Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является на основании изучения литературных источников и практики работы организации исследовать бухгалтерский баланс и использование его показателей для оценки финансового состояния ОАО «17 сентября».
Для достижения названной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыта сущность и значение бухгалтерского баланса в системе управления деятельностью организации;
приведена классификация и виды бухгалтерских балансов;
описаны принципы составления и построения бухгалтерского баланса;
рассмотрено содержание, структура и оценка основных статей актива и пассива бухгалтерского баланса;
рассмотрена методика составления годового бухгалтерского баланса;
проведен анализ наличия, состава и структуры активов и пассивов ОАО «17 сентября»;
проведен анализ финансовой устойчивости ОАО «17 сентября»/
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса 7
1.2 Виды бухгалтерских балансов 11
1.3 Принципы составления и построения бухгалтерского баланса 14
1.4 Нормативные правовые документы, определяющие правила оценки финансового состояния 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 23
2.1 Содержание, структура и оценка основных статей актива бухгалтерского баланса 23
2.2 Содержание, структура и оценка основных статей пассива бухгалтерского баланса 30
2.3 Методика составления годового бухгалтерского баланса 36
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
По строке 622 «перед покупателями и заказчиками» приводятся суммы полученных авансов (задатка), предварительной оплаты, учитываемых по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».
По строке 623 «по расчетам с персоналом по оплате труда» приводятся суммы расчетов с персоналом, учитываемые по счету 70 «Расчеты по оплате труда». Задолженность увеличилась со 145 млн. руб. до 161 млн. руб.
По строке 624 «по прочим расчетам с персоналом» приводятся суммы расчетов с персоналом, учитываемые по счетам 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Задолженность по данной статье отсутствовала.
По строке
625 «по налогам и сборам»
По строке 626 «по социальному страхованию и обеспечению» приводятся суммы начисленных платежей (отчислений) на социальное страхование, пенсионное обеспечение, учитываемые по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. На конец 2011 г. данная задолженность составила 26 млн. руб.
По строке 627 «по лизинговым платежам» приводятся суммы лизинговых платежей, учитываемых по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчету «Задолженность по стоимости объекта лизинга». Задолженность увеличилась с 1177 млн. руб. до 910 млн. руб.
По строке 628 «перед прочими кредиторами» приводится прочая кредиторская задолженность, не нашедшая отражения в предыдущих строках группы статей «Кредиторская задолженность». Задолженность по данной статье в 2011 г. отсутствовала.
По статье «Резервы предстоящих расходов» (строка 640) приводятся остатки средств, зарезервированных организацией в соответствии с законодательством и учитываемых по счету 96 «Резервы предстоящих расходов».
По статье
«Прочие краткосрочные
Таким образом, назначение баланса – характеризовать финансовое положение организации на отчетную дату. Обязательным условием его составления является подразделение активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные. В активе баланса выделены подразделами «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». В пассиве – «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».
До формирования отчетных
показателей бухгалтерской
1) проведение обязательной итоговой инвентаризации;
2) документальную проверку (выборочную) правильности оформления хозяйственных операций (в т.ч. первичными учетными документами) и отражения их в бухгалтерском учете (внесение исправительных записей);
3) проверку на соответствие действующему законодательству положений учетной политики ОАО «17 сентября»;
4) отражение заключительных
бухгалтерских записей,
В рамках организации и проведения завершающих мероприятий определяется не только их перечень, но и конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением.
Подготовка к составлению годового бухгалтерского баланса в ОАО «17 сентября» начинается с проведения обязательной ежегодной инвентаризации имущества и обязательств.
Инвентаризация проводится для того, чтобы точно узнать, какое имущество и в каком количестве имеется в наличии. Она позволяет выявить возможные недостачи и излишки и отразить их в учете. Инвентаризация также помогает выявить причины и виновных в порче или хищении. Кроме того, результаты инвентаризации подтверждают достоверность баланса.
Рассмотрим план проведения инвентаризации по ОАО «17 сентября» в 2011 году (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – План проведения инвентаризации по ОАО «17 сентября» в 2011 году
Наименование, код формы описи (акта) |
Срок проведения инвентаризации |
Периодичность |
Основные средства | ||
Инвентаризационная опись |
с 1 по 25 декабря |
Не менее 1 раза в год (обязательно перед составлением годовой отчетности и проведением переоценки) |
Молодняк животных и животные на откорме | ||
Инвентаризационная опись |
Сроки неопределенны |
Не менее 1 раза в квартал |
Сырье и прочие материальные ценности | ||
Инвентаризационная опись |
с 1 по 25 декабря |
Не менее 1 раза в год (обязательно перед составлением годовой отчетности и проведением переоценки) |
Нефть и нефтепродукты, горюче-смазочные материалы | ||
Инвентаризационная опись |
ежемесячно |
Не менее 1 раза в месяц (данные о
наличии топлива в баках |
Бланки строгой отчетности | ||
Инвентаризационная опись |
Сроки неопределенны |
Ежеквартально |
Денежные средства в кассе, денежные документы, ценности | ||
Инвентаризационная опись |
Обязательно по состоянию на 31 декабря |
Ежемесячно |
Примечания - Источник: собственная разработка
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение действующей инвентаризационной комиссии, на заседании которой рассматриваются результаты проведенной инвентаризации и выявляются причины недостач и излишков.
Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам инвентаризации, отражаются результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия вносит предложения об урегулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета. Предложения обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в учете в следующем порядке:
1) излишки имущества в
соответствии с решением
2) недостачи, хищения
и порча в пределах норм
естественной убыли в
3) недостачи имущества,
произошедшие сверх норм
При документальной проверке отражения в учете затрат и готовой продукции бухгалтерия ОАО «17 сентября» проверяет:
соответствие используемых в ОАО «17 сентября» счетов учета затрат рабочему плану счетов;
соответствие оценки готовой продукции способам их оценки, закрепленным в учетной политике организации;
методику распределения общехозяйственных расходов по видам продукции (работ, услуг);
правильность формирования
себестоимости готовой
В ходе документальной проверки устанавливается соответствие записей в регистрах синтетического и аналитического учета.
Общий порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности установлен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 г. № 83 «Об утверждении Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок» [31]. Согласно этому документу внесение исправлений в данные бухгалтерского учета производится в случае выявления ошибок:
1) в текущем периоде до окончания отчетного года;
2) после завершения отчетного года, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности;
3) за прошлый год после
утверждения годовой
Составляя годовую бухгалтерскую отчетность, в ОАО «17 сентября» проводят реформацию баланса, т.е. распределяют полученную в течение отчетного года прибыль или списывают за год полученный убыток. Реформация баланса необходима для того, чтобы новый финансовый год начать с нулевого сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки». Реформация в ОАО «17 сентября» проведена по состоянию на 31 декабря 2011 г. и заключается в обнулении сальдо по счетам учета финансовых результатов. Бухгалтер закрывает счета 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Порядок проведения реформации включает следующие этапы:
1. Закрытие счета 90 «Реализация».
В течение года на счете
90 «Реализация» собираются
2. Закрытие счетов 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы».
3. Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки».
Корреспонденция счетов по реформации баланса ОАО «17 сентября» за 2011 год приведена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Корреспонденция счетов по реформации баланса ОАО «17 сентября» в декабре 2011 г.
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
Источник информации | |
Дебет |
Кредит | |||
Отражена сумма убытка от реализации продукции за год |
99 |
90/9 |
791950816 |
Главная книга |
Списано сальдо субсчета 90/1 «Выручка от реализации» |
90/1 |
90/9 |
14579023387 |
Главная книга |
Списано сальдо субсчета 90/2 «Себестоимость реализации», 90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Прочие налоги и сборы от выручки» |
90/9 |
90/2- 90/5 |
15370674203 |
Главная книга |
Отражена сумма убытка от операционных доходов и расходов |
99 |
91/9 |
43757969 |
Главная книга |
Списано сальдо субсчета 91/1 «Операционные доходы» |
91/1 |
90/9 |
60121128 |
Главная книга |
Списано сальдо субсчета 90/2 «Себестоимость реализации», 90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Прочие налоги и сборы от выручки» |
90/9 |
90/2- 90/5 |
103879097 |
Главная книга |
Отражена сумма прибыли от внереализационных доходов и расходов |
92/9 |
99 |
1275179874 |
Главная книга |
Списано сальдо субсчета 92/1 «Внереализационные доходы» |
92/1 |
92/9 |
1399559173 |
Главная книга |
Списано сальдо субсчета 90/2 «Себестоимость реализации», 90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Прочие налоги и сборы от выручки» |
92/9 |
92/2- 92/5 |
252200747 |
Главная книга |
Списана чистая прибыль отчетного года |
99 |
84 |
439471089 |
Главная книга |
Примечания:
В результате проведенных записей по состоянию на 1 января 2012 г. субсчета к счету 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы» остатков не имеют, произведено распределение прибыли на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и закрыт счет 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, после закрытия счетов составляется заключительный баланс и производится заполнение всех форм годовой бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Финансовое состояние организации, ее устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов организации и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов организации по функциональному признаку [27, с. 546].
Важным направлением оценки финансовой устойчивости ОАО «17 сентября» является анализ его собственного капитала. Особенностью собственного капитала является то, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше доля собственных средств в стоимости имущества и меньше доля заемных, тем выше финансовая устойчивость организации.
Поэтому необходимо оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитаем следующие показатели:
1. Коэффициент финансовой автономии (коэффициент финансовой независимости) (КСК) – удельный вес собственного капитала в общей валюте нетто-баланса
КСК
=
Коэффициент финансовой независимости по формуле 3.1:
2010 год – 16656 : 26763 = 0,622;
2011 год – 19845 : 31116 = 0,638.
2. Коэффициент концентрации заемного капитала (КЗК) – удельный вес заемных средств в общей валюте нетто-баланса – показывает, какая часть активов организации сформирована за счет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера
КЗК
=
Коэффициент концентрации заемного капитала по формуле 3.2: