Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа
Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………………
3
1.
Бюджетирование в системе управленческого учета………………….
5
1.1
Понятие бюджетирования. Бюджетное управление………………….
5
1.2
Бюджетирование как управленческая технология…………………….
6
2.
Системы и методы построения бюджетирования……………………
9
2.1
Постановка системы бюджетирования в организации, определение целей………………………………………………………………
9
2.2
Административные процедуры разработки и принятия бюджета
11
3.
Система бюджетирования как один из наиболее популярных и современных инструментов управления, его достоинства и недостатки……………………………………………………………………...
20
Заключение………………………………………………………………………………..
24
Список использованных источников…………………………………………………
26
Часто плановые и фактические данные значительно отличаются друг от друга, что вызвано «оторванностью» бюджетирования от остальной деятельности предприятия и несоблюдением принципа индикативного и директивного планирования. Чтобы это не произошло нужно соблюдать принцип индикативного и директивного планирования.
Одна из основных сложностей, с которыми приходится сталкиваться при внедрении бюджетирования, - отсутствие стандартной бюджетной формы, которая должна строго соблюдаться. Подобные формы приходится разрабатывать таким образом, чтобы они, с одной стороны, были удобными и информативными, а с другой - не очень громоздкими. Как правило, с первого раза не удается создать бюджетные формы, которые удовлетворяли бы всех, кто с ними работает. Требуется провести несколько этапов согласования, прежде чем будет выбран удобный формат.
Проблемы, перечисленные выше, – это только часть большого комплекса, с которым современные предприятия сталкиваются при планировании своей деятельности в системе бюджетирования. Отсюда видно, что их необходимо решать комплексно, а главное – это соблюдение обозначенных выше принципов.
Несмотря на свои достоинства, бюджетирование не спешит распространяться по отечественным предприятиям. На то есть ряд существенных причин.
Одна из основных и наиболее существенных причин – это дань традициям советского планирования. Система отечественного производственного планирования опиралась на технико-экономическое обоснование своего объекта. Связь с финансами в ней была лишь формальная. Выпуск продукции считали преимущественно в штуках и других натуральных величинах, а затраты все предприятия, мало-мальски заботившиеся о производительности труда и капитала, как правило, определяли в нормо-часах или иных нефинансовых суррогатах. Безусловно, значительные успехи были когда-то достигнуты в теоретической разработке нормативного учета, однако, на практике использовались, да и по сей день используются лишь отдельные его механизмы, что изначально делает все попытки планирования объемов реализации и затрат в нормо-часах нерезультативными.
Планировать в натуральных величинах было объективно присуще советским предприятиям, так как экономика СССР была ресурсоограниченная. В то же время западная рыночная экономика трактуется, прежде всего, как спросоограниченная, и, следовательно, главный ресурс в ней – это деньги. Именно поэтому сейчас, в условиях рынка, иначе говоря, в условиях ужесточения конкуренции серьезно меняются принципы хозяйственного планирования и отношение к деньгам, точнее, к их движению.
Многие отечественные предприятия до сих пор планируют свою деятельность, основываясь на принципе от достигнутого. И если раньше этот принцип реализовывался в виде прироста объемов производства по сравнению с объемами в предыдущем году, то теперь он выражается в стремлении как можно больше загрузить производственные мощности. При этом в большинстве случаев отсутствует рыночная ориентация такой деятельности: производство начинает работать на склад, не получая при этом денег за выпущенную продукцию.
Второй причиной медленного и сложного внедрения бюджетирования в отечественных условиях являются нечеткие или даже неверные целевые установки руководства предприятия. Цели предприятия формулируются очень обще, например, обеспечить рост прибыли. Сказав это, руководитель зачастую даже не думает над тем, о какой прибыли шла речь: краткосрочной или долгосрочной, операционной, балансовой, чистой и т.д. А ведь экономический успех предприятия зависит от целого ряда финансовых показателей, которые нужно не просто оптимизировать, но в обязательном порядке балансировать между собой. Поэтому управление финансами и финансовое планирование – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких показателей.
К сожалению, до сих пор большинство руководителей не знает, для чего нужно определять стоимость бизнеса. А ведь серьезный инвестор должен ориентироваться на капитализацию своей компании, на рост ее стоимости. Причем рост стоимости компании может быть положительным индикатором осуществления тех или иных преобразований на предприятии. В результате сложившаяся в подобных условиях на многих отечественных предприятиях система внутрифирменного планирования, не привязанная к настоящему бюджетированию, не позволяет их руководителям ставить конкретные цели перед своими организациями, выстраивать стратегию бизнеса на основе роста его капитализации.
