Бюджетный учет в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:39, курс лекций

Описание работы

субъектов и объектов бюджетного учета в бюджетных учреждениях.

Содержание

Глава I. Бюджетный учет.
Тема 1.1 Бюджетный учет.
Тема 1.2 Задачи бюджетного учета.
1.3 Роль бюджетного учета в системе финансового контроля.
1.4 Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Глава II. Субъекты бюджетного учета. Их правовой статус.
Тема 2.1 Субъекты бюджетного учета.
Тема 2.2 Признаки субъектов бюджетного учета и их правовой статус.
Глава III. Объекты бюджетного учета.
Тема 3.1 Объекты бюджетного учета.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Глава I.docx

— 154.33 Кб (Скачать)

Третий уровень правового  регулирования составляют нормативные  правовые акты, издаваемые органами, организующими  исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, по вопросам бюджетного учета (Приказ Минфина России от 23.09.2005 №123н  «Об утверждении форм регистров  бюджетного учета» и др.), а также  нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, которым  предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных  вопросов бухгалтерского учета (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и др.).

Четвертый уровень правового  регулирования формируют нормативные  правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями  средств соответствующего бюджета  в соответствии с нормативными правовыми  актами органов, организующих исполнение данного бюджета.

К пятому уровню относятся  локальные правовые документы бюджетных  учреждений, принятие которых предусмотрено  Инструкцией по бюджетному учету  №148н. Такими документами являются приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.

Сложившаяся в настоящее  время система правового регулирования  бюджетного учета является динамично  развивающейся и связана с  изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной  реформы, основными направлениями  которой являются:

– бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения;

– организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики;

– среднесрочное бюджетное планирование.

Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учета  и отчетности, позволяющей отслеживать  не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать  активы и обязательства органов  государственной власти Российской Федерации.

В результате проведенной  Казначейством России совместно  с Минфином России работы по совершенствованию  методологии бюджетного учета разработаны  единый План счетов бюджетного учета  и Инструкция по бюджетному учету, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н. Данный Приказ был введен в действие с 1 января 2009 г., и таким образом было обеспечено единство системы учета и отчетности дли всех участников бюджетного процесса на основе единой бюджетной классификации Российской Федерации.

Единый План счетов бюджетного учета содержит в себе полный спектр активов и обязательств, чистой стоимости  сектора государственного управления, интегрирован с бюджетной классификацией Российской Федерации, а также предусматривает  использование метода начислений при  учете государственных операций.

Учетные данные единиц бюджетной  системы Российской Федерации, основанные на едином Плане счетов бюджетного учета, консолидируются в соответствии с правилами бухгалтерского учета  для получения следующих отчетов:

– по операциям кассового обслуживания, составляемого органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;

– главного распорядителя об исполнении бюджета;

– главного распорядителя, содержащего показатели финансовой деятельности.

Инструкция по бюджетному учету в секторе государственного управления позволяет: обеспечить формирование полной и достоверной отчетности о состоянии активов, обязательств и финансовых результатах деятельности учреждений, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы; консолидировать эту информацию в органах Казначейства.

Реформирование бюджетного учета позволило ввести в действие три критерия бюджетного учета, постоянно  упоминаемые на протяжении последних  лет в Бюджетных посланиях  Президента РФ Федеральному Собранию, а также названные в упомянутом Постановлении №249:

Объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, что было сделано путем введения в действие Инструкции по бюджетному учету;

Применение метода начислений;

Интеграция с бюджетной  классификацией.

В отличие от кассового  метода учета, который позволяет  лишь отследить потоки денежных средств  и не дает полного представления  об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволяет оценивать результат  исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное  приобретение указанных услуг на рынке.

Учет по методу начислений значительно повысил прозрачность операций сектора государственного управления и дает информацию о финансовых последствиях принимаемых решений  в налогово-бюджетной сфере. В  центре системы учета, основанной на методе начислений, находится администратор  бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и поступления в соответствующий  бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах  деятельности и отчет о движении денежных средств.

Для оценки влияния решений, принимаемых в налогово-бюджетной  сфере, на состояние активов и  обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета План счетов бюджетного учета  интегрирован с бюджетной классификацией.

 

 

 

 

1.3 Роль бюджетного  учета в системе финансового  контроля.

Бюджетный учет осуществляется при использовании всех 3-х видов  хозяйственного учета, каждый вид учета  представляет определенную сторону  процесса исполнения бюджета, каждый вид  чета обладает определенными специфическими приемами и методами. Но их всех роднит цель – осуществить контроль за ходом исполнения бюджетов всех уровней.

