Бухгалтерский учет, анализ и аудит товарных операций в оптовой торговле на примере ООО «ПКФ УНИКС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи. Целью и задачами настоящего исследования является участие в повышении эффективности деятельности организаций оптовой торговли путем раскрытия особенностей учета товарных операций в оптовой торговле, их анализа и аудита.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

изучить теоретические основы учета, анализа и аудита товарных операций в оптовой торговле;
изучить нормативные документы, регулирующие учет товарных операций в оптовой торговле;
изложить учет товарных операций в оптовой организации;
провести анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;
провести аудит товарных операций;
сформулировать выводы по проделанной работе и дать

Содержание

Введение 2
Глава 1. Бухгалтерский учет товарных операций на примере ООО «ПКФ УНИКС» 7
1.1. Характеристика организации 7
1.2. Теория учета товарных операций в оптовой торговле 9
1.3. Бухгалтерский учет товарных операций в организации 46
Глава 2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости на примере ООО «ПКФ УНИКС» 53
2.1. Анализ текущих товарных запасов 53
2.2. Факторный анализ товарооборачиваемости 58
2.3. Анализ рентабельности отдельных групп товаров 63
Глава 3. Аудит товаров и их реализации и рекомендации по повышению эффективности деятельности организации 66
3.1. Теория аудита товаров и их реализации 66
3.2. Аудит товаров в организации 72
3.3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности организации 82
Заключение 84
Список использованных источников информации 86
Приложения.....................................................................................

Работа содержит 1 файл

ВКР_Заварцева_П..doc

— 707.50 Кб (Скачать)

      Где R – показатель рентабельности отдельной группы товаров

      Приб. – прибыль от продажи отдельной  группы товаров за период

      С – затраты на отдельную группы товаров за период

      В табл. 2.6. приведены значения рентабельности отдельных групп товаров по результатам каждого месяца 2009 года.

Таблица 2.6 - Рентабельность различных групп товаров по месяцам (в процентах)

Месяц Плитка Подраб.плитка Балки Полистирол Ремни
Январь 57,0 61,5 170,0 16,1 622,0
Февраль 26,2 65,5 172,3 - 580,7
Март 34,2 64,2 183,7 - 536,4
Апрель 26,0 63,3 160,0 - 537,0
Май 38,0 61,5 142,2 - 510,0
Июнь 26,2 70,5 153,5 - 562,0
Июль 20,3 70,7 166,3 - 512,1
Август 27,6 70,9 208,8 - 284,0
Сентябрь 21,0 60,1 178,8 - 395,6
Октябрь 14,4 68,6 181,9 - 219,0
Ноябрь 29,2 68,7 157,8 - 161,1
Декабрь 43,0 76,1 163,0 - 215,5
Среднее значение 30,3 66,8 169,9 16,1 428,0
 

      Из  таблицы мы видим, что наиболее высокой  рентабельностью обладает группа «Ремни», средняя рентабельность за год составила 428%, что является очень высоким  показателем. Самая низкая рентабельность у группы «Плитка» (30,3%), если исключить группу «Полистирол», но данное исключение приемлемо, так как рентабельность по этой группе приведена только за один месяц. По группе «Подраб. плитка» показатель незначительно изменяется в течение года, отклонение от среднего значения (66,8%) составляет 7-10%. Показатель рентабельности группы «Балки» значительно изменяется в течение месяца, но не имеет устойчивой тенденции, несколько месяцев он идет вверх, следующие вниз и т.д.

      Учитывая  предыдущие расчеты и принимая во внимание, что основной объема товарооборота приходится на группу «Плитка», за основной показатель рентабельности можно взять 30,3%. Для оптовой организации такое значение является хорошим, но, тем не менее, следует повышать товарооборот таких групп товаров как «Ремни» и «Балки», так как показатели рентабельности данных групп обладает намного лучшими значениями.

      Завершая  анализ товарных запасов надо отметить:

      анализ  товарооборачиваемости за год должен быть детализирован анализом месячных и квартальных отчетов, а также анализом товарооборачиваемости по отдельным предприятиям и организациям, входящим в систему.

      процесс товароснабжения необходимо организовать таким образом, чтобы не допускать  образования сверхнормативных запасов  или их нехватки

      выявлять  резервы роста товарных ресурсов и  ускорению товарооборачиваемости.