Препятствуют развитию бюджетирования в Казахстане налоговая система и система бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность идеально подходит лишь фискальным органам, а вот для внутренних целей предприятия, для управленческого учета она не годна. Западные менеджеры вообще читают итоговые показатели совсем иначе. Любые финансовые коэффициенты или другие финансовые показатели, взятые из форм установленной отчетности, могут скорее запутать аналитика, сбить с верного курса, но никак не направить финансовую систему предприятия на путь истинный. Применяемые к бюджетированию подходы, базирующиеся на отечественном бухгалтерском учете, не позволяют обеспечить должный уровень «прозрачности» предприятий и фирм, точно определять самим руководителям, действительно ли данный бизнес принесет искомый финансовый результат, будет рентабелен.
Но ведь система бухгалтерского учета во многом определяется нашей особенной налоговой системой. Полноценное бюджетирование страдает уже от того, что даже самое тщательное и аккуратное начисление и планирование налогов, привлечение аудиторов самой высокой квалификации вовсе не гарантирует ни от претензий налоговых органов, ни от потенциальных ошибок.
Зачастую на предприятии организацией бюджетирования занимается один специалист и на него возлагаются все вопросы, связанные с его непосредственной деятельностью, не рациональна. Решения принимаются автономно, что порой приводит к печальным последствиям. Поэтому в любом случае желательно привлекать независимых внешних консультантов, которые могут оценить сложившуюся систему и дать рекомендации по организации дальнейшей деятельности.
Для поиска эффективных вариантов решения задач планирования деятельности и выработки управленческих решений необходимо автоматизировать процесс формирования бюджета, что позволит обеспечить достаточную полноту, качество и своевременность поступления информации.
Таким образом, чтобы построить полноценную систему бюджетирования исключительно на данных отечественного бухгалтерского учета просто невозможно. Постановка бюджетирования реальна, если создать на предприятии параллельную систему управленческого учета с достаточным количеством сетей и компьютеров.
Заключение
Для современного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями и проектами на основе систематической обработки экономической информации. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.
К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финансового положения в будущем. Роль бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов.
Как управленческая технология бюджетирование является не только инструментом планирования, но и средством контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами проекта. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляются плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится план-факт анализ отклонений, т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. На основе проведенного план-факт анализа производится планирование и корректировка бюджетов на будущий период с учетом причин возникновения отклонений в прошлом.
Одной из основных особенностей процесса бюджетирования является то, что на предприятии бюджетирование представлено в форме планирования двух основных бюджетов, а именно: бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Некоторые формы других бюджетов в той или иной степени включены в эти два основных бюджета.
Одним из основных недостатков действующей системы бюджетирования на предприятии является отсутствие автоматизации, что в значительной степени усложняет процесс планирования на предприятии.
Также необходимо не превышать суммы авансов, которые предоставляет государственный заказчик на производство тех или иных видов научно-исследовательской продукции. В случае если предприятию необходимы дополнительные средства на производство продукции и выполнение государственных заказов, необходимо предоставлять обоснование, чтобы государственный заказчик выделил дополнительные средства.
Основная цель бюджетирования - финансовое планирование, учет и контроль доходов и расходов, получаемых от производства продукции, позволяющее сопоставлять и анализировать прогнозируемые и фактические финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами при помощи выявления причин возникновения отклонений показателей и предложения возможных рекомендаций по наиболее эффективному использованию финансовых ресурсов и достижению точных сроков, требуемых государственным заказчиком.
Таким образом, одним из способов повышения эффективности бюджетирования является так же внедрение автоматизированной системы бюджетирования, которая способна значительно повысить качество финансового планирования на предприятии в целом.
Список использованных источников
1. Шеремет А.Д., Полякова С.И., Николаева О.Е. Управленческий учет. Учебник для вузов. ИНФРА-М, 2009
2. Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. М.: ЮНИТИ, 2007
3. Миллер Д., Витколова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации. Альфа-Пресс, 2006
4. Радостовец В. К. Финансовый и управленческий учет на предприятии. - Алматы: НАК "Центраудит", 1997
5. Славников Д. Основы бюджетирования. //Бухгалтер и Налоги, 2004
6. Сайт http://www.intalev.kz
2