Бюджетирование и контроль затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:
- оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;
- тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1 - 3 года;
- стратегическое (долгосрочное) планирование - на период свыше 3 лет.

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 140.06 Кб (Скачать)

2. Стратегию  сглаживания.

3. Субподряд.

4. Комбинированную  стратегию.

1-1. Стратегия преследования.

 Объём  производства готовой продукции  равен объёму продаж. Запасы готовой  продукции сводятся к минимуму.

2-2. Стратегия сглаживания.

 Объём  производства всегда постоянен  и соответствует среднегодовому  объёму продаж. Когда спрос ниже  объёмов производства, организация  увеличивает запасы, а когда спрос  превышает предложение – распродаёт запасы.

3-3. Субподряд.

 Объём  производства готовой продукции  постоянен и соответствует среднегодовому  объёму продаж. В периоды повышения  спроса дополнительное изготовление  узлов заказывается у других  организаций. 

В западной практике эта стратегия предполагает отказ от собственного производства некоторых изделий и переход на закупку у сторонних организаций. Данная процедура носит название «аутсорсинга».

4-4. Комбинированная стратегия.

 Сочетает  три вышеперечисленные стратегии. Её цель – минимизация затрат.

 Производственный  бюджет включает в себя следующие показатели:

 – планируемый  объем продаж в натуральном выражении;

 – плановые  остатки готовой продукции на  конец периода;

 – остатки  готовой продукции на начало периода;

 – объём выпуска готовой продукции.

III. После  разработки производственного бюджета  формируется бюджет прямых затрат  на материалы. Необходимо учитывать,  что материалы делятся на основные  и вспомогательные. Вспомогательные затраты делятся на относящиеся к косвенным, общепроизводственным расходом и относящиеся к постоянным общехозяйственным расходам. Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам, включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общекоммерческим расходам, включаются в бюджет общекоммерческих расходов.

IV. После  расчёта бюджета прямых затрат  на оплату труда формируется  бюджет накладных расходов, которые  включают расходы на организацию,  обслуживание и управление производством.

Общепроизводственные  расходы делятся на расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общехозяйственные расходы на управление.

V. После  этого составляются бюджеты производственных  запасов, необходимые для обеспечения  производства продукции заданного  объема в нужные сроки. Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершённого производства и материалов.

 Бюджет  производственных запасов необходим  для формирования двух плановых  документов: 

1. Бюджета  доходов и расходов в части  подготовки данных о себестоимости реализуемой продукции.

2. Прогноза  баланса в части подготовки  данных о состоянии запасов  готовой продукции, незавершённого  производства и материалов на конец планового периода.

VI. Следующим  этапом осуществляется разработка бюджета коммерческих расходов.

VII. Бюджет управленческих расходов.

 Состоит  из расходных статей на управление  коммерческой организацией. В составе  этого бюджета учитывают налоги  и сборы, платежи и непроизводственные расходы.

VIII. Бюджет  доходов и расходов.

 Составление  данного бюджета является выходной  формой операционного бюджета.  В данном документе рассчитываются:

 • планируемый  объём продаж;

 • себестоимость реализуемой продукции;

 • коммерческие и управленческие расходы;

 • расходы финансового характера;

 • налоги (планируемая величина).

 Большая  часть исходных данных для  разработки данного бюджета берётся  из других операционных бюджетов. 

 Бюджет  доходов и расходов рекомендуется составлять в двух вариантах:

1. Сводный бюджет в целом по организации.

2. Развёрнутый  бюджет в разрезе доходности  отдельных видов продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Финансовый бюджет.

    Целью финансового  бюджета является разработка прогнозируемого  баланса, который является результатом  как финансовых, так и нефинансовых операций компании. Он составляется с  использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных  вложений и прогноза движения денежных средств. Если форматы прочих плановых документов абсолютно произвольны  и полностью определяются самой  организацией, то финансовые бюджеты  рекомендуется готовить в форматах самой отчетности, поскольку в  этом случае их можно будет использовать также в качестве ориентиров при  проведении контроля процедур финансового  учета. 

    Бюджет  движения денежных средств. В организациях любых масштабов и форм собственности  все решения всегда связаны с  деньгами. Для организаций, действующих  в условиях рыночной экономики при  жесткой конкуренции, проблема движения денежных средств является наиболее важной, поскольку от ее решения  зависит возможность продолжения  деятельности организации. Периодическая  нехватка денежных средств может  привести к срыву контрактных  обязательств, а в особо тяжелых  случаях и к банкротству. 

    Поскольку денежные средства считаются важнейшим  ресурсом любой организации, бюджет денежных средств можно рассматривать  в качестве одного из основного финансового  бюджета, его главная цель – обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, а также избежать кассовые разрывы  и кризис неплатежей. 

    Состав  показателей и общее количество форм отчетности для составления  бюджета денежных средств может  меняться в зависимости от возникновения  новых задач при управлении финансовыми  потоками.

    Приступая к разработке проекта бюджета  в рамках системы бюджетирования, следует решить некоторые ключевые моменты. 

    Во-первых, необходимо определить насколько часто  требуется составлять новый плановый документ. Временной горизонт и периодичность  планирования должен соответствовать  общему регламенту бюджетирования организации. Практически у всех организаций  платежная активность имеет недельный  цикл, причем этот цикл можно начинать в любой день в соответствии с  особенностями деятельности. Если у  предприятия пик продаж приходится на конец недели, то цикл можно начинать с пятницы. В особых случаях (торговая деятельность крупных компаний) проект бюджета движения денежных средств  необходимо составлять с разбивкой  не по неделям, а по календарным дням, дабы избежать крупных финансовых затруднений  и проблем с отслеживанием  финансовых потоков. 

    Во-вторых, поступления и выплаты организаций  складываются из множества статей. Даже у малых предприятий обороты  по расчетному счету могут формироваться  до тысячи в месяц. По этой причине  необходимо выделить группы платежей в отдельную статью плана движения денежных средств, с учетом организационной  структуры организации. При разработке плана движения денежных средств  можно руководствоваться ПБУ 4/99, в котором приведена содержательная классификация.

    Но поскольку  план денежных средств является внутренним учетным документом, нет необходимости  в точности следовать этой классификации, ее адаптация должна удовлетворять  потребностям текущего планирования конкретного  предприятия.

    Для целей  полного контроля целесообразно  учитывать и структуру самого предприятия, выделив денежные поступления  и выплаты по видам деятельности, структурным подразделениям, видам  продукции и т. д. Очень часто  руководители предприятия отдельно выделяют статьи поступлений и выплат. Большинство малых торговых предприятий  не имеют собственных торговых площадей и оборудования, следствием является высокая сумма арендной платы, которая  составляет существенную часть расходов, по этой причине следует выделить ее отдельной строкой в проекте  бюджета. 

    На практике малые и средние предприятия  выделяют следующие статьи поступлений: от коммерческих дебиторов, от продажи  внеоборотных активов, кредиты и  займы, полученные проценты, дивиденды  от участия в других организациях, платежи арендаторов.

    Планируя  выплаты, можно выделить следующие  статьи расходов: платежи поставщикам, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, оплата труда сотрудников, плата  за аренду, приобретение активов, инвестиции, коммерческие и административные расходы, оплата займов и кредитов, прочие платежи. При этом необходимо учесть, что  не все статьи имеют одинаковую значимость для организации. При выделении  статей возможны два подхода в  отражении величин: в процентах  к общей сумме поступлений  и выплат и в абсолютных суммах. 

    Внутри  перечисленных статей также возможна детализация: выделяются поступления  и выплаты крупнейших дебиторов  и кредиторов, выплаты по разным видам налогов, поступления от разных источников, расходы по различным  проектам и т. д. 

    И, наконец, третье, наличие балансирующей статьи. Рассмотрим два варианта. В первом случае организация не имеет открытого  банковского «овердрафта», следовательно  остаток денежных средств (как в  кассе, так и на расчетном счете) всегда должен быть положительным. То есть за любой период времени платежи  не могут превышать сумму поступлений  вместе с остатком денежных средств  на начало периода. Это означает, что  план движения денежных средств данной организации практически не содержит балансирующей статьи, которая уравнивала бы денежные поступления и выплаты. 

    Второй  вариант, когда предприятие осуществляет продажу в кредит. В этом случае балансирующей статьей становится именно кредит. Но при этом следует  помнить о существовании дополнительных статей расходов в следующих периодах–  проценты за пользование кредитом. 

    Для разработки бюджета движения денежных средств, помимо информации содержащейся в бюджете  продаж, необходимо иметь дополнительные сведения: количество затрат, которые  не влияют на денежный поток; платежи  относящиеся к тому же периоду, к  следующему и начисляемые авансом; величина дебиторской задолженности  на начало периода и ее изменения  за плановый период. 

    Также важным моментом в разработке плана движения денежных средств является определение  среднего остатка денежных средств  предприятия, которое включает в  себя операционный и страховой остаток  денежных активов. 

    Потребность в операционном остатке денежных активов характеризует минимально необходимую сумму для осуществления  текущей деятельности. Рассчитывается сумма операционного остатка  путем деления планируемого объема денежного оборота (суммы расходования денежных средств) по операционной деятельности предприятия на количество оборотов среднего остатка денежных активов  в плановом периоде. Расчет планируемой  суммы остатка может быть осуществлен  и на основе отчетного показателя, если в процессе анализа было установлено, что он обеспечил своевременность  осуществления всех платежей, связанных  с операционной деятельностью организации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 3. Контроль за исполнением  бюджетов. 

     Исполнение  бюджетов любого уровня находится  под постоянным контролем органов  власти. Порядок и организационные  формы осуществления контроля  за исполнением бюджета определяются  соответствующими органами представительной  власти в положении о бюджетном  процессе на территории данного  национально-государственного или  административно-территориального образования23. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований. 

     Бюджетное законодательство России запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий. Вместе с тем в определенных случаях закон допускает возможность осуществления контроля со стороны вышестоящих органов за исполнением нижестоящих бюджетов. Так, вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо неиспользования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. 

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат