Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:51, курсовая работа
Бюджетирование можно рассматривать как деятельность, направленную на составление обоснованных бизнес - прогнозов, формирование на их основе сбалансированных бизнес - заданий, составляющих бюджет предприятия и обеспечение контроля исполнения бюджетных показателей, посредством организационного взаимодействия центров ответственности.
Введение………………………………………………………………………….3.
1. Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.
1.1. Основные понятия бюджетирования……………………………………….5.
1.2. Основные виды классификации бюджетов………………………………...8.
1.3. Роль бюджета в управлении организацией……………………………….10.
1.4. Основные этапы составления бюджета предприятия……………………12.
1.5. Управление процессом бюджетирования предприятия…………………16.
2. Практическое задание……………………………………………………....22.
Заключение………………………………………………………………….......26.
Список использованной литературы…………………………………………..27.
Статический бюджет – это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты, исходя из запланированного объема реализации.
Гибкий бюджет – это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.
Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.
Отклонение фактической прибыли от бюджетной прибыли в зависимости от объема продаж рассчитывается по формуле:
Прот = (Кф - Кс) * Зумд,
где Кф, Кс – количество реализованной продукции по гибкому и
статическому бюджету,
Зумд – запланированная величина удельного маржинального дохода.
Если
организация не имеет возможности спрогнозировать
свою деятельность на несколько периодов
вперед, то целесообразно разрабатывать
«скользящий» бюджет. Это такой бюджет,
который постоянно обновляется путем
составления прогноза на предстоящий
период в момент завершения предыдущего.
1.3.
Роль бюджета в управлении
организацией
Бюджет
позволяет руководству
1.
Планирование будущих
2.
Координация. Качественно
3.
Информационное обеспечение
4.
Мотивация составления бюджета
является мощным средством
5. Управление – в процессе реализации бюджета сравниваются фактические результаты со сметными значениями, что позволяет установить, какие расходы не соответствуют нормативным, и провести анализ отклонений. Такой анализ помогает своевременно определить, какие виды затрат необходимо рассмотреть в первую очередь, наметить новые мероприятия для исправления создавшейся ситуации.
6. Контроль осуществляется для оценки качества бюджета. Он основан на определении размера отклонений фактических достигнутых результатов с запланированными. Если, например, фактические затраты больше планируемых, то имеют место отрицательные отклонения. Необходимо определить причины, их вызвавшие, и разработать мероприятия, направленные на их уменьшение. Если, например, фактические доходы больше, чем планируемые, то это положительные отклонения. В процессе контроля составляются отчеты о выполнении бюджетов. При составлении отчетов должны учитываться следующие принципы:
7.
Оценка – бюджет позволяет руководству
организации объективно оценить деятельность
каждого работника подразделения по реализации
поставленных задач в зависимости от его
способности достичь целей, намеченных
в статическом (жестком) бюджете, продвигать
его по службе в некоторой зависимости
от исполнения этого бюджета.
1.4.
Основные этапы составления
В
ходе составления бюджета
1.
Цель составления бюджета
2. Определение факторов, ограничивающих достижение поставленной цели. Примером фактора может являться объем выпуска продукции. На величину объема влияют такие факторы, как покупательский спрос на продукцию, выявленный на основе изучения рынка данного продукта; потенциальные производственные возможности предприятия, определенные на основе комплексного анализа деятельности предприятия.
3. Подготовка программы бюджета. Например, программа сбыта должна содержать объем и ассортимент сбыта, который определяется исходя из потребительского спроса и уровня производства предприятия.
4.
Первоначальная подготовка
Бюджет должен составляться подразделениями, которые задействованы в его формировании, с учетом данных за прошедшие периоды и возможных изменений условий в будущем.
Для
структурных подразделений
На
основе этих бюджетов производственных
подразделений формируется
Сводный бюджет дополняется следующими функциональными бюджетами:
5. Обсуждение и координация бюджета с вышестоящим руководством. Сформированные бюджеты на низшем к-м уровне должны анализироваться и координироваться подразделением, которое объединяет их на (к–1)-м уровне. При этом изучаются соотношения показателей бюджета одного уровня, что позволяет на каждом уровне принимать согласованные, приемлемые решения для каждого подразделения. На каждом уровне составляется сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении денежных средств.
6.
Характеристика и анализ
Составляющими сводного бюджета являются:
Сводный бюджет организации состоит из доходной и расходной частей. Бюджет организации является оптимальным, если доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основе сметы продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников, остатков средств на балансовых счетах.
Расходная часть отражает такие статьи затрат, как: налоги в бюджет, заработная плата, платежи во внебюджетные фонды, затраты сырья и материалов, оплата электроэнергии, выплаты по кредитам с учетом процентов, прочие расходы.
Если доходная часть меньше расходной части, то имеет место дефицит бюджета. В этом случае необходимо пересмотреть расходную часть бюджета. На основе учета мнений ведущих специалистов организации могут быть разработаны различные походы, уменьшающие расходы. При пересмотре статей затрат следует учитывать приоритетность следующих статей:
7.
Окончательное принятие
После
утверждения обобщенный бюджет направляется
во все центры ответственности организации.
Принятый бюджет служит основанием для
исполнения бюджета руководителями всех
центров ответственности.
1.5.
Управление процессом
Система управления бюджетированием представляет комплексную систему, основными элементами которой являются следующие центры ответственности:
Система управления включает несколько уровней управления.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов.