Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:03, курсовая работа
Становление рыночных отношений в России, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная юридическая, экономическая и предпринимательская самостоятельность, требует адекватного развития рыночных механизмов и методов управления, обусловливает необходимость формирования достоверной, прозрачной и информативной финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая должна дать возможность любому субъекту хозяйствования использовать формируемую в среде бухгалтерского учета систему показателей для привлечения клиентов и доказательства своей надежности как потенциального партнера.
Содержание
Введение 3
1 Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности 7
1.1 Назначение, цели и задачи анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности с позиции пользователя 7
1.2 Стандартные приемы и методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности 10
1.3 Анализ методических аспектов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций на основе нормативных актов 17
1.4 Основные положения анализа финансового состояния предприятия на основе данных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 22
1.5 Методические аспекты обоснования эталонных значений финансовых показателей для анализа консолидированной отчетности 31
2 Теоретические аспекты аудита форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 37
2.1 Применимые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и основные положения аудита форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 37
2.2 Основные этапы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности 49
2.3 Анализ аудиторских доказательств по предпосылкам подготовки финансовой отчетности 54
2.4 Рекомендации в целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности 59
3 Применение стандартных приемов и методов финансового анализа на примере данных бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Бозал» 63
3.1 Организационная характеристика ООО «Бозал» 63
3.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бозал» по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности 64
3.2.1 Анализ на основе данных бухгалтерского баланса 64
3.2.2 Анализ на основе данных отчета о прибылях и убытках 73
3.2.3 Анализ на основе данных отчета об изменениях капитала 75
3.2.4 Анализ на основе данных отчета о движении денежных средств 76
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса подготовки и анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности на ООО «Бозал» 84
Заключение 91
Список используемых источников 97
Приложение А 102
При горизонтальном анализе происходит изучение абсолютных показателей статей отчетности предприятия за определенный отчетный период, расчет и оценка темпов их изменения. Для этого строятся аналитические таблицы, аналогичные бухгалтерскому балансу. В них абсолютные показатели отчетности дополняются относительными, то есть просчитывается изменение абсолютных показателей как в сумме, так и в процентах.
Горизонтальный анализ используется также для дополнения вертикального анализа финансовых показателей. Его целью является выявление изменений по каждой статье имущества и обязательств баланса или другой отчетности за определенный период. Он предоставляет возможность дать оценку этим изменениям.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Структурный анализ сглаживает влияние инфляции и позволяет проводить межхозяйственные сравнения.
Вертикальный анализ представляет собой данные отчетности в виде относительных показателей. Он подразумевает исчисление доли каждой статьи отчетности в его общей сумме, выраженной в процентах. При этом он позволяет производить оценку их изменения в динамике: позволяет оценить структурные изменения, происходящие в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов предприятия, коэффициентов рентабельности продукции и т.п.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем.
Таким образом, трендовый анализ означает анализ тенденций развития, помогает оценить качественные сдвиги в финансовом положении предприятия. Он является разновидностью горизонтального анализа, направленного на перспективу. Такой анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени. При этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, то есть основная повторяющаяся тенденция развития показателя, свободная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.
Расчеты по методике с помощью трендов осуществляются с помощью специально подготовленной программы с использованием таблиц Excel. Это позволяет проводить экспресс-анализ показателей.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Данные коэффициенты представляют большой интерес, потому что достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение организации. Их достоинством является также то, что они позволяют элиминировать (исключать) влияние инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте.
Анализ коэффициентов (относительных показателей) помогает произвести расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, видов рентабельности. Такой анализ позволяет правильно оценить взаимосвязь показателей. Он используется при изучении финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, ликвидности его баланса.
Сравнительный (пространственный) анализ – внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, а также межхозяйственный анализ показателей данной организации в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и рекомендуемыми показателями.
В практике финансового управления западных компаний широко используется метод сравнения финансовых коэффициентов своей компании с коэффициентами лишь небольшого числа компаний-лидеров в отрасли. Такая методика анализа получила название эталонного сравнения, или бенчмаркинга (benchmarking) [22].
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель (с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования). Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
В самом процессе анализа финансовой отчетности коммерческой организации могут быть выделены два последовательных и взаимосвязанных этапа:
интерпретация финансовой отчетности;
расчетный анализ финансовой отчетности.
Целью интерпретации финансовой отчетности коммерческой организации является раскрытие и анализ основных компонентов учетной стратегии, а итогом – очищение опубликованных показателей финансовой отчетности от эффекта, вызванного применением методов учетной стратегии. Интерпретация финансовой отчетности должна способствовать пониманию реального экономического положения коммерческой организации, делая информацию, содержащуюся в ее финансовой отчетности, действительно ценной и полезной для принятия решений.
В составе расчетного анализа финансовой отчетности коммерческой организации можно выделить две составляющие:
выявление потенциальных факторов, затрудняющих процесс сопоставления сведений финансовой отчетности;
проведение расчетов и оценка полученных результатов.
В качестве потенциальных факторов, затрудняющих сопоставление сведений финансовой отчетности, рассматриваются изменение временных границ финансового года, разные отчетные даты, изменения в структуре компании, изменение метода бухгалтерского учета и изменения в бухгалтерских оценках, изменение применяемой системы ОПБУ и различия в представлении информации.
Собственно процесс проведения расчетов по данным финансовой отчетности и оценки полученных результатов включает в себя процедуры:
анализа тенденции развития (тренда);
процентного анализа;
сегментного анализа;
анализа на основе финансовых коэффициентов;
анализа движения денежных средств.
В ходе анализа тренда или горизонтального анализа изучается то, как изменяются показатели финансовой отчетности с течением времени. Такой анализ рекомендуется проводить на основе данных за пять лет, хотя теоретически можно рассматривать и более длительные периоды, например десять лет. Однако с увеличением рассматриваемого временного отрезка увеличивается и число элементов, затрудняющих сравнение. В процессе анализа тренда выбирают базисный период, и все показатели финансовой отчетности за последующие периоды выражаются в виде относительных индексов к показателям базисного периода. Если анализ тренда затрагивает статьи отчета о прибылях и убытках, основная задача заключается в изучении динамики показателей или оборота и соответствующих затрат. Будет ли соотношение динамики изменения продаж и затрат линейным, зависит от особенностей конкретной отрасли.
Если в ходе анализа тренда текущие результаты деятельности коммерческой организации сравниваются с ее же показателями за прошлые периоды, то при процентном анализе сравнительную базу образуют показатели других коммерческих организаций, как правило, из этой же отрасли. Чтобы проводить сравнение с другими компаниями, необходимо устранить несоответствие в размерах компаний. Для этого величины показателей отчета о прибылях и убытках выражают в виде процента от продаж, а показатели бухгалтерского баланса – в виде процента от суммы всех активов. Балансы, преобразованные для целей процентного анализа, позволяют, с одной стороны, сравнить структуру финансирования различных компаний, а с другой – направления инвестирования данных ресурсов. Процентный анализ на основе отчета о прибылях и убытках имеет смысл только в том случае, когда отдельные статьи отчета о прибылях и убытках являются сопоставимыми.
Раздел сегментной информации позволяет пользователю групповой финансовой отчетности получить представление о распределении выручки по сегментам хозяйственной деятельности корпоративной группы. Анализ сведений по сегментам, включенных в финансовую отчетность, способствует повышению информативности результатов оценки операционных затрат в ходе процентного анализа. Анализ сегментной информации, которую раскрывает компания, проливает свет на корпоративную стратегию группы и позволяет оценить значимость отдельных хозяйственных и географических сегментов группы.
Анализ на основе финансовых коэффициентов позволяет достаточно подробно рассматривать вопросы, касающиеся финансового состояния коммерческой организации. К таким вопросам относятся следующие:
оценка способности коммерческой организации самостоятельно выполнить принятые обязательства и погашать свои долги;
определение того, насколько является успешным бизнес, приносит ли он достаточный доход;
оценка степени использования производственных мощностей;
оценка эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации;
оценка привлекательности данной коммерческой организации для потенциальных инвесторов.
Различные комбинации и соотношения показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые относятся к указанным вопросам, позволяют построить финансовые коэффициенты, несущие полезную информацию, благодаря чему пользователь финансовой отчетности может использовать их в процессе принятия решений.
Финансовые коэффициенты строятся путем соотнесения определенных показателей бухгалтерского баланса и показателей отчета о прибылях и убытках и позволяют оценить финансовое состояние, результаты деятельности и инвестиционный потенциал коммерческой организации. При этом необходимо учитывать, что прежде чем приступать к анализу на основе финансовых коэффициентов, следует очистить данные финансовой отчетности от элементов, снижающих степень их сопоставимости.
1.3 Анализ методических аспектов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций на основе нормативных актов
В целях обеспечения единого методического подхода к анализу финансового состояния предприятий и оценке структуры их балансов на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности в 1994г. были разработаны Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса[2]. Данные положения содержали методику расчета коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами (по значению которых оценивалась удовлетворительность структуры баланса), восстановления (или утраты) платежеспособности предприятий и направления анализа неплатежеспособных предприятий. Однако изменение экономической ситуации в стране и принятие законодательных актов, регламентирующих деятельность коммерческих организаций, в т.ч. законодательства о несостоятельности (банкротстве) организаций, совершенствование бухгалтерского учета и отчетности определило необходимость пересмотра методических подходов к оценке финансового состояния предприятий.
В 1997г. были утверждены Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)[3], которые предназначались в том числе для оценки эффективности финансового менеджмента организации и ее финансово-хозяйственной деятельности.
Особенностью приказа данных Методических рекомендаций является определение основных компонентов финансово-экономического анализа деятельности предприятия:
анализ бухгалтерской отчетности;
горизонтальный анализ:
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
расчет финансовых коэффициентов.
Совокупность вышеуказанных компонентов представляет собой набор стандартных приемов и методов финансового анализа, применяемых и в настоящее время. Можно сделать вывод, что данными Методическими рекомендациями впервые в РФ определена система показателей для оценки финансового состояния предприятия, рекомендована методика их расчета по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлена экономическая характеристика и оценка направлений динамики значений этих показателей.
Важно отметить, что данный нормативный акт определяет нормативные значения финансовых коэффициентов и выделяет два класса коэффициентов: к первому классу отнесены показатели, имеющие нормативное значение (показатели ликвидности и финансовой устойчивости); ко второму классу отнесены показатели рентабельности (интенсивности использования ресурсов) и деловой активности. По второй группе показателей рекомендовано учитывать динамику значений, которая может быть охарактеризована как улучшение, стабильность или ухудшение.
Однако необходимо заметить, что методические аспекты финансового анализа, определенные приказом №118, следует отнести к оперативному анализу, результаты которого не могут служить точной оценкой финансового состояния предприятия. Следовательно, возникла потребность в расширении системы показателей, отражающих более широкий круг процессов и явлений хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций.
Такая попытка была предпринята в 2001г. в следующих нормативных актах:
приказ Министерства финансов РФ от 06.11.2001г. №274 (в ред. приказа Минфина РФ от 15.02.2002г. №36) «Порядок проверки текущего финансового состояния организации – получателя бюджетного кредита на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе»;
приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций».