Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия, разработка и рассмотрение схем взаимодействия различных бюджетов, организация бюджетирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в данном проекте:
- рассмотреть понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотреть виды и методы составления бюджетов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 4
1.1. Понятие бюджета и бюджетирования 4
1.2. Виды и методы составления бюджетов 6
1.3. Бюджет затрат 9

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА И КОНТРОЛЬ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБЗАВОД «СНЕЖИНСКИЙ» 16
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 16
2.2. Организация бюджетного цикла на предприятии 19
2.3. Рекомендации по рационализации бюджетного цикла 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая бюджетирование.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

             

                   Хлебозавод «Снежинский» был основан в 1961 году. До 2005 года хлебозавод находился в муниципальной собственности  г. Снежинска и 19 декабря 2005 г. он перешел в собственность челябинского агропромышленного холдинга, в состав которого входят большие угодья на территории Челябинской области, Челябинский Мукомольный завод.

                  Основной вид деятельности ОАО «Хлебозавод «Снежинский» - это производство хлебобулочных и кондитерских изделий для населения.

                 Сбыт готовой продукции осуществляется посредством собственной сети магазинов расположенных в городе Снежинск, а также через торговые точки частных предпринимателей, магазины, организации и предприятия в пределах Челябинской области. Для более оптимального содержания магазинов, они специализируются только на продукции хлебозавода, но и занимаются реализацией товаров других производителей.

                 На сегодняшний день предприятие работает стабильно. На рынке продуктов питания в настоящее время много производителей, которые то появляются, то исчезают. ОАО «Хлебозавод «Снежинский» действует уже без малого почти 50 лет. Вкус его продукции знают и ценят не только в родном городе, но и в Тюбуке, Озерске, Воздвиженке, Каслях, Вишневогорске, а с июля 2009 года и в г. Челябинске.

                    Получить реальную картину результатов деятельности ОАО «Хлебозавод «Снежинский» позволяет система показателей, характеризующих динамические изменения, происшедшие в течение двух последних лет, сравнительный анализ которых проводится при выполнении условия сопоставимости данных. Для анализа возьмем данные 2009 и 2010 гг.

   

              Таблица 1. Показатели деятельности ОАО «Хлебозавод «Снежинский» ( в тыс.руб.)                              

Показатели

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

1.Выручка от продаж,

тыс. руб.

106161,00

138124,00

31963,00

130,1

2. Чистая

Прибыль,

тыс. руб.

809,00

1154,00

345,00

142,6

3. Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб.

20607,00

18829,00

-1778,00

91,4

4. Среднесписочная численность персонала, чел.

175

163

-12

93,1

5. Средняя стоимость внеоборотных активов,

тыс. руб.

20607,00

19070,00

-1537,00

92,5

6. Средняя стоимость оборотных активов,

тыс. руб.

13144,00

13300,00

156,00

101,2

7. Собственный капитал,

тыс. руб.

9869,00

11023,00

1154,00

111,7

8. Кредиторская задолженность, тыс. руб.

12635,00

12393,00

-242,00

98,00

9. Производительность труда 1 работника, тыс. руб.

607,00

847,00

240,00

139,5

10. Фондоотдача на 1 рубль выручки от реализации, руб./руб.

5,15

7,34

2,19

142,5

11. Фондоемкость на 1 рубль выручки от реализации, руб./руб.

19,41

13,81

-5,6

71,1

12. Рентабельность, руб./руб.

9,00

9,00

0,00

100,00

  

                Анализ показал, что в 2010 году уменьшилась среднесписочная численность работников на 12 человек, но однако наблюдается увеличение производительности труда одного работающего на 240,00 тыс. руб. Это является следствием увеличения выручки предприятия на 31963,00 тыс. руб. в отчетном периоде. С этой позиции можно охарактеризовать ОАО «Хлебозавод «Снежинский» как экономически развивающееся предприятие, с такой тенденцией развития можно сделать положительный прогноз и на будущие года.

                  Выручка от продаж в отчетном году составила 138124,00 тыс. руб., что на 30,1% больше чем в прошлом году, исходя из этого можно сказать, что ОАО «Хлебозавод «Снежинский» не только увеличивал объемы выпуска продукции, но и о том что в организации хорошо налажена система сбыта готовой продукции, о чем свидетельствуют данные показатели.

              Увеличение фондоотдачи на 2,19 руб./руб. обусловлено опережением темпов роста выручки от продаж (130,1%) над темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов (91,4%).

                  В 2009 году чистая прибыль составляла 809,00 тыс. руб., а в 2010 году величина этого показателя равнялась 1154,00 тыс. руб., что говорит об улучшении финансового положения ОАО «Хлебозавод «Снежинский» (Приложение 3).

 

                  2.2. Организация бюджетного цикла на предприятии

                  Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

                  На основе данных управленческого учета принимаются управленческие решения о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении результатов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности [17, с.58].

                  Ответственность за организацию управленческого учета в ОАО «Хлебозавод «Снежинский» несет генеральный директор.

                  В силу того, что объем учетной информации невелик, в данной организации нет необходимости создавать службу управленческого учета как отдельное структурное подразделение, достаточно специалиста бухгалтера-аналитика.

              В соответствии с международной практикой базовыми компонентами системы управленческого учета и анализа в ОАО «Хлебозавод «Снежинский» являются:

                 - учет и управление затратами;

                 - разработка оценочных и сравнительных показателей деятельности;

                 - планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности (включая бюджетирование).

                 В систему управленческого учета и анализа включаются также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность данной организации, а также составление управленческой отчетности.

                 Для предотвращения неблагоприятных последствий от деятельности организации и просчетов бухгалтерия ОАО «Хлебозавод «Снежинский» осуществляет финансовую работу, которая заключается в следующем: управление оборотными активами и привлечение необходимых средств, финансовое прогнозирование и бюджетирование, контроль за исполнением финансовых планов, контроль расчетов с поставщиками, расчетов с финансовыми организациями, финансирование капитальных вложений, формирование внутренней отчетности, а также ведет учет кассовых операций.

                  На хлебозаводе используется однокруговая (интегрированная) система организации бухгалтерского учета. Таким образом счета-экраны не применяются и используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.

                 Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является ее экономическая эффективность.

                  Управленческий учет в ОАО «Хлебозавод «Снежинский » в целом ведется эффективно, такой вывод можно сделать исходя из расчетов системы показателей, характеризующих динамические изменения, происшедшие в течение двух последних лет.

Формирование операционного бюджета

                 Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.

                 Почти у всех компаний разработка бюджета продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:

              - деятельность конкурентов;

              - общее положение на конкретном рынке продаж;

              - стабильность поставщиков и покупателей;

              - результативность рекламы;

              - политика ценообразования;

              - рентабельность продукта.

                  Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:

                  1) статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.;

                  2) экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов [20, с. 124].

              Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.

                 Рассмотрим методику составления  бюджета ОАО «Хлебозавод «Снежинский»:

                 1) Формирование бюджета продаж хлеба пшеничного 1с.

                  Прогнозируемый объем продаж - 362 тонн готовой продукции, в 1 квартал - 74 тонны, во второй квартал - 92 тонны, в третий и четвертый - по 98 тонн. С учетом роста инфляции руководство предприятия решило увеличить цену реализации на 3% ежеквартально.

 

Таблица 2. Смета продаж хлеба пшеничного 1с на 2009 г. (по кварталам)

Показатель

I

II

III

IV

1.Объем продаж, т.

74

92

98

98

2.Цена реализации, тыс.руб.

9,8

9,8

9,8

9,8

3.Темп роста цены

1,03

1,06

1,09

1,12

4.Индексированная цена, руб.

(стр. 2 * стр. 3)

10094,00

10388,00

10682,00

10976,00

5.Выручка от продаж, руб.

746956,00

955969,00

1046836,00

1075648,00

6.Общая выручка за год

3825409,00

 

2) Формирование бюджета производства.

Составим бюджет производства продукции при следующих условиях:

- вероятность брака по технологии – 0,07 %;

- запас готовой продукции на конец квартала – 0,2 % от объема продаж;

- запас готовой продукции на начало 2009 года – 0,241тонн.

 

 

Таблица 3.Смета производства хлеба пшеничного 1с. (по кварталам)

Показатель

I

II

III

IV

1.Объем продаж, тонн.

74

92

98

98

2.Запас готовой продукции на конец периода, тонн.

0,148

0,184

0,196

0,196

3.Запас готовой продукции на начало периода, тонн.

0,241

0,148

0,184

0,196

4.Возможный брак, тонн.

0,052

0,064

0,069

0,069

5.Объем производства в натуральном выражении, кг

(стр. 1 + стр. 2 – стр. 3 + стр. 4)

73959

92100

98081

98069

6.Объем производства за год, кг.

362209

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета