Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночных отношений в России, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная юридическая, экономическая и предпринимательская самостоятельность, требует адекватного развития рыночных механизмов и методов управления, обусловливает необходимость формирования достоверной, прозрачной и информативной финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая должна дать возможность любому субъекту хозяйствования использовать формируемую в среде бухгалтерского учета систему показателей для привлечения клиентов и доказательства своей надежности как потенциального партнера.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности 7
1.1 Назначение, цели и задачи анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности с позиции пользователя 7
1.2 Стандартные приемы и методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности 10
1.3 Анализ методических аспектов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций на основе нормативных актов 17
1.4 Основные положения анализа финансового состояния предприятия на основе данных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 22
1.5 Методические аспекты обоснования эталонных значений финансовых показателей для анализа консолидированной отчетности 31
2 Теоретические аспекты аудита форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 37
2.1 Применимые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и основные положения аудита форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 37
2.2 Основные этапы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности 49
2.3 Анализ аудиторских доказательств по предпосылкам подготовки финансовой отчетности 54
2.4 Рекомендации в целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности 59
3 Применение стандартных приемов и методов финансового анализа на примере данных бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Бозал» 63
3.1 Организационная характеристика ООО «Бозал» 63
3.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бозал» по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности 64
3.2.1 Анализ на основе данных бухгалтерского баланса 64
3.2.2 Анализ на основе данных отчета о прибылях и убытках 73
3.2.3 Анализ на основе данных отчета об изменениях капитала 75
3.2.4 Анализ на основе данных отчета о движении денежных средств 76
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса подготовки и анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности на ООО «Бозал» 84
Заключение 91
Список используемых источников 97
Приложение А 102

Работа содержит 1 файл

бух фин отчетность.doc

— 606.00 Кб (Скачать)

Необходимо заметить, что при проверке бухгалтерского баланса аудитору необходимо обратить особое внимание на формирование стр.145 «Отложенные налоговые активы» (по данной строке учитывается сумма, сформированная по счету 09 «Отложенные налоговые активы») и на стр.515 «Отложенные налоговые обязательства» (где отражается кредитовое сальдо по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства», не списанное на конец отчетного периода).

Отчет о прибылях и убытках – основная отчетная форма, характеризующая порядок формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации.

Перед началом проверки отчета о прибылях и убытках аудитор должен ознакомиться с положениями учетной политики, касающимися порядка признания доходов организации в качестве доходов от обычных видов деятельности. Для этого он должен проанализировать, какие виды деятельности в соответствии с учетной политикой отнесены организацией к основным, и проверить правильность классификации доходов и расходов по отчету.

Аудитор должен проверить арифметические подсчеты. Для подтверждения достоверности и точности определения показателей отчетной формы сверяется тождественность показателей «За отчетный год» данным Главной книги и регистров аналитического учета по счетам учета доходов и расходов.

Проверка формирования показателей по строкам «Прочие доходы», «Прочие расходы» должна быть направлена и на подтверждение достоверности состава этих расходов.

Важно обратить внимание на соблюдение принципа существенности[12], согласно которому доходы и расходы должны приводиться обособленно, если они существенны (показатель может быть признан существенным, если его сумма по отношению к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%). При формировании показателей отчета о прибылях и убытках следует:

при отражении видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более общей суммы доходов организации за отчетный период, показывать в отчете соответствующую каждому виду часть расходов;

графу 4 заполнять на основании данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов;

доходы от обычных видов деятельности в случае их существенности отражать обособленно в виде расшифровки к строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» или в приложении к отчету.

В акционерных обществах аудитору необходимо проверить информацию, приведенную справочно к отчету о прибылях и убытках (это касается справки о сумме дивидендов, которые приходятся на одну привилегированную акцию). Также проверяется соответствие требованиям Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию[13].

Проведенные процедуры проверки формирования показателей отчета о прибылях и убытках позволяют аудитору подтвердить достоверность данных, формирующих прибыль. Данные отчета используются для проведения анализа финансовых результатов.

Отметим, что при проверке правильности составления отчета о прибылях и убытках необходимо учитывать, что:

по стр.200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)» отражаются суммы, сформированные по счету 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство»;

по стр.141 «Отложенные налоговые активы» – обороты по кредиту счета 77 за вычетом дебетовых оборотов;

если кредитовый оборот по счету 77 превышает дебетовый, то аудитор должен просмотреть, что стр.142 «Отложенные налоговые активы» отрицательная и вписана в отчет о прибылях и убытках в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он должен быть учтен со знаком «минус».

В российской бухгалтерской отчетности пояснения к ней представляются в двух видах документов: формализованных таблицах и пояснительной записке.

В формализованных таблицах представляются формы отчетности №3-5.

Отчет об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к статьям бухгалтерского баланса раздела «Капитал и резервы».

Показатели отдельных видов капитала, резервов предстоящих расходов, оценочных резервов на начало и конец года и оборотов за год, их увеличение и использование за отчетный период проверяются на соответствие данным Главной книги и регистров синтетического учета по соответствующим счетам. Особое внимание следует уделить проверке изменения капитала, где раскрывается информация об источниках его увеличения на конец отчетного года, а также о причинах уменьшения капитала.

Аудитор должен провести проверку правильности расчета показателя «Чистые активы»[14]. Затем аудитору следует сравнить величину чистых активов с величиной уставного капитала и требованиями применимых нормативных актов.

Если будет выявлено, что величина чистых активов меньше величины уставного капитала (или его минимальной величины), аудитор должен рассмотреть вероятность подачи иска о ликвидации организации и вопрос о необходимости модификации аудиторского заключения путем выражения сомнения в непрерывности деятельности аудируемой организации.

В ходе аудита Отчета о движении денежных средств аудитор проверяет правильность представленной информации по всем видам деятельности, а также увязку показателей остатков денежных средств на начало и конец отчетного года по отчету о движении денежных средств с показателями бухгалтерского баланса. Отметим, что если организация имела остатки валюты на валютном счете или в кассе на начало года, то равенства между показателями бухгалтерского баланса по строке «Денежные средства» и отчета о движении денежных средств не будет. Это связано с тем, что при наличии (движении) денежных средств в иностранной валюте информация о движении валюты по каждому ее виду формируется применительно к отчету, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России на дату составления бухгалтерской отчетности, а затем полученные показатели суммируются по каждой строке с показателями по рублевым оборотам. Возникающая разница между остатками денежных средств отражается в отчете и балансе отдельной строкой «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю».

Проверка формирования показателей проводится с использованием данных регистров синтетического и аналитического учета по счетам учета денежных средств, а также приложенных первичных документов, отражающих содержание операции. Аудитор и здесь использует процедуру арифметических подсчетов для подтверждения данных отчетных форм.

Анализ денежных потоков по видам деятельности позволяет аудитору:

оценить возможность организации направлять денежные средства на поддержание хозяйственного процесса и выявить тенденции, вызванные наращиванием производственных мощностей, – по данным денежных потоков текущей деятельности;

определить, насколько будущие производственные мощности смогут поддерживать сложившийся уровень текущей деятельности, – по данным денежных потоков инвестиционной деятельности.

Пояснительная записка является структурным элементом годового бухгалтерского отчета. В ней приводятся данные, не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.

В настоящее время форма и последовательность представления информации в пояснительной записке строго не регламентированы. Каждая организация самостоятельно определяет необходимость показа дополнительной информации, характеризующей результаты и условия ведения деятельности.

Организации, публикующие свою отчетность, должны раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями. Требования о раскрытии информации содержатся практически в каждом из положений по бухгалтерскому учету.

В заключение данного параграфа отметим, что аудиторы всегда подвергают себя большому риску при аудите бухгалтерской отчетности у непорядочных клиентов. Обычно представители руководящего персонала экономического субъекта не являются злостными мошенниками, но аудитору следует учитывать мотивацию их действий [39].

 


2.2 Основные этапы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Перечислим основные этапы выполнения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности [38]:

1. До заключения договора:

1.1. проведение экспертизы (анкетирование) организации-клиента;

1.2. определение необходимого количества времени для проведения аудита по результатам экспертизы;

1.3. определение стоимости аудита;

1.4. направление клиенту письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

2. Заключение договора.

3. Определение объема аудита, составление плана аудита.

4. Сбор аудиторских доказательств.

5. Оформление рабочих документов.

6. Обобщение выводов, составление аудиторского заключения и письменной информации руководству экономического субъекта.

7. Передача исходящих документов для внутрифирменного контроля.

8. Передача итоговых документов исполнительному органу экономического субъекта.

9. Формирование «Досье клиента».

С другой стороны, работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный; основной; заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

На ознакомительном этапе аудита необходимо установить, были ли проведены организацией определенные учетные работы, которые предшествуют составлению бухгалтерской отчетности. В частности, перед составлением годового отчета в каждой организации проводятся инвентаризация основных видов ценностей и обязательств, списание выявленных отклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционных разниц и закрытием ряда операционных счетов.

В ходе проверки закрытия счетов необходимо установить [26]:

сделаны ли корректировочные записи по суммам цеховых расходов ремонтной мастерской, исчислена ли себестоимость услуг вспомогательного производства, сделаны ли корректировочные записи по каждому производству и закрыты ли аналитические счета по счету 23 «Вспомогательные производства»;

распределены ли расходы будущих периодов, сделана ли корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов и закрыты ли счета 97 «Расходы будущих периодов» (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 «Общепроизводственные расходы»;

исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения, сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 «Основное производство»;

произведена ли корректировка затрат и закрыты ли счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (по субсчетам собственно обслуживающих производств);

списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства;

определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;

распределена ли прибыль и списан ли убыток на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и закрыт ли счет 99 «Прибыли и убытки».

На основном этапе аудита бухгалтерской отчетности необходимо изучить состав и содержание бухгалтерской отчетности. При изучении состава и содержания форм бухгалтерской отчетности организации выясняются:

их соответствие требованиям нормативных документов;

наличие всех установленных форм;

полнота их заполнения;

присутствие необходимых реквизитов.

Кроме того, осуществляется арифметический контроль показателей и проверяется их взаимозависимость.

При анализе достоверности показателей аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам главной книги показателям бухгалтерской отчетности.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств должно производиться в рублях;

оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

отражение в бухгалтерском балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин;

методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов; при наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Заключительный этап аудита бухгалтерской отчетности организации включает формирование пакета рабочих документов аудитора, составление аудиторского отчета и представление его совместно с рабочей документацией руководителю группы.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения [41].

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчетность