Бухгалтерский баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с учетной моделью, основывающейся на выполнении задачи предоставления информации, необходимой для принятия экономически обоснованных управленческих и деловых решений, бухгалтерская отчетность представляет систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом отчетным периодом считается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Датой составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода.

В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую отчетность. Промежуточной считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начало отчетного года. Отчет по итогам года является годовым отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Работа содержит 1 файл

Баланс.docx

— 74.47 Кб (Скачать)

     Введение:

     В соответствии с учетной моделью, основывающейся на выполнении задачи предоставления информации, необходимой  для принятия экономически обоснованных управленческих и деловых решений, бухгалтерская отчетность представляет систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих  имущественное и финансовое положение  организации и результаты ее хозяйственной  деятельности за отчетный период. При этом отчетным периодом считается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Датой составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода.

     В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую отчетность. Промежуточной считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начало отчетного года. Отчет по итогам года является годовым отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона  «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

     По  объему содержащихся сведений в отчетности выделяют внутреннюю и внешнюю отчетность. При этом внутренняя отчетность включает информацию о работе какого-либо подразделения организации. Внешняя отчетность характеризует деятельность организации в целом и является источником информации для внешних пользователей, заинтересованных в характере деятельности, доходности, имущественном положении организации.

     По  степени обобщения отчетных данных различают: первичные отчеты, составленные непосредственно организациями, и  сводные (консолидированные), составленные вышестоящими или материнскими организациями (компаниями, фирмами) на основе первичных  отчетов.

     Основные  требования составления бухгалтерской  отчетности регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

     Объективная необходимость бухгалтерской отчетности вытекает из потребности оперативного управления организацией и предприятия  обоснованных решений для оценки эффективности предстоящих вложений капитала и величины финансовых рисков. В связи с этим отчетность должна точно и реально раскрывать все  основные стороны деятельности организации. В условиях рыночной экономики процесс формирования показателей, характеризующих результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации, приобретает новые количественные и качественные особенности. В этих условиях основное требование к информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, заключается в том, что она должна быть полезной для пользователей, заинтересованных в деловых отношениях с данной организацией, поэтому она должна отвечать определенным качественным критериям. Основные критерии качественной характеристики отчетности определены международными стандартами и отечественными нормативными документами, регламентирующими составление отчетности, Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бухгалтерский баланс.
    1. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание.
 

     Бухгалтерский баланс является главной формой в  системе бухгалтерской отчетности, его основой. Он характеризует имущественное  и финансовое положение организации  на отчетную дату. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

     По  строению бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя – актив – отражает состав и размещение средств (имущества) предприятия, а нижняя – пассив – источники их образования. Основное свойство баланса заключается в равенстве активной его части с суммой пассива. Это обусловлено тем, что хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета под влиянием хозяйственных операций. Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в равных суммах не менее чем в двух счетах. Двойная запись операции на счетах является способом отражения взаимосвязи хозяйственных явлений. Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету  и кредиту разных счетов. Таким образом, при правильном учете сумма дебетов всех счетов (активная часть баланса) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассивной части баланса).

     В рекомендованной Минфином РФ форме  актив баланса состоит из двух разделов:

  1. Внеоборотные активы;
  2. Оборотные активы.

     В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три  раздела:

  1. Капиталы и резервы;
  2. Долгосрочные обязательства;
  3. Краткосрочные обязательства.

     В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие  виды имущества и источники их формирования, указанные в классификациях имущества по составу и функциональной роли и по источникам образования  и целевому назначению.

     В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских  балансов – вступительный, текущий, разделительный, объединительный, сводный (консолидированный), ликвидационный и  др.

     По  источникам составления бухгалтерские  балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.  Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаризации. Книжный бухгалтерский баланс – только на основании книжных записей без предварительной проверки их путем инвентаризации. Генеральный баланс основывается на учетных записях и данных инвентаризации.

     По  объему информации балансы подразделяются на первичные и сводные. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность только одного предприятия.

     По  формам собственности различают  балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных  предприятий, а также общественных организаций.

     По  объекту отражения бухгалтерские  балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

     Бухгалтерский баланс должен отвечать следующим требованиям: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность. Условие правдивости баланса – обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях предприятия единой номенклатуры счетов бухгалтерского баланса, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п. Преемственность баланса на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего.

    1. Структура баланса.

     Все статьи актива и пассива баланса, исходя из их экономической однородности, сведены в определенные  разделы.

     Актив баланса состоит из двух разделов:

    1. Внеоборотные активы, в т.ч. статьи
    • Нематериальные активы;
    • Основные средства;
    • Долгосрочные финансовые вложения;
    • Незавершенное строительство.
    1. Оборотные активы, в т.ч. статьи
    • Запасы;
    • Дебиторская задолженность;
    • Денежные средства.

     Таким образом, в активе бухгалтерского баланса  содержатся статьи, в которых показываются определенные группы имущественных  средств и прав на них, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств в разделах. При формировании структуры актива баланса статьи располагаются в порядке возрастания ликвидности, т.е. в зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

     Статьи  групп «Нематериальные активы»  и «Основные средства» оцениваются  в балансе по остаточной стоимости. Т.е. как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной  начисленного износа, кроме статьи «Земельные участки», износ по которым  не начисляется.

     По  статьям группы «Финансовые вложения»  отражаются вложения денежных средств  и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более  одного года; по статье «Капитальные вложения» - фактические затраты в незавершенном  строительстве.

     В разделе актива баланса «Оборотные активы» отражаются текущие активы несколькими группами. В группе «Запасы» отдельными  статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической стоимости приобретения. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства». В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного предприятия.

    Пассив  баланса содержит три раздела:

    1. Капиталы и резервы. В т.ч. статьи
    • Уставный капитал;
    • Добавочный капитал;
    • Резервный капитал;
    • Прибыль прошлых лет;
    • Непокрытый убыток прошлых лет;
    • Нераспределенная прибыль отчетного года;
    • Непокрытый убыток отчетного года.
  1. Долгосрочные обязательства,  в т.ч. статьи
    • Заемные средства;
    • Прочие пассивы.
  1. Краткосрочные обязательства, в т.ч. статьи
    • Заемные средства;
    • Кредиторская задолженность;
    • Доходы будущих периодов;
    • Резервы предстоящих расходов.

     Пассив  отражает величину, лежащих на предприятии  обязательств за полученное имущество  и право распоряжения им. Такие  обязательства возникают, прежде всего, перед собственниками как в силу первоначального их вклада при создании организации и последующих дополнительных взносов (уставный капитал), так и накопления средств за счет оставления в распоряжении организации части полученной прибыли (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Эти обязательства находят отражение в разделе «Капитал и резервы». Другой вид обязательств – это обязательства перед третьими лицами (кредиторами, кредитными организациями и др.), которые находят отражение в зависимости от срока их погашения в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». Статьи пассива располагаются в порядке возрастающей степени срочности возврата обязательств (востребования капитала). 

    1. Виды баланса.
 

     В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают  несколько видов  балансов.

     Сальдовый баланс в денежной оценке характеризует  имущество предприятия и источники  образования имущества по состоянию  на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем  подсчета остатков (сальдо) по счетам.

     Оборотный баланс, помимо остатков средств и  источников  образования имущества  на начало периода, содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

     По  времени составления различают  балансы:

  • Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество, вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которого выступает вновь созданная организация.
  • Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.
  • Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные – ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организация осуществляет рад мер по улучшению показателей учетных данных (проводит инвентаризацию имущества и обязательств, создают резерв по некоторым видам имущества и т.д.).
  • Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, объединительные – на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.
  • Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.
  • Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержать обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.

Информация о работе Бухгалтерский баланс