Роль бюджетного учета:

На 1-ой стадии бюджетного процесса – бюджетного планирования – регистры бюджетного учета и отчетности позволяют  планировать бюджетные показатели на следующий год;

Обеспечение органов исполнительной власти адекватной информацией об исполнении расходной и доходной части бюджетов. Если есть дефицит – об источниках. Эта информация нужна для текущего контроля и управления процессом  исполнения бюджетов. В этих целях  ведется учет исполнения доходных, бюджетных ассигнований, финансирования расходов, как в целом, так и  отдельных распорядителей;

Бюджетный учет позволяет  регулировать процесс исполнения бюджета. Основная задача при использовании  бюджетных средств: выполнить бюджетные  назначения по доходам и по расходам. Для этого бюджетный учет поставляет информацию о ходе недовыполнения доходной части  корректировка по расходам;

Контроль за ходом исполнения бюджета. Вскрываются нарушения хозяйственной дисциплины, неиспользование средств по целевому назначению заставить получателя вернуть использованные не по целевому назначению средства. Контрольные действия могут предупредить возможность хищений и злоупотреблений.

 

 

 

 

1.4 Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Администраторами доходов  бюджета РФ являются органы государственной  власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных  внебюджетных фондов, а также бюджетные  учреждения, созданные органами государственной  власти, органами местного самоуправления.

Администраторы выполняют  следующие функции:

- контролируют правильность  исчисления, полноту и своевременность  уплаты платежей в бюджет;

- производят начисление, учет и взыскание (в случае  необходимости) платежей в бюджет;

- принимают решения о  возврате или зачете излишне  уплаченных (взысканных) платежей в  бюджет, пеней и штрафов по  ним.

В рамках бюджетного процесса администраторы доходов бюджета  осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений  средств из соответствующего доходного  источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Учет поступлений в  валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами  осуществляется на счетах, открытых управлениям  Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка  Российской Федерации для учета  поступлений и их распределения  между бюджетами на основании  следующих документов:

- расчетных документов, а  также платежных ордеров банка  о частичной оплате инкассовых  поручений, прилагаемых к выписке  по счету банка;

- расчетных документов  по поступлениям, зачисленным в  бюджет, минуя счет УФК (невыясненные  поступления);

- заявок на возврат  администраторов поступлений в  бюджет;

- уведомлений администраторов  поступлений в бюджеты об уточнении  вида и принадлежности платежа  и уведомлений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов  и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов;

- справок органа Федерального  казначейства;

- иных документов администраторов  поступлений в бюджет, содержащих  информацию о поступлениях в  бюджетную систему РФ.

На основании указанных  первичных документов в бюджетном  учете отражаются соответствующие  операции по поступлениям, который  ведут финансовые органы, ОФК и  администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией № 148н.

ОФК осуществляют учет поступлений  и их распределение между бюджетами  по КБК, выполняя последовательно следующие  действия:

- получает из банка  выписку по счету ОФК с приложением  расчетных документов, а также  платежных ордеров банка о  частичной оплате инкассовых  поручений;

- группирует поступления  за операционный день по кодам  бюджетной классификации;

- распределяет сгруппированные  по кодам бюджетной классификации  поступления между бюджетами;

-  осуществляет расчет  поступлений, подлежащих перечислению (взысканию) из бюджетов на  основании документов на перечисление (взыскание) из бюджетов, представленных  администраторами поступлений в  бюджет и (или) финансовыми  органами;

- оформляет Справки ОФК  (ф.0531453);

- оформляет Заявки на  возврат плательщикам ошибочно  перечисленных сумм поступлений,  принадлежность которых к доходам  бюджетов не установлена, а  также поступлений, предназначенных  к уплате на счет органа  Федерального казначейства другого  субъекта Российской Федерации;

- оформляет для отправки  в банк расчетные документы:  а) на перечисление средств,  необходимых для осуществления  возврата (зачета) излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов; б) на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты; в) на возврат средств плательщикам на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, а также на основании оформленных им Заявок на возврат; г) на перечисление средств по зачету излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемому налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, на основании Уведомлений о межрегиональном зачете, представленных налоговыми органами;

- формирует: 

а) для администраторов  поступлений в бюджет и финансовых органов информацию о поступлениях;

б) для администраторов  поступлений в бюджет Запросы  на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808);

в) для главных администраторов  доходов бюджета (администратора доходов  бюджета с полномочиями главного администратора доходов бюджета) сводную  информацию по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов  доходов бюджета на основании полученных от них письменных запросов.

Администратор доходов бюджета  может быть наделен полными полномочиями по администрированию доходов или  отдельными полномочиями. В зависимости  от того, какими полномочиями наделен  администратор доходов бюджета, зависят записи в бюджетном учете. Полномочия могут быть распределены следующим образом:

1) администратор доходов  бюджета – имеет полномочия  по начислению доходов в бюджет  и сумм поступивших в бюджет;

2) администратор дохода  бюджета, осуществляющий отдельные  полномочия по начислению и  учету платежей в бюджет;

3) администратор дохода  бюджета, осуществляющий отдельные  полномочия по администрированию  кассовых поступлений в бюджет.

Информация о работе Бюджетный учет в бюджетных учреждениях