      кроме того, можно не только увеличить  продажу уже освоенных товаров, но и наладить реализацию новых видов товаров, пользующихся постоянным спросом, а также товаров имеющих лучшие показатели рентабельности. 

      Глава 3. Аудит товаров и их реализации и рекомендации по повышению эффективности деятельности организации

      3.1. Теория аудита  товаров и их  реализации

      Целью аудита товаров и  их реализации является установление полноты оприходования товаров, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованных товаров.

      Задачами  аудита товаров и  их реализации являются:

      - подтверждение обоснованности выбора и правильности применения варианта оценки товаров;

      - подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

      - установление полноты оприходования товаров;

      - подтверждение объемов реализованных товаров и себестоимости реализованных (отгруженной) товаров.

      Основные  нормативные документы:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
  • унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденные постановлением Госкомстата от 09.08.1999 № 66.

      Предоставляемые аудитору документы: карточки складского учета товара, прейскурант цен, договоры на поставку товаров, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу товаров в места хранения, товарные накладные, доверенности покупателей, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, требования), кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам, 41 «Товары на складах», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и др.

      Работы  при проведении аудита товаров можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

      Ознакомительный этап

      Основной  задачей аудита товаров и их реализации является подтверждение информации о товарах, сумм реализации в финансовой отчетности. Аудитор должен изучить весь комплект представленной бухгалтерской отчетности, а именно:

      установить, что данные об остатках на счетах товаров  для перепродажи, товаров отгруженных  на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строкам 214, 215 бухгалтерского баланса (форма № 1).

      установить, что данные о сумме реализации отражены в полном объеме по строке 100 отчета о прибылях и убытках (форм № 2);

      провести  аналитические процедуры.

      Кроме того, на данном этапе аудита необходимо проверить, правильно ли зафиксирован метод оценки товаров в учетной политике организации.

      Если  товары оцениваются по покупной стоимости, то себестоимость каждого вида товаров определяется как цена поставщика без НДС и акциза по подакцизным товарам.

      Фактическая себестоимость товаров, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

      Фактическая себестоимость товаров, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

      Фактической   себестоимостью   товаров, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

      Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных активов.

      Транспортные  и другие расходы, связанные с  обменом, присоединяются к стоимости  полученных запасов непосредственно или предварительно зачисляются в состав транспортно-заготовительных расходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

      Если  договором мены предусмотрен обмен  неравноценных товаров, разница между ними в денежной форме числится у стороны, передавшей товар большей стоимости, по дебету счета расчетов. Образовавшаяся задолженность погашается в порядке установленном договором.

      Товары, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником.

      При  отсутствии  цены  на указанные  товары в договоре или цены, согласованной с собственником, они могут учитываться по условной оценке.

      Оценка  товаров, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерском учету.

      Расчет текущей рыночной стоимости товаров производится организацией на основе информации доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности, при расчете принимается во внимание:

      изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

      В покупную стоимость импортных товаров  включают контрактную цену (включая расходы по доставке товара до российской границы), таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление, другие обязательные таможенные платежи, установленные законом..

      В рабочем плане счетов должны быть установлены соответствующие счета для учета товаров: 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные».

      Для оценки внутреннего контроля аудитору необходимо выяснить, ведется ли аналитический учет по счету 41 «Товары» по местам хранения и отдельным видам товаров.

      Аудитору  следует установить основные направления  внутреннего контроля:

      ведется ли своевременный правильный учет наличия  и движения товаров на складах и в местах хранения;

      осуществляется  ли контроль сохранности товаров и соблюдения лимитов товаров на складе;

      обеспечена  ли защита товаров;

      определен ли круг лиц, ответственных за сохранность  товаров, заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности.

      Основной  этап

      На  этом этапе аудитор должен убедиться, что оприходование товаров на счет 41 «Товары» происходит в полном объеме и соблюдается конкретный вариант оценки товаров и соответствующий ему порядок отражения.

      Если  выручка от продажи отгруженных  товаров не может быть признана в  бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки от продажи этих товаров они учитывается на счете 45 «Товары отгруженные».

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит товарных операций в оптовой торговле на примере ООО «ПКФ УНИКС»