Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является учет дебиторской и кредиторской задолженностей. Для осуществления этой задачи были рассмотрены следующие вопросы: понятия кредиторской и дебиторской задолженности, учеты расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям. Так же в работе представлены безналичные формы расчетов, такие как аккредитив, инкассо, расчеты платежными поручениями.
Актуальность данной темы связана с тем, что финансовое состояние предприятия характеризуется рядом показателей, среди которых платежеспособность и кредитоспособность привлекают особое внимание пользователей финансовой отчетности предприятия - инвесторов, банков, партнеров, акционеров и т.д.
Введение………………………………………………………………2
1.Безналичные формы расчетов………………………………….3
2.Понятие дебиторской и кредиторской задолженности……12
3.Учет расчетов
3.1.С покупателями и заказчиками……………………………..13
3.2.С поставщиками и подрядчиками…………………………..15
3.3.С подотчетными лицами………………………………………18
3.4.С персоналом по прочим операциям………………………..20
4.Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………..21
5.Раскрытие информации о расчетах в бухгалтерской отчетности…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………….24
Приложения
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях:
когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
Банки могут открывать
• покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
• отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.).
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт Уполномоченного плательщиком лица. Форма аккредитива установлена Положением ЦБ РФ.
Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных, или приемосдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.
Схема документооборота при покрытом аккредитиве представлена на рис. 2.
Поставщик |
|
4 |
|
Покупатель | ||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| 1 |
| ||||||||
| 3 |
|
Рис.2. Документооборот при
1 — аккредитивное заявление;
2 — поручение об открытии аккредитива;
3 — извещение об открытии аккредитива;
4 — отгрузка продукции и отправка соответствующих документов;
5 — предъявление реестра счетов для немедленной оплаты.
Аккредитив учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».(55/1)
Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:
Д55/1К52
Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:
Д55/1К66
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:
Д60К55/1
Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
К недостаткам аккредитивной
Пример:
Предприятие получило товары от поставщика. С поставщиком рассчитались аккредитивом.
Д10К60 – получили материалы от поставщика
Д60К55/1- с поставщиком рассчитались аккредитивом.
Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ.
В соответствии с Положением (37) для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами данной кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети ЦБ РФ.
При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.
Депозитные счета. Учитываются на счете 55/3. Предприятие отдают свои свободные средства в банк под проценты.
Свободные денежные средства – это средства, остающиеся в распоряжении предприятия после погашения кредиторской задолженности (налогов, оплаты поставщиков, погашение кредитов и т.д.).
После того, как срок вклада истечет, на расчетный счет предприятия вернутся деньги и проценты.
Пример:
Предприятие внесло денежные средства на депозит в размере 200 тыс.руб.
Проводки:
Д55/3К51 200тыс.руб. – с расчетного счета поступили деньги на депозит
Д51К55/3 200тыс.руб.- срок вклада истек, на расчетный счет возвращаются 200тыс.руб.
Д51К91 20тыс.руб. – полученные проценты отражены как доход предприятия
2. Понятие дебиторской и
кредиторской задолженности.
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны, данной организации, называются дебиторами.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
В бухгалтерском балансе
Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская - на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196ГК РФ). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.
Списание задолженности
а) Д91К62, 76.
б) Д63К62, 76.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированой. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лег с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
При поступлении средств по ранее
списанной дебиторской
Кредиторская задолженность по
истечении срока исковой
Д 60, 76К 91.
3. Учет расчетов
3.1.С покупателями и заказчиками
В настоящее время в
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Д62К90.
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
При продаже амортизируемого
На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.
Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные - по дебету счета 91 и кредиту счета 62.
Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.