Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерской отчетности предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и значение бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть финансовую отчетность в системе управления организацией;
- изучить требования, предъявляемые к финансовой отчетности;
- изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть виды бухгалтерской отчётности;
- изучить состав и содержание бухгалтерской отчётности;
- рассмотреть порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчётности;
- изучить публичность бухгалтерской отчётности.
Введение
I. Бухгалтерская отчётность организации
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчётности
1.2 Финансовая отчетность в системе управления организацией.
1.3 Требования, предъявляемые к финансовой отчетности
1.4 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности
1.5 Виды бухгалтерской отчётности
1.6 Состав и содержание бухгалтерской отчётности.
1.6.1 Бухгалтерский баланс
1.6.2 Отчет о прибылях и убытках
1.6.3 Отчет об изменениях капитала
1.6.4 Отчет о движении денежных средств
1.6.5 Приложение к бухгалтерскому балансу
1.6.6 Отчет о целевом использовании полученных средств
1.6.7 Пояснительная записка
1.7 Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчётности
1.8 Публичность бухгалтерской отчётности
II. Анализ бухгалтерской отчётности на ЗАО «Лактис»
Заключение
Список используемой литературы
На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.
Формирование
современной системы
С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы:
1.
Федеральный закон «О
2.
Положение по ведению
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н.
4. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Обязательным условием разработки собственных форм отчетности для организации является сохранение принципов построения форм бухгалтерской отчетности, т.е. сохранение кодов строк, итогов разделов и групп статей бухгалтерского баланса в соответствии с унифицированной формой[15].
Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим основным признакам:
1.По
видам она делится на оперативную, статистическую и бухгалтерскую
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду и т. д. В ней содержатся сведения о выполнении плана поставок материалов, о производстве важнейших видов продукции, соблюдении договоров, финансовом положении предприятия и т. д. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Так, с помощью статистической отчетности контролируется реализация плана по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабочего времени, выполнение норм выработки, динамика производительности труда и т. д. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Ее составляют по данным бухгалтерского учета[7].
2. По назначению
3. По периодичности
4. По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Сводная отчетность составляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом[10].
Структура бухгалтерской отчетности определена статьей 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и конкретизирована приказом Минфина России № 67н. В состав бухгалтерской отчетности входят:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- приложения к ним (форма № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и форма № 6 «Отчет о целевом использовании денежных средств»);
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит аудиту.
Конкретный объем бухгалтерской отчетности зависит от вида организации. Так, субъекты малого предпринимательства, которые не подлежат обязательному аудиту, могут включать в состав бухгалтерской отчетности только баланс и отчет о прибылях и убытках. Если малое предприятие подлежит обязательному аудиту, оно заполняет баланс, форму № 2, а также те формы приложений, по которым имеются соответствующие данные. Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности, могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, но в то же время им рекомендуется составить форму № 6.
Пользуясь образцами форм, предложенными Минфином России в приказе № 67н, организации разрабатывают собственные формы бухгалтерской отчетности. При этом нужно соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности, такие как полнота, нейтральность, существенность и т. д. В бухгалтерскую отчетность должны входить показатели, необходимые для формирования полного и достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Если в рекомендованной Минфином России отчетной форме нет отдельной строки для отражения какого-либо показателя, эти данные можно размещать по статье «Прочие…». Однако необходимо помнить, что в составе «прочих» можно отражать только несущественные активы и обязательства, величина которых не является значимой для принятия финансово-экономических решений[11].
Организациям разрешено составлять бухгалтерскую отчетность непосредственно по формам, рекомендованным Минфином России в приказе № 67н. Но при этом следует убрать из отчетных форм строки, оставшиеся незаполненными. Пустых строк в формах бухгалтерской отчетности быть не должно. Об этом говорится в пункте 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина № 67н.
Госкомстат России разработал кодировку строк форм бухгалтерской отчетности, которые необходимы для обработки статистических данных. Но коды присвоены не всем показателям отчетных форм. Несмотря на это, кодировать надо все строки отчетности, включая те, для которых приказом Госкомстата и Минфина России № 475/102н коды не предусмотрены, а также строки, дополнительно вводимые организацией в отчетные формы. То есть во всех строках бухгалтерской отчетности должны быть проставлены коды. Это требование пункта 8 Указаний о порядке составления и представления отчетности (приказ Минфина № 67н).
На формах бухгалтерской отчетности, составленных организацией, должны быть обязательные реквизиты. Их перечень приведен в пункте 7 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина № 67н.
Данные в отчетных формах приводятся в тысячах рублей (при существенных оборотах продаж, активов и обязательств — в миллионах рублей) без десятичных знаков. Никаких помарок и подчисток в формах бухгалтерской отчетности не допускается[3].
1.6.1 Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс (форма № 1) — статичный документ, так как составляется на конкретную дату и характеризует финансовое положение организации по состоянию на эту дату. Он содержит информацию о ресурсах (актив), обязательствах и собственном капитале предприятия (пассив). В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой является активом, правая — пассивом баланса. Статьи актива располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень ликвидности, статьи пассива — по степени срочности погашения обязательств. Построение актива баланса российских предприятий осуществляется в порядке возрастания степени ликвидности, пассива — по возрастающей срочности погашения (возврата) обязательств.
Согласно принятым в отечественной практике определениям, актив рассматривается как имущественная масса (средства организации), которая должна работать и приносить прибыль организации, а пассив — как обязательства за полученные ценности (услуги), являющиеся источниками образования и размещения средств организации.
Рассмотрим основные составляющие бухгалтерского баланса. Актив баланса содержит 2 раздела:
I. Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства и финансовые вложения.
Нематериальные активы представляют собой различные права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности, на пользование обособленными природными объектами и пр. Нематериальные активы — это долгосрочные активы, не имеющие физической формы, но имеющие стоимость и приносящие прибыль организации. В отчетности нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости.
Основные средства являются долгосрочно используемыми активами, обеспечивающими доходы организации. Данный вид активов отражается в отчетности по остаточной стоимости