетов с поставщиком.  Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) может только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств. Аккредитив открывается для расчетов только с одним получателем. Аккредитивная форма расчетов достаточно широко используется в настоящее время, а раньше чаще всего применялась инкассовая форма расчетов. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

       На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

       Чек – это ценная бумага, содержащая распоряжение банку выдать определенную сумму денег лицу, предъявившему чек к оплате. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек оплачивается за счет денежных средств чекодателя. В условиях рыночной экономики чек является основным средством безналичных расчетов. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки. Чек имеет хождение только на территории Российской Федерации и должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ. Расчеты чеками очень удобны в тех случаях, когда покупатель не хочет платить деньги до того, как получит товар, а поставщик не желает передать товар до получения гарантий платежа.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств