Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:39, курс лекций
субъектов и объектов бюджетного учета в бюджетных учреждениях.
Глава I. Бюджетный учет.
Тема 1.1 Бюджетный учет.
Тема 1.2 Задачи бюджетного учета.
1.3 Роль бюджетного учета в системе финансового контроля.
1.4 Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Глава II. Субъекты бюджетного учета. Их правовой статус.
Тема 2.1 Субъекты бюджетного учета.
Тема 2.2 Признаки субъектов бюджетного учета и их правовой статус.
Глава III. Объекты бюджетного учета.
Тема 3.1 Объекты бюджетного учета.
Заключение
Список литературы
Третий уровень правового
регулирования составляют нормативные
правовые акты, издаваемые органами, организующими
исполнение федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов, по вопросам бюджетного учета
(Приказ Минфина России от 23.09.2005 №123н
«Об утверждении форм регистров
бюджетного учета» и др.), а также
нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, которым
предоставлено право
Четвертый уровень правового
регулирования формируют
К пятому уровню относятся
локальные правовые документы бюджетных
учреждений, принятие которых предусмотрено
Инструкцией по бюджетному учету
№148н. Такими документами являются
приказ руководителя бюджетного учреждения
об утверждении графика
Сложившаяся в настоящее
время система правового
– бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения;
– организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики;
– среднесрочное бюджетное планирование.
Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учета и отчетности, позволяющей отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации.
В результате проведенной Казначейством России совместно с Минфином России работы по совершенствованию методологии бюджетного учета разработаны единый План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н. Данный Приказ был введен в действие с 1 января 2009 г., и таким образом было обеспечено единство системы учета и отчетности дли всех участников бюджетного процесса на основе единой бюджетной классификации Российской Федерации.
Единый План счетов бюджетного
учета содержит в себе полный спектр
активов и обязательств, чистой стоимости
сектора государственного управления,
интегрирован с бюджетной классификацией
Российской Федерации, а также предусматривает
использование метода начислений при
учете государственных
Учетные данные единиц бюджетной
системы Российской Федерации, основанные
на едином Плане счетов бюджетного
учета, консолидируются в соответствии
с правилами бухгалтерского учета
для получения следующих
– по операциям кассового обслуживания, составляемого органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;
– главного распорядителя об исполнении бюджета;
– главного распорядителя, содержащего показатели финансовой деятельности.
Инструкция по бюджетному
учету в секторе
Реформирование бюджетного учета позволило ввести в действие три критерия бюджетного учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также названные в упомянутом Постановлении №249:
Объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, что было сделано путем введения в действие Инструкции по бюджетному учету;
Применение метода начислений;
Интеграция с бюджетной классификацией.
В отличие от кассового
метода учета, который позволяет
лишь отследить потоки денежных средств
и не дает полного представления
об активах и обязательствах бюджетов
бюджетной системы, метод начислений
позволяет оценивать результат
исполнения программ, а также сопоставлять
себестоимость оказываемых
Учет по методу начислений
значительно повысил
Для оценки влияния решений,
принимаемых в налогово-
1.3 Роль бюджетного учета в системе финансового контроля.
Бюджетный учет осуществляется при использовании всех 3-х видов хозяйственного учета, каждый вид учета представляет определенную сторону процесса исполнения бюджета, каждый вид чета обладает определенными специфическими приемами и методами. Но их всех роднит цель – осуществить контроль за ходом исполнения бюджетов всех уровней.
Роль бюджетного учета:
На 1-ой стадии бюджетного процесса
– бюджетного планирования – регистры
бюджетного учета и отчетности позволяют
планировать бюджетные
Обеспечение органов исполнительной власти адекватной информацией об исполнении расходной и доходной части бюджетов. Если есть дефицит – об источниках. Эта информация нужна для текущего контроля и управления процессом исполнения бюджетов. В этих целях ведется учет исполнения доходных, бюджетных ассигнований, финансирования расходов, как в целом, так и отдельных распорядителей;
Бюджетный учет позволяет регулировать процесс исполнения бюджета. Основная задача при использовании бюджетных средств: выполнить бюджетные назначения по доходам и по расходам. Для этого бюджетный учет поставляет информацию о ходе недовыполнения доходной части корректировка по расходам;
Контроль за ходом исполнения бюджета. Вскрываются нарушения хозяйственной дисциплины, неиспользование средств по целевому назначению заставить получателя вернуть использованные не по целевому назначению средства. Контрольные действия могут предупредить возможность хищений и злоупотреблений.
1.4 Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Администраторами доходов бюджета РФ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Администраторы выполняют следующие функции:
- контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты платежей в бюджет;
- производят начисление,
учет и взыскание (в случае
необходимости) платежей в
- принимают решения о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В рамках бюджетного процесса
администраторы доходов бюджета
осуществляют мониторинг, контроль, анализ
и прогнозирование поступлений
средств из соответствующего доходного
источника и представляют проектировки
поступлений на очередной финансовый
год в соответствующие
Учет поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых управлениям Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации для учета поступлений и их распределения между бюджетами на основании следующих документов:
- расчетных документов, а
также платежных ордеров банка
о частичной оплате инкассовых
поручений, прилагаемых к
- расчетных документов по поступлениям, зачисленным в бюджет, минуя счет УФК (невыясненные поступления);
- заявок на возврат администраторов поступлений в бюджет;
- уведомлений администраторов
поступлений в бюджеты об
- справок органа Федерального казначейства;
- иных документов
На основании указанных первичных документов в бюджетном учете отражаются соответствующие операции по поступлениям, который ведут финансовые органы, ОФК и администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией № 148н.
ОФК осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по КБК, выполняя последовательно следующие действия:
- получает из банка
выписку по счету ОФК с
- группирует поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации;
- распределяет сгруппированные
по кодам бюджетной
- осуществляет расчет
поступлений, подлежащих
- оформляет Справки ОФК (ф.0531453);
- оформляет Заявки на
возврат плательщикам ошибочно
перечисленных сумм
- оформляет для отправки
в банк расчетные документы:
а) на перечисление средств,
необходимых для осуществления
возврата (зачета) излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм
налогов, сборов и иных
- формирует:
а) для администраторов поступлений в бюджет и финансовых органов информацию о поступлениях;
б) для администраторов поступлений в бюджет Запросы на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808);
в) для главных администраторов доходов бюджета (администратора доходов бюджета с полномочиями главного администратора доходов бюджета) сводную информацию по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов доходов бюджета на основании полученных от них письменных запросов.
Администратор доходов бюджета может быть наделен полными полномочиями по администрированию доходов или отдельными полномочиями. В зависимости от того, какими полномочиями наделен администратор доходов бюджета, зависят записи в бюджетном учете. Полномочия могут быть распределены следующим образом:
1) администратор доходов
бюджета – имеет полномочия
по начислению доходов в
2) администратор дохода
бюджета, осуществляющий
3) администратор дохода
бюджета, осуществляющий