Безналичные формы расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является учет дебиторской и кредиторской задолженностей. Для осуществления этой задачи были рассмотрены следующие вопросы: понятия кредиторской и дебиторской задолженности, учеты расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям. Так же в работе представлены безналичные формы расчетов, такие как аккредитив, инкассо, расчеты платежными поручениями.
Актуальность данной темы связана с тем, что финансовое состояние предприятия характеризуется рядом показателей, среди которых платежеспособность и кредитоспособность привлекают особое внимание пользователей финансовой отчетности предприятия - инвесторов, банков, партнеров, акционеров и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
1.Безналичные формы расчетов………………………………….3
2.Понятие дебиторской и кредиторской задолженности……12
3.Учет расчетов
3.1.С покупателями и заказчиками……………………………..13
3.2.С поставщиками и подрядчиками…………………………..15
3.3.С подотчетными лицами………………………………………18
3.4.С персоналом по прочим операциям………………………..20
4.Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………..21
5.Раскрытие информации о расчетах в бухгалтерской отчетности…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………….24
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая по бух учету.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях:

когда она установлена договором  и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы  расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

  Банки могут открывать следующие  виды аккредитивов:

•    покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

•    отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого аккредитива  банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого аккредитива  банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в основном договоре, в котором  отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.).

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может  быть предусмотрен акцепт Уполномоченного  плательщиком лица. Форма аккредитива установлена Положением ЦБ РФ.

Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме  аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных, или приемосдаточных  документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

 

Схема документооборота при покрытом аккредитиве представлена на рис. 2.

 

Поставщик

 

4

 

Покупатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис.2. Документооборот при аккредитивной  форме расчетов:

1 — аккредитивное заявление;

2 — поручение об открытии  аккредитива;

3 — извещение об открытии  аккредитива; 

4 — отгрузка продукции и отправка соответствующих документов;

5 — предъявление реестра счетов для немедленной оплаты.

Аккредитив учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».(55/1)

Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:

Д55/1К52

Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:

Д55/1К66

Оплату счетов поставщиков с  аккредитивного счета оформляют  следующей записью:

Д60К55/1

Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

К недостаткам аккредитивной формы  расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

Пример:

Предприятие получило товары от поставщика. С поставщиком рассчитались аккредитивом.

Д10К60 – получили материалы от поставщика

Д60К55/1- с поставщиком рассчитались аккредитивом.

 

Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ.

В соответствии с Положением (37) для  осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами данной кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети ЦБ РФ.

При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.

Депозитные  счета. Учитываются на счете 55/3. Предприятие отдают свои свободные средства в банк под проценты.

Свободные денежные средства – это  средства, остающиеся в распоряжении предприятия после погашения  кредиторской задолженности (налогов, оплаты поставщиков, погашение кредитов и т.д.).

После того, как срок вклада истечет, на расчетный счет предприятия вернутся деньги и проценты.

Пример:

Предприятие внесло денежные средства на депозит в размере 200 тыс.руб.

Проводки:

Д55/3К51 200тыс.руб. – с расчетного счета поступили деньги на депозит

Д51К55/3 200тыс.руб.- срок вклада истек, на расчетный счет возвращаются 200тыс.руб.

Д51К91 20тыс.руб. – полученные проценты отражены как доход предприятия

 

 

2.   Понятие дебиторской и  кредиторской задолженности. Сроки  расчетов и исковой давности

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны, данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Кредиторов, задолженность которым  возникла в связи с покупкой у  них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская  и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская - на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По истечении срока исковой  давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196ГК РФ). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

Списание задолженности оформляется  приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:

а) Д91К62, 76.

    б) Д63К62, 76.

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированой. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лег с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении средств по ранее  списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Д 60, 76К 91.

 

3.   Учет расчетов

3.1.С покупателями и заказчиками

В настоящее время в бухгалтерском  учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Д62К90.

При погашении покупателями и заказчиками  своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и Нематериальных активов, а также другого имущества (кроме готовой продукции и  товаров) стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51,52, 50, 55) и кредиту счета 62.

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов и предварительной  оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Положительные курсовые разницы учитывают  по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а  отрицательные - по дебету счета 91 и  кредиту счета 62.

Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 62 ведут  по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Информация о работе Безналичные формы расчетов