Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и значения бухгалтерского баланса.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
- изучить сущность баланса и значение балансового обобщения учетных данных;
- характеризовать принципы построения и разделы и статьи баланса;
Введение……………………………………………………………….5
Теоретические основы формирования бухгалтерского баланса…...7
Понятие и сущность бухгалтерского баланса……………………...7
Виды бухгалтерских балансов и их классификация……………...10
Зарубежный опыт формирования бухгалтерского баланса…….....13
Практика составления бухгалтерского баланса в ООО «Дружба»...17
Содержание статей актива баланса………………………………....17
Характеристика статей пассива баланса…………………………....25
Совершенствование составления бухгалтерского баланса……….30
Заключение…………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………...34
Приложения…………………………………………………………....36
Первая часть баланса называется активом, а вторая — пассивом. Актив от латинского activus — деятельный, действующий; пассив от латинского passivus— страдательный, недеятельный. Применительно к балансу данные термины утратили первоначальный смысл и имеют условное значение.
Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же — хозяйственные средства организации, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а и пассиве — источники, за счет которых они сформированы.
Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса. Статьи баланса как в активе, так и в пассиве разделены на разделы.
Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало года» и «На конец отчетного периода». Во второй графе показывается состояние видов средств и их источников на дату составления баланса.
С технологической точки зрения функционирование системы бухгалтерского учета в организации представляет собой процесс непрерывного агрегирования данных. Важно найти оптимум в этом процессе. Малая степень агрегирования приводит к бессистемности и неуправляемости огромными объемами циркулирующих в системе сведений. Напротив, слишком большая агрегированность данных, в том числе и отчетных, может привести к резкому сокращению их информативности и аналитичности. В полной мере этот тезис относится и к бухгалтерской отчетности. Уровень агрегированности данных определяет степень аналитичности баланса. Причем связь здесь обратно пропорциональная: чем выше уровень агрегированности, тем менее аналитичен баланс, Поэтому извечен вопрос о целесообразности и необходимой степени сложности баланса, необходимости расширения состава статей, введении дополнительных группировок.
В западной учетной практике проблема агрегированности отчетных данных также широко обсуждается специалистами. При этом нередко высказываются самые разные точки зрения. По мнению Р.Фокса, бухгалтерский отчет должен быть кратким и умещаться на визитной карточке. Напротив, В.Бивер считает, что финансовая отчетность не должна упрощаться исходя из уровни ее понимания наивным непрофессиональным инвестором. Как всегда, истина находится посередине. Целесообразно заполнять несколько форм баланса, ориентированных на различных пользователей. Именно такой подход принят в странах с рыночной экономикой. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. В учетных стандартах описываются лишь перечень и экономическое содержание основных статей; степень детализации определяется бухгалтером организации самостоятельно.
Основной
тенденцией развития баланса в нашей
стране было его постоянное усложнение.
В последние годы происходит обратный
процесс — упрощение структуры баланса.
Так, за последние три десятилетия число
статей баланса уменьшилось примерно
в два раза.
Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Признаки классификации бухгалтерских балансов:
1) время составления;
2) источник составления;
3) объем информации;
4) форма собственности;
5) способ очистки.
По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:
1) вступительные; 2) текущие; 3) ликвидационные; 4) разделительные; 5) объединительные.
Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.
Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный - на конец отчетного года. Отсюда следует, что заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года, т.е. эти балансы по сути заключительные. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов) с отражением ее результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.
Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (в течение вышеуказанного периода) и заключительных ликвидационных (на конец периода ликвидации).
Разделительные балансы составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации. В последнем случае баланс часто называют передаточным.
Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.
По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основе инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы.
Книжный баланс составляют на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета), без предварительной проверки их путем инвентаризации.
Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств, тем самым повышается реальность баланс.
По объему информации балансы подразделяются на единичные (индивидуальные), сводные и консолидированные.
Единичный (индивидуальный) баланс отражает деятельность одного хозяйствующего субъекта.
Сводные балансы получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных филиалов или структурных подразделений организации, выделенных на отдельный баланс, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всей организации как одного юридического лица в целом. При этом в сводном балансе организации не отражаются внутрихозяйственные расчеты, т.е. расчеты внутри одного юридического лица (между отдельными филиалами или иными структурными подразделениями организации, выделенными па отдельный баланс).
Консолидированные балансы представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношениях.
По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, частных, смешанных, совместных и общественных организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.
По способу «очистки» могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто — это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сальдо регулирующей статьи «Износ основных средств».
Баланс-нетто
— это баланс, из которого исключены
регулирующие статьи. Исключение из баланса
регулирующих статей называется его «очисткой».
Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия и источниках его образования в денежной оценке на определенную дату. Баланс дает количественную и качественную характеристику всех видов имущества предприятия и отражает источники его формирования.
Строение баланса основывается на принципе двойственности,
уравнение которой можно записать в следующем виде:
Активы = Собственный капитал + Обязательства.
Активы — это экономические ресурсы, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Активы имеют три характерных признака:
Под экономическими ресурсами понимаются такие, которые способны приносить в будущем прибыль организации. Это возможно при следующих условиях:
• если это денежные средства или они могут быть обращены в деньги;
• если они представлены имуществом, которое может быть продано;
• если ожидается, что их можно использовать в будущем в хозяйственной деятельности.
Капитал — это вложения собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. Эти средства отражаются в балансе в обобщенном виде, без указаний, на какие цели они были использованы. Размещение финансовых источников представлено различными статьями актива баланса.
Обязательства — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие ведения хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Эти обязательства возникают в результате прошлых операций. Обязательства означают требования кредиторов на активы, поскольку погашение задолженности должно привести к оттоку денежных, материальных или нематериальных ресурсов организации.
Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
По внешнему виду баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: в первой ее части отражается имущество по составу и размещению (актив баланса). В правой части отражаются источники формирования этого имущества (пассив баланса). Всегда соблюдается равенство сумм актива и пассива баланса:
А = П.
Основной элемент бухгалтерского баланса — балансовая статья, которая соответствует виду имущества, капитала или обязательств. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.
Бухгалтерский баланс в РФ содержит два раздела в активе, три - в пассиве:
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности. В США, Великобритании принята схема построения баланса в порядке убывающей ликвидности в активе. Пассив баланса в РФ строится по возрастанию степени срочности возврата, в США, Великобритании — по убыванию.
Информация о работе Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием