Бухгалтерский баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский баланс - одна из составляющих бухгалтерской отчетности, формируемой организацией и являющаяся методом бухгалтерского учета. Формирование баланса - сложный и ответственный этап работы бухгалтерской службы каждой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности.
1.1 Роль и значение бухгалтерских балансов 5
1.2 Виды и формы бухгалтерских балансов их классификация 10
1.3 Структура, строение и порядок составления
бухгалтерского баланса 15
Глава 2. Особенности составления бухгалтерского баланса на ОАО «Ивановский Хлебокомбинат № 3»
2.1Организационно - экономическая характеристика ОАО «Ивановский Хлебокомбинат №3» 21
2.2 Порядок отражения хозяйственных операций в активе и пассиве бухгалтерского баланса 23
2.3 Анализ структуры статей актива и пассива
бухгалтерского баланса ОАО «Ивановский
Хлебокомбинат № 3» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

БУХФИНкурс.docx

— 247.44 Кб (Скачать)

Исправления ошибок в бухгалтерской  отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

 

 

 

1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКИХ БАЛАНСОВ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

В зависимости от возникающих  в хозяйственной жизни целей  можно выделить различные классификации  бухгалтерских балансов, основными  из которых являются:

1. По функциональной роли на различных этапах жизненного цикла организации бухгалтерские балансы по срокам составления делятся:

- Вступительные (организационные) балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и реально внесенное имущество и имущественные обязательства учредителей по взносам в уставный капитал. Во втором случае вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость иден-тифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.

- Текущие (операционные) балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз, текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года.

- Промежуточные балансы  составляются за периоды, находящиеся  между началом и концом отчетного  периода. В России промежуточные  балансы заполняются нарастающим итогом за первый квартал, за полугодие и  девять месяцев. При  этом каждый промежуточный баланс должен рассматриваться с двух точек зрения: как начинательный и как заключительный баланс.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой — источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса и его трансформацией. Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения. Промежуточные балансы могут быть начинательными, заключительными и ликвидационными.

- Санируемые балансы.  Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо определиться: принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до окончания финансового года должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия.

- Ликвидационные балансы  составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно: на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс); в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов); на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс). В соответствии с принципом непрерывности при  ликвидации вступают в силу особые правила бухгалтерского учета: ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности".

- Разделительные балансы  составляются при реорганизации  в форме разделения или выделения  (в момент разделения крупного  предприятия на несколько более  мелких предприятий  или при  передаче одной или нескольких  структурных единиц данного предприятия  другому предприятию (в последнем  случае баланс называется передаточным)). Оценка передаваемого имущества  производится в соответствии  с решением о реорганизации:  по балансовой стоимости, текущей  рыночной или иной. Этому предшествует, как правило, составление ликвидационного  баланса.

- Соединительные балансы  разрабатываются при реорганизации  в форме слияния или присоединения  нескольких предприятий в одно  предприятие или при присоединении  одной или нескольких структурных  единиц к данному предприятию.  Составляется путем суммирования  показателей заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся или присоединяющихся  организаций.

2. По объему информации балансы делят:

- Единичные (индивидуальные) балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

- Сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая  агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

- Консолидированные балансы  составляет группа, представленная материнской и ее дочерними компаниями, не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением определенных  корректировок. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью.

3. По объекту отражения балансы бывают:

- Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.

- Отдельные балансы составляют подразделения предприятий. Он не является формой внешней финансовой отчетности, это способ децентрализации бухгалтерского учета и передачи учетных данных в головное подразделение.

4. По полноте оценки (способу очистки) выделяются:

- Балансы-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие (контрарные) счета бухгалтерского  учета: «Амортизация основных  средств», «Отклонение в стоимости  материалов» и др., которые предназначены  для регулирования (уточнения)  оценки имущества и обязательств, учтенных на основных счетах. В балансе-брутто данные счета  имеют место и влияют на  валюту баланса. 

- Балансы-нетто – это  баланс с вычитанием регулирующих  статей и отражением объектов  по чистой стоимости. В российской  практике действует форма баланса-нетто  с 1996 года. Объекты в современном  российском балансе отражаются  только по остаточной стоимости  (в нетто-оценке).

Можно выделить виды баланса  по источникам. Существует три источника  данных для построения баланса:

1) Данные инвентаризационной  описи (инвентарный баланс). Основанный на принципе верификации (контроля). Проводится инвентаризация. Ее итог фиксирует величину актива, а вычитая кредиторскую задолженность, бухгалтер определяет величину средств, вложенных собственником.

2) Данные счетов главной  книги (книжный баланс), который  основан на принципе регистрации  и представляет перечень сальдо  счетов Главной книги.

3) Статистические данные (актуарный баланс). Актуарный баланс  представляет следствие использования  принципа квантификации, так как  и актив, и пассив заполняют  по данным, собранным по статистике  страховых, торговых и подобных  им предприятий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 СТРУКТУРА, СТРОЕНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

 

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки  имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на первое число месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.

По внешнему виду бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу: в левой части ее показывается имущество по составу и размещению - актив баланса. В правой части  отражаются источники формирования этого имущества - пассив баланса. Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

∑А=∑П

Двойная запись – способ ведения бухгалтерского учёта, согласно которому каждое изменение наличия  и состояния средств предприятия  влияет на итоги по крайней мере двух счетов. Взятые средства записываются в кредит одних счётов, полученные – в дебет других.

Таким образом, при ведении  учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив). Это позволяет легко  контролировать правильность ведения  учёта: если баланс не сходится, то где-то есть ошибка, которую надо найти  и исправить. Если у появившихся  средств нет реального источника, то для соблюдения формальности всё  равно кредитуется некоторый  счёт, с названием, например, «Прибыль».

Итоги по активу и пассиву  баланса называются валютой бухгалтерского баланса.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному  виду имущества, обязательств, источников формирования имущества.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение  балансовых статей в группы или разделы  осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса  имеет свой порядковый номер, что  облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения  состояния средств бухгалтерский  баланс предусматривает две графы  для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние  средств и их источников на дату составления баланса.

Актив баланса содержит два  раздела:

I Внеоборотные активы;

II Оборотные активы.

Пассив баланса состоит  из трех разделов:

III Капитал и резервы; 

IV Долгосрочные обязательства;

V Краткосрочные обязательства.

В разделе I актива баланса  «Внеоборотные активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Статьи группы «Нематериальные  активы» оцениваются в балансе  по остаточной стоимости. Остаточная стоимость  данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной  начисленного износа.

Также оцениваются статьи группы «Основные средства» за исключением  статьи «Земельные участки». Износ  по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы  эксплуатации.

По статьям группы «Финансовые  вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества  в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» – фактические затраты  в незавершенном строительстве.

В разделе II актива баланса  «Оборотные активы» отражаются текущие  активы несколькими группами. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются  в балансе по фактической заготовительной  себестоимости. Затраты в незавершенном  производстве могут быть оценены  по нормативной себестоимости, по сумме  прямых затрат или по фактической  производственной себестоимости. В  этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и  товары отгруженные, расходы будущих  периодов, которые должны оцениваться  по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих  активов представляют краткосрочные  финансовые вложения в другие организации. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства».

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность  как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.

Пассив баланса состоит из трех разделов. Раздел III баланса представлен собственным капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.

В разделе III баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники  образования имущества – уставный капитал, добавочный капитал, резервный  капитал. В этом же разделе приведена  нераспределенная прибыль предприятия  прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен  непокрытый убыток.

Информация о работе Бухгалтерский баланс