Бухгалтерская отчетность, ее сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. Сущность и значение бухгалтерской отчетности
2. Состав и содержание БФО
3. Классификация отчетности
4. Особенности представления БФО

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущность и содержание ………..6
1.1 Концепции Бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской практике.6
1.2 Сущность и назначение бухгалтерской отчетности …………………………..9
2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности, и основные правила ее представления и утверждения …………………………………………………….15
2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности ……………………………15
2.2 Классификация бухгалтерской отчетности …………………………………..25
2.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности. Сроки представления ……………………………………………………………………...26
3 Особенности представления Бухгалтерской (финансовой) отчетности ……..32
3.1 Аудит бухгалтерской отчетности …………………………………………….32
3.2 Сводная консолидированная отчетность …………………………………….35
3.3 БФО в соответствии с МСФО …………………………………………………39
Заключение …………………………………………………………………………50
Список используемой литературы ………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

КР бух.фин. отчетность.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских  данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых  синтезированы показатели нижнего  уровня.[11 c.356]

Отчетность представляет собой  метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное  и финансовое положение организации  на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Чтобы отчетность была достоверной  и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять  ряду требований:

* отражать полноту в учете  за отчетный период (с 1 января  до последнего числа отчетного  периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;

* основываться на единой методологии,  установленной Минфином и Госкомстатом  РФ;

* составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;

* своевременно предоставляться  соответствующим органам;

* иметь ясность и гласность;

* обрабатываться при помощи  средств автоматизации и механизации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.[6 c.589]

Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.

Перед бухгалтерской отчетностью  стоят следующие задачи:

- создание необходимых условий  для существующих и потенциальных  пользователей информации при  принятии ими управленческих  решений о взаимодействии с  организацией;

- возможность оценки времени,  вероятности и объемов, причитающихся пользователям выплат от деятельности организации;

- обеспечение адекватности отражения  составления экономических ресурсов  организации, включая все возможные  внешние обстоятельства.

Выше перечисленные задачи могут  быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Зарубежный опыт и отечественная практика позволяют отнести к ним следующие критерии:

- ценность для пользователя;

- надежность (достоверность);

- сопоставимость;

- постоянство;

Ценность для пользователя подразумевает, что бухгалтерская отчетность играет важнейшую роль при принятии управленческих решений. При этом предполагается, что  информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае она не отражает реального положения дел на момент ее получения. Кроме того, критерий ценности для пользователя должен обеспечиваться прогностической ценностью бухгалтерской отчетности, т.е. информация, отраженная в ней. Служит основной для прогнозирования дальнейших перспектив организации.[2 c.149]

Надежность (достоверность) бухгалтерской  отчетности означает реальность отражения  экономических показателей организации. Этот критерий должен обеспечиваться достоверным представлением информации в отчетности, т.е. отражением в ней экономической сущности деятельности организации, а не ее формальной стороны. Тем самым достигается объективность информации и невозможность составления отчетности в интересах, какой- либо группы лиц. При этом должна обеспечиваться возможность проверки представляемой информации в бухгалтерской отчетности.

Критерий сопоставимости подразумевает  возможность сравнения показателей  организации с аналогичными показателями других организаций либо с показателями той же самой организации, но взятыми  за другой отчетный период.

Постоянство означает применение одних  и тех же элементов учетной  политики от одного учетного периода  к другому. Тем самым обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерской  отчетности организации за различные  отчетные периоды.

Эти теоретические положения нашли свое отражение в соответствующих нормативных актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности.

Так, п.6 ПБУ 4\99 « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н, декларируется, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, о финансовом положении и финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении. Реализация этого положения достигается путем применения целой системы принципов и требований, направленных на обеспечение соответствующих подходов к составлению бухгалтерской отчетности. [10 c.32]

Выполнение требования полноты  представления информации достигается при условии отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации.

2 СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ  (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ И ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И  УТВЕРЖДЕНИЯ

2.1. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность -- единая система  данных об имущественном и финансовом положении организации и о  результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская  отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

* бухгалтерского баланса (форма  №1);

* отчета о прибылях и убытках  (форма №2);

* отчета об изменениях капитала (форма №З);

*отчета о движении денежных  средств (форма №4);

* приложений к бухгалтерскому  балансу (форма №5);

* пояснительной записки;

*аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность бухгалтерской отчетности  организации, если она в соответствии  с федеральным законом подлежит  обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца.[4 c.266]

По стандарту бухгалтерский  баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (актив баланса), другая - из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассив (см. Приложение 1).

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья.

Существуют определенные правила составления баланса:

- данные бухгалтерского баланса  на начало года должны соответство-вать  данным на конец прошлого года;

- не допускается зачета между  статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков,  кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету;

- отдельные показатели отражаются  в нетто-оценке, т.е. за минусом  регулирующих величин (износа, амортизации,  оценочных резервов и др.);

- активы и пассивы показываются  в зависимости от срока их обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные).

РАЗДЕЛ I АКТИВА БАЛАНСА

В разделе "Внеоборотные активы" отражается имущество организации, которое используется в течение длительного периода:

основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и  прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы:

В состав нематериальных активов включаются только те права пользования, которые будут использоваться в течение длительного периода (более 1 года). Расходы на права пользования, приобретенные на срок менее 1 года, могут учитываться на счете 31 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным отнесением в течение срока их использования на:

- счета издержек, если они используются  для производственных целей:

- счета использования прибыли,  если они используются для

непроизводственных целей.

Состав нематериальных активов  и порядок их амортизации приведены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Нематериальные активы могут быть получены безвозмездно. приобретены  организацией в процессе деятельности, внесены учредителями(собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации.

Данные по соответствующим строкам  подраздела приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов (за исключением объектов жилого фонда  и нематериальных активов, по которым  в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

Основные средства:

По данной строке баланса показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации  или в запасе, по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

Незавершенное производство:

По данной строке баланса показывается стоимость незаконченного строительства, оборудования к установке, а также  авансы, выданные подрядным и проектным организациям под строительно-монтажные и проектные работы.

Долгосрочные финансовые вложения:

При учете всех видов финансовых вложений следует иметь в виду, что они оцениваются в течение  года по стоимости их осуществления

или приобретения. Приобретенные организацией акции, котирующиеся на бирже или специализированных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются в балансе за минусом образованного резерва под обесценение ценных бумаг, учтенного на счете 82 «Оценочные резервы». Резерв создается в сумме превышения учетной стоимости ценных бумаг над их рыночной оценкой, но только по состоянию на 31 декабря отчетного года.

В пассиве баланса сумма образованного  резерва под обесценение вложений в ценные бумаги отдельно не отражается, так как она уже «сминусована» в активе баланса.

Отчет о прибылях и убытках:

Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Современный  отчет представляет информацию о  формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующем звеном между прошлым и нынешнем отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода посравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансам и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности - финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках - как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках - как превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде. [7 c.48]

Эволюция отчетной практики показывает, что формирование информации в отчете о прибылях и убытках может осуществляться различными способами. В первую очередь представление показателей различается по структуре отчета. Она может быть двухсторонней или последовательной.

Формирование показателей отчета о прибылях и убытках осуществляется на основе данных синтетического и аналитического учета, представленных в различных регистрах. Такие регистры должны быть построены организациями для создания информационных массивов в разрезе счетов синтетического учета, аналитические данные которых находят отражение в отчете о прибылях и убытках ( см. Приложение 2).

Отчет об изменениях капитала

Отражает информацию о наличии  и движении собственного капитала организации  в отчетном году.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность, ее сущность и содержание