Бухгалтерский баланс: его содержание, техника составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и раскрытие методики составления бухгалтерского баланса в теории и на практике.
Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть роль и назначение бухгалтерских балансов;
Охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов;
Раскрыть структуру и строение бухгалтерских балансов;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бухгалтерский баланс, как основная форма отчетности 5
1.1. Роль и значение бухгалтерских балансов 5
1.2. Формы бухгалтерских балансов 7
1.3 Классификация бухгалтерских балансов 10
1.4. Структура и строение и порядок составления бухгалтерского баланса 15
1.5 Аналитическое значение горизонтальных взаимосвязей статей баланса 17
Глава 2. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления годового бухгалтерского баланса в ОПХ "Пермское” 19
2.1 Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности 19
2.2 Содержание и строение бухгалтерского баланса на ПОПХ "Пермское" 22
2.3 Анализ состава и структуры статей актива баланса 28
2.4 Анализ состава и структуры статей пассива баланса 29
Приложения 31
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

бухгалтерская финансовая отчетность Ю.docx

— 80.47 Кб (Скачать)

     Среди других слагаемых метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

     В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и  основа для оценки финансового положения  фирмы. С целью большей доступности  понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных  статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы  изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и  пассива баланса, их взаимосвязь  между собой.

     Бухгалтерский баланс является наиболее информативной  формой, которая позволяет принимать  обоснованные управленческие решения.

     Умение  читать баланс - знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи  с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики  предприятия.

     Все это доказывает актуальность выбранной  темы исследования.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение и раскрытие методики составления  бухгалтерского баланса в теории и на практике.

     Задачами  курсовой работы являются:

     Рассмотреть роль и назначение бухгалтерских балансов;

     Охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов;

     Раскрыть структуру и строение бухгалтерских балансов;

     Описать практику заполнения годового бухгалтерского баланса организации ПОПХ "Пермское".

     Нужно так же отметить, что в работе широко использована литература самых  различных направлений. Но основными  являются Положение по бухгалтерскому учету, законодательные акты, законы и постановления. 
Глава 1. Бухгалтерский баланс, как основная форма отчетности
 

     1.1 Роль и значение бухгалтерских  балансов.

     Термин "баланс" широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. balance - весы). В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.

     Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в  левой и правой сторонах уравнения.

     Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств организации и источники их формирования.

     Бухгалтерский баланс позволяет определить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, соответствие запасов товароматериальных ценностей установленным нормативам, состояние платежной дисциплины и тому подобное, а также дать общую оценку финансового состояния  организации.

     В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что  его часто выделяют в самостоятельную  отчетную единицу, дополнением к  которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности.

     Роль  прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. Если в указанных  отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону  деятельности организации, то в балансе  представлено состояние всех средств  организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции:

  • Баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться
  • По балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;
  • По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы
  • На показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств
  • Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

     В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:

  1. Основная форма отчетности
  2. Контрольная функция
  3. База финансово-хозяйственной деятельности организации.
 
 
 
 
 
 

     1.2 Формы бухгалтерских балансов 

     Баланс всегда считался и считается в настоящее время главной определяющей формой отчетности. Сам баланс - это модель, с помощью которой в интересах всех пользователей представляется финансовое положение организации на определенный момент времени. На практике различают несколько видов балансов.

     Эти балансы могут различаться номенклатурой  статей и методами оценки.

     Вступительный (организационный) баланс открывает  ведение бухгалтерского учета в  организации. В заново создаваемых  организациях такой баланс будет  очень простым, так как показываемое в нем имущество будет состоять в основном из вкладов учредителей  и организационных расходов.

     Промежуточный и годовой (операционные) бухгалтерские  балансы могут не отличаться один от другого (как правило, в них  используется одна и та же форма  бланка). В технике же оформления периодического и годового бухгалтерского баланса существует значительная разница. Промежуточный баланс составляется, как правило, на основе книжных данных. Формированию же толового баланса предшествуют следующие этапы работ:

     Годовой бухгалтерский баланс является как  заключительным, т.е. завершающим отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в  новом отчетном году. В таких условиях перед организацией стоит вопрос: ликвидироваться, объявив о банкротстве  или договориться с кредиторами  об отсрочке платежей. При условии  соглашения с кредиторами, им предоставляется  информация о размере понесенного  убытка и возможности его покрытия в будущем. Ликвидационный баланс отличается от других в основном оценкой своих  статей, производимой по реализационной стоимости. Некоторые статьи, которые  обычны для отчетного баланса, в  ликвидационном могут отсутствовать совсем. Например, Доходы будущих периодов, Расходы будущих периодов. С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы, стоимость патента. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К ликвидационному балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательно.

     В зависимости от того, какова степень  ухудшения финансового положения  организации, ликвидационные балансы  могут составляться в виде:

  • Вступительного
  • Промежуточного
  • Заключительного

     Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. Постатейные показатели путем сложения одного и другого балансов суммируются  и сводятся в особой колонке в  виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

     Сводно-консолидированный  баланс - достаточно новое явление  в отечественной учетной практике. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных  в экономическом отношении.

     Все бухгалтерские балансы принято  разделять на две большие группы: статические и динамические.

     Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации.

     Наиболее  распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский  баланс, представляемый по результатам  деятельности организации за отчетный год.

     Динамические  балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Цель динамических балансов: обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы.

     Динамический  и статический балансы показывают финансовое положение организации, но с разных сторон. Поэтому пользователю бухгалтерской информации и бухгалтерской  отчетности необходимо разрабатывать  баланс с точки зрения его полезности для принятия решений или дальнейшей стратегии действий организации. В  зависимости от этого баланс получается либо с достаточно четким представлением об имущественном комплексе либо о финансовых результатах.

     В российской практике составляются статические  балансы и показывается состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д., следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации. 

    1.3 Классификация бухгалтерских балансов.

     В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. В работе предлагается классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

     По  срокам составления:

  • Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК.
  • Текущий - формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный).
  • Заключительный - составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации.
  • Санируемый - составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства.
  • Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами.
  • Разделительный - формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов.
  • Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.

     По  источникам составления:

  • Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации.
  • Книжный - составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа - Главные книги.
  • Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации.

Информация о работе Бухгалтерский баланс: его содержание, техника составления