Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в финансовую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Поэтому финансовая отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1 Бухгалтерская отчетность организации и основные требования к ней……………………………………………………… 6
Глава 2 Содержание и раскрытие информации в пояснительной записке . ……………………………………………………………....14
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию порядка раскрытия информации в пояснительной записке……………………………...35
Заключение……………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………..41
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая БФО.doc

— 240.00 Кб (Скачать)
    1. из бухгалтерского баланса;
    2. отчета о прибылях и убытках;
    3. приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
    4. аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
    5. пояснительной записки.

    Если  организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, то аудиторское заключений также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности

    Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организации а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации¹.

    Другие  органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции форма бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

    За 2003 — 2004 гг. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.03 г. № 67-н (13) включает:

  • бухгалтерский баланс — форма № 1;
  • отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
  • отчет об изменениях капитала — форма № 3;
  • отчет о движении денежных средств — форма № 4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
  • отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;
  • пояснительную записку;
  • итоговую часть аудиторского заключения.

    Крупные коммерческие организации, имеющие несколько видов деятельности, в состав бухгалтерской отчетности (сверх рекомендуемых образцов форм) могут включать дополнительные Формы отчетности.

    Субъекты  малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

    ¹ Сергеев А.О. Общие требования к финансовой отчетности, характеристика и принципы подготовки

    Если  указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности ф. № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.                                                                        

Некоммерческие  организации имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности при отсутствии соответствующих данных Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств        (ф. № 4) и Приложение к бухгалтерскому балансу (Ф. №5).

    Общественные  организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (ф. № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пояснительную записку.

    Требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

    Эти требования следующие: достоверность  и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008).

    Требование  достоверности и  полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    Если  при составлении бухгалтерской  отчетности выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

    Для достижения достоверного и полного  отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ 4/99.

    Требование  нейтральности  означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед  другими.                                                                                         

    Требование  целостности означает необходимость включения в; бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

    Требование  последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

    В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

    Требование  соблюдения отчетного  периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается 1 последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например для отчетности за январь—февраль в високосные годы — 29 февраля).

    Требование  правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.)².

    В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.                                                                                 

    Показатели  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:

  1. должны приводиться обособленно в случае их существенности и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями;
  2. могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, ее каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
 
 

² Сергеев А.О. Общие требования к финансовой отчетности, характеристика и принципы подготовки

Глава 2 Содержание и раскрытие  информации в пояснительной  записке

    Пояснительная записка является обязательной составляющей частью бухгалтерской отчетности согласно п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации³.

    Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Они могут принять решение о предоставлении бухгалтерской отчетности только в составе бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2) без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не включать в состав отчетности формы № 3 – 5 и пояснительную записку (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н). Малым предприятиям, которые в силу требований законодательства обязаны проводить аудиторскую проверку - имеют право не включать в состав отчетности формы № 3 – 5 (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу) при отсутствии соответствующих данных, но обязанность представлять пояснительную записку сохраняется.

    Согласно п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н, раскрытие в отчетности необходимой информации может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности, или в пояснительную записку. Называя сведения, которые должна содержать пояснительная записка предполагается, что в состав бухгалтерской отчетности войдет форма № 5 приложение к бухгалтерскому балансу, поэтому не включены в приведенную ниже информацию те данные, которые

    ³ Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность

должна содержать эта форма. Тем немногим организациям, которые в составе бухгалтерской отчетности представляют пояснительную записку, но не представляют форму № 5, следует порекомендовать включить в пояснительную записку необходимые расшифровки по видам активов.

    Общие положения

    Как и каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, пояснительная записка должна обязательно содержать следующие данные (п. 14 ПБУ 4/99):

    • наименование составляющей части «Пояснительная записка»;
    • указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
    • формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (как правило, отчетность составляется в тысячах рублей).

    В пояснительной записке должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в России правил бухгалтерского учета и отчетности (п. 25 ПБУ 4/99). Исключением из этого правила является ситуация, когда организация на самом деле отступала от этих правил, причем делала это намеренно. Дело в том, что если при составлении бухгалтерской отчетности применение общеустановленных правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил (п. 6 ПБУ 4/99). В этом случае существенные отступления от правил бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание финансовых показателей деятельности организации. При этом все последствия отступлений от действующих бухгалтерских правил должны быть оценены в денежном выражении. С учетом того, что в качестве примера исключительного случая законодатель назвал национализацию имущества, должна быть очень и очень веская причина, для того чтобы отступить от общепринятых правил. Поэтому таких исключений обычно не бывает, и применяется общее правило: достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

    В пояснительной записке должна раскрываться следующая информация, если она отсутствует в отчетных формах (п. 31 ПБУ 4/99):

Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность