Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:39, курс лекций
субъектов и объектов бюджетного учета в бюджетных учреждениях.
Глава I. Бюджетный учет.
Тема 1.1 Бюджетный учет.
Тема 1.2 Задачи бюджетного учета.
1.3 Роль бюджетного учета в системе финансового контроля.
1.4 Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Глава II. Субъекты бюджетного учета. Их правовой статус.
Тема 2.1 Субъекты бюджетного учета.
Тема 2.2 Признаки субъектов бюджетного учета и их правовой статус.
Глава III. Объекты бюджетного учета.
Тема 3.1 Объекты бюджетного учета.
Заключение
Список литературы
В первом случае администратор доходов ведет учет как начисленных сумм, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления, то есть формируются два информационных потока о поступлениях. Администратору поступлений следует определить, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие - учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности. Помимо учета начисленных сумм структурные подразделения могут оформлять документы на возврат излишне уплаченных сумм в бюджеты. На основании Выписки с лицевого счета администратора доходов бюджета администраторы поступлений оформляют бухгалтерскую запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам».
Операции по кассовым
поступлениям в бюджеты
Таблица 1
Схема корреспонденции счетов по учету кассовых поступлений
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Кассовые поступления от налогов |
1 210 02 110 |
1 205 01 660 |
Кассовые поступления доходов от собственности |
1 210 02 120 |
1 205 02 660 |
Кассовые поступления доходов от оказания платных услуг |
1 210 02 130 |
1 205 03 660 |
Кассовые поступления от сумм принудительного изъятия |
1 210 02 140 |
1 205 04 660 |
Кассовые поступления от доходов от реализации активов |
1 210 02 410 (420, 430, 440, 620, 630) |
1 205 09 660 |
Кассовые поступления от процентов, штрафов и пеней по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам |
1 210 02 120 |
1 207 00 640 |
Кассовые поступления от погашения бюджетных кредитов |
1 210 02 640 |
1 207 00 640 |
Кассовые поступления сумм выявленных недостач, хищений, потерь активов |
1 210 02 140 |
1 209 00 660 |
Кассовые поступления, подлежащие распределению по нескольким бюджетам бюджетной системы РФ по нормативам, установленным бюджетным законодательством |
1 401 01 100 |
1 210 02 100 |
В учете администратора доходов бюджета с отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет отражаются записи только по начислению доходов:
Д-т 1 205 00 560 К-т 1 401 01 100 – начислены администрируемые доходы.
Когда средства в бюджет поступают, то на основании Извещения (ф. 0504805) в учете делаются записи:
Д-т 1 303 05 830 К-т 1 205 00 660 – на сумму поступившую в бюджет;
Д-т 1 304 04 100 К-т 1 303 05 730 – на сумму расчетов с администратором, осуществляющим отдельные полномочия по кассовым поступлениям в бюджет.
В учете администратора доходов бюджета с отдельными полномочиями по кассовым поступлениям в бюджет отражаются записи только по погашению дебиторской задолженности:
Д-т 1 210 02 100 К-т 1 303 05 730 – суммы, поступившие в доход бюджета от плательщиков.
Одновременно на основании Извещения (ф. 0504805) в учете делаются записи:
Д-т 1 303 05 830 К-т 1 304 04 100 – на сумму расчетов с администратором, осуществляющим отдельные полномочия по начислениям и учету платежей в бюджет.
Еще одна группа бухгалтерских записей, связана с погашением дебиторской задолженности прошлых лет. В случае, если платежи в бюджет не поступили на момент заключения текущего финансового года и погашаются в следующем году, то они отражаются в учете следующим образом.
Требование, возникшее в
текущем году, в учете администратора,
осуществляющего отдельные
Д-т 1 304 04 100 К-т 1 205 00 660 – на сумму, поступившую в бюджет.
В учете администратора,
осуществляющего отдельные
Д-т 1 205 00 560 К-т 1 304 04 100.
Глава II. Субъекты бюджетного учета. Их правовой статус.
Тема 2.1 Субъекты бюджетного учета.
Субъекты бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету N 25 н разделены на три группы:
Такое деление обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между указанными субъектами бюджетного учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета.
Общая структура сектора государственного управления.
Каждый из трех секторов экономики состоит из совокупности институциональных единиц. Институциональная единица - это структура, которая сама владеет своими активами, сама и от своего имени принимает обязательства, сама занимается экономической деятельностью и ведет операции с другими секторами экономики.
Согласно действующему гражданскому законодательству РФ бюджетные учреждения от своего имени обязательства не принимают и никакими активами не владеют. Все имущество бюджетного учреждения принадлежит его собственнику и находится у бюджетного учреждения на праве оперативного управления (ст. 120, 296 Гражданский кодекс РФ). Это правило в равной степени касается имущества переданного бюджетному учреждению собственником, а также имущества, приобретенного бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, институциональными единицами в секторе государственного управления являются не отдельные бюджетные учреждения, а соответствующие органы, представляющие интересы собственников (субъектов гражданского права), владеющих активами, и принимающих обязательства, а также экономические решения и несущих ответственность за эти решения.
Субъектами гражданского права согласно ст. 124 ГК РФ являются Российская Федерация, 89 субъектов РФ и около 11 тыс. муниципальных образований (число которых предполагается в ближайшее время увеличить до 30 тыс.).
Следует
подчеркнуть, что Российская
Таким
образом, исходя из положений
ГК РФ и учитывая деление
бюджетной системы по уровням
в секторе государственного
Каждая институциональная единица должна формировать полный баланс активов и обязательств, поскольку она является участником рыночных отношений (в том числе – в сфере своих бюджетных обязательств).
Тема 2.2 Признаки субъектов бюджетного учета и их правовой статус.
Основные признаки субъектов сектора государственного управления (т.е. субъектов бюджетного учета):
- государственное финансирование и полный государственный контроль;
- нерыночность оказываемых такими субъектами услуг.
В рамках гражданского права субъектом бюджетного учета является бюджетное учреждение.
В рамках бюджетного права субъектами бюджетного учета являются:
- главный распорядитель бюджетных средств;
- распорядитель бюджетных средств;
- получатель бюджетных средств;
- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета (как правило, это органы Федерального казначейства).
В условиях поэтапного расширения
самостоятельности и
Закон вводит новые принципы "единства кассы" и "подведомственности расходов".
Принцип "единства кассы"
обеспечивает полную прозрачность при
формировании и использовании бюджетных
средств, существенно повышает управляемость
государственными (муниципальными) финансами.
Этот принцип законодательно подтверждает
необходимость осуществления
Введение "принципа подведомственности" обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств, устранения дублирования отдельных полномочий, установления прозрачной и четкой подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств. Установлены правовые основания, в соответствии с которыми определяется подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Исключается возможность
реализации функций распорядителя
бюджетных средств
Кроме того, уточняются формулировки принципа "полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов" и принципа "общего (совокупного) покрытия расходов", что позволит обеспечить их соблюдение и, следовательно, повысить прозрачность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, консолидировать бюджетные средства с целью их результативного и эффективного использования.
Уточняется определение
принципа "эффективности и экономности
использования бюджетных
Глава III. Объекты бюджетного учета.
Тема 3.1 Объекты бюджетного учета.
Объекты бюджетного учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов являются: доходы и расходы бюджета; доходы и расходы по средствам, полученным от предпринимательской и иной деятельности; денежные средства бюджета на счетах в кредитных организациях; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные обязательства бюджета; источники финансирования дефицита бюджета; обязательства по предоставлению средствам из бюджета на возвратной основе; расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета; результаты исполнения бюджета.
Основными объектами бюджетного учета являются доходы и расходы бюджета. Органы Федерального казначейства и финансовые органы ведут учет кассовых доходов и кассовых расходов бюджета. Кассовые доходы бюджета - доходы, фактически поступившие на счета соответствующих бюджетов, открытые в кредитных организациях, осуществляющих кассовое исполнение бюджета. Кассовые доходы характеризуют степень выполнения доходной части бюджета как в целом, так и по видам доходов в соответствии с классификацией доходов бюджетов. С созданием налоговых органов органы, исполняющие соответствующий бюджет, прекратили учитывать начисленные доходы - доходы, которые до поступления на счет бюджета подлежат начислению налоговыми органами (например, плата за землю, налог на имущество физических лиц и др.).
Оперативно-бухгалтерский
учет начисление доходов осуществляют
территориальные налоговые