Контрольные
полномочия органов исполнительной
власти неразрывно связаны с
их функцией по исполнению
бюджета, т.е. они контролируют
бюджет, исполняя его.
Иное
содержание имеет контроль за
исполнением бюджета со стороны
органов представительной власти.
Эти органы не осуществляют
исполнения бюджета, они лишь
контролируют его исполнение. Поэтому
функция контроля за исполнением
бюджета законодательно закреплена
именно за органами представительной
власти24.
Полномочия
органов представительной власти
по контролю за исполнением
бюджета можно подразделить на
две группы:
во-первых,
это полномочия по организации
контроля, а во-вторых — собственно
контрольные полномочия.
К первой
группе относятся полномочия
по определению организационных
форм контроля; установлению порядка
и сроков представления соответствующими
органами исполнительной власти
информации по исполнению бюджета;
организации аудиторской проверки
исполнения бюджета.
Ко
второй группе, как уже указывалось,
относятся собственно контрольные
полномочия: непосредственный контроль
хода исполнения бюджета самими
органами представительной власти.
С этой целью представительный
орган власти и его постоянные
комиссии и комитеты в процессе
исполнения бюджета вправе потребовать
от соответствующего органа исполнительной
власти, его финансовых и других
органов управления любую информацию,
связанную с исполнением бюджета.
Требование
органов представительной власти
о предоставлении им необходимых
сведений по исполнению бюджета
для органов исполнительной власти
и других органов является
обязательным для выполнения.
Представленные
сведения и информация тщательно
анализируются, обсуждаются, после
чего органами представительной
власти принимаются по ним
соответствующие решения, вплоть
до введения механизма секвестра
на утвержденные бюджетные расходы.
Кроме
того, представительные органы власти
в необходимых случаях вправе
давать соответствующим органам
исполнительной власти поручение
о срочном внесении отдельных
изменений доходной и расходной
частей бюджета с последующим
утверждением этих изменений
представительным органом власти.
В целях
повышения эффективности контроля
за исполнением бюджета органы
представительной власти могут
образовывать в своей структуре
специальные органы, осуществляющие
эту контрольную функцию
Так,
ст. 101 Конституции РФ предусматривает
образование Советом Федерации
и Государственной Думой Счетной
палаты, предназначенной для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета. Деятельность Счетной
палаты регламентируется специальным
Законом Российской Федерации
“О Счетной палате Российской
Федерации” от 11 января 1995 г.25 Аналогичные
органы могут образовывать и
органы представительной власти
других уровней.
В процессе
исполнения федерального бюджета
Счетная палата контролирует
полноту и своевременность денежных
поступлений, фактическое расходование
бюджетных ассигнований в сравнении
с законодательно утвержденными
показателями федерального .бюджета,
выявляет отклонения и нарушения,
проводит анализ таких нарушений
и вносит предложения по их
устранению.
Счетная
палата ежеквартально по установленной
форме представляет Федеральному
Собранию РФ оперативный отчет
о ходе исполнения федерального
бюджета, в котором отражены
фактические данные о формировании
доходов и произведенных расходах
за истекший период.
Бюджетное
законодательство предусматривает
возможность принятия органами
представительной власти решения
о привлечении аудитора для
проведения проверки исполнения
бюджета исполнительными органами
власти.
В ходе
осуществления контроля за исполнением
бюджетов к нарушителям бюджетных
обязательств уполномоченными органами
могут применяться санкции. Так,
Законом РФ “О федеральном
бюджете на 1995 г.” Правительству
РФ предоставлено право в случаях
нарушения отдельными субъектами
РФ установленного Законом порядка
зачисления налогов и иных
доходов в федеральный бюджет
применять к ним такие санкции,
как:
приостановление
финансирования из федерального
бюджета федеральных программ
и мероприятий, осуществляемых
на территории соответствующих
субъектов РФ; прекращение выдачи
лицензий на экспорт; приостановление
поставки продукции, поступающей
в централизованном порядке за
счет государственных ресурсов,
и некоторые иные санкции (ст.
32).
В конце
финансового (бюджетного) года после
заключения бюджета начинается
работа по составлению отчета
об исполнении бюджета.
Составление,
рассмотрение и утверждение отчета
об исполнении бюджета осуществляются
в соответствии с установленным
порядком, который регламентируется
бюджетным законодательством Российской
Федерации, а также законодательством
субъектов РФ и решениями органов
местного” самоуправления.
Бюджетирование
представляет собой систему оперативного
планирования деятельности предприятия
в целом и его подразделений
на ближайший финансовый год в
разбивке по кварталам, месяцам, декадам,
неделям с выделением плановых заданий
по обеспечению всех направлений
финансово-хозяйственной деятельности
организации.
В процессе
бюджетирования обеспечивается текущий
контроль за решениями и процедурами
по достижению запланированных финансовых
показателей в результате образования,
распределения и использования
хозяйственных средств компании
на всех стадиях ее создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации, а
также в результате формирования
и изменения стоимостных оценок
и пропорций активов и пассивов компании.
Можно
выделить следующие цели бюджетирования:
-
оценка предстоящих затрат по
периодам;
-
текущее планирование деятельности
организации;
-
внутриорганизационная координация
действий по достижению намеченного
результата;
-
своевременное выполнение планов деятельности
организации;
-
формирование базы для расчетов
эффективности деятельности организации
по различным направлениям.
Бюджет
предприятия (главный бюджет) представляет
собой систему взаимосвязанных
бюджетов и описывает в структурированной
форме ожидания менеджеров относительно
продаж, расходов и других хозяйственных
операций в планируемом периоде.
Он
включает два основных блока:
- систему операционных
бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов)
и систему финансовых бюджетов.
- Система операционных
бюджетов включает: продуктовый бюджет,
бюджет продаж, бюджет запасов готовой
продукции, бюджет производства, бюджет
прямых материальных затрат (бюджет закупок
материалов и бюджет производственных
запасов), бюджет прямых производственных
(операционных) затрат, бюджет общепроизводственных
расходов, бюджет себестоимости реализованной
продукции, бюджет коммерческих расходов,
бюджет управленческих расходов.
Операционные
бюджеты консолидируются и образуют
систему финансовых бюджетов (эти
бюджеты иногда называют основными
бюджетами), включающую прогнозный
отчет о прибылях и убытках
(бюджет доходов и расходов), бюджет
движения денежных средств (кассовую
смету), прогнозный бухгалтерский
баланс (бюджет по балансовому
листу).
Помимо
операционных и финансовых бюджетов
в компании могут использоваться
вспомогательные бюджеты и специальные
бюджеты. Среди вспомогательных
бюджетов наибольшее значение имеют
план капитальных (первоначальных) затрат
(иногда его называют инвестиционным
бюджетом) и кредитный план (план
привлечения финансовых ресурсов).
Их назначение заключается в более
тщательном планировании динамики активов
бизнеса, определении системы условий
и ограничений, которая может
быть установлена для данного
бизнеса. Специальные бюджеты показывают
калькуляцию или распределение
отдельных статей основных бюджетов,
например, налоговый бюджет, бюджет распределения
прибыли, бюджеты отдельных проектов и
программ. Набор этих бюджетов определяется
руководством предприятия в зависимости
от специфики хозяйственной деятельности.
Постановка
системы бюджетирования на предприятии
включает ряд этапов: определение
финансовой структуры предприятия;
определение технологии бюджетирования;
определение форматов основных бюджетов.