Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа
Изучение банкротства и его отдельных процедур помогает понять сущность данного явления, прежде всего с экономической точки зрения. Исследование правовых основ банкротства позволит уберечь от возможных юридических промахов в будущем, т.к. эти отношения популярны в современном обществе и несомненно важны для российской экономики. Целью данной контрольной работы является проведения комплексного анализа законодательства о банкротстве, выявление сложностей правоприменения.
Введение 3
1. Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства) 4
2. Отдельные процедуры банкротства 8
2.1 Наблюдение 8
2.2 Финансовое оздоровление 12
2.3 Внешнее управление 14
2.4 Конкурсное производство 17
2.5 Мировое соглашение 20
Заключение 23
Список используемых источников 24
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника :
-перепрофилирование производства;
-закрытие нерентабельных производств;
-взыскание дебиторской задолженности;
-продажа части имущества должника;
-уступка прав требования должника;
-исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
-увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
-размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
-продажа предприятия должника;
-замещение активов должника;
-иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Согласно п.1 ст.122 Закона, после накопления денежных средств, достаточных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди и уведомляет о направлении указанного ходатайства кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди должно содержать предложение внешнего управляющего о пропорции удовлетворения требований кредиторов.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.
В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника (ст.123 Закона).
2.4 Конкурсное производство
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства).
В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев. С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право на получение указанных санкций при обычных условиях .
Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей: в первую включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.
В конкурсную массу включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в 2-месячный срок со дня публикации объявления о признании должника несостоятельным; по истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.
После
закрытия реестра конкурсный управляющий
начинает производить расчеты с
кредиторами в порядке
Очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве отличается от очередности, предусмотренной в Гражданском кодексе РФ.
Внеочередными требованиями считаются оплата судебных расходов, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, погашение коммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущей заработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которые возникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства. Включение их в состав нулевой очереди вполне оправданно: если бы текущая задолженность удовлетворялась в порядке обычной очередности, никакие контрагенты не захотели бы иметь дело с организацией, против которой идет процесс банкротства. Но тогда не было бы и возможности восстановить платежеспособность должника.
Кредиторами первой очереди являются граждане, которые предъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью; кредиторами второй очереди — граждане, перед которыми существуют обязательства по выплате выходных пособий, заработной платы, авторских вознаграждений. Наконец, к третьей очереди относятся все остальные кредиторы, среди которых — залогодержатели, удовлетворяющие свои требования за счет стоимости предмета залога. По сравнению с предыдущим Законом о банкротстве 1998 г., а также ГК РФ государство уравнено в правах с другими кредиторами должника и лишено каких-либо привилегий. На взгляд Беляевой О.А., такая позиция действующего законодательства является не совсем верной, так как взыскание налоговых и иных обязательных платежей направлено на обеспечение интересов всего общества и государства, а не конкретного кредитора.
В процессе конкурсного производства есть возможность введения внешнего управления при условии, что этой процедуры, а также финансового оздоровления не было, а у должника появились достаточные денежные средства для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.
Результаты исследований на основе данных за 1997-2001 гг. показывают, что крупные неэффективные предприятия не были ликвидированы. Зачастую процедуры банкротства использовались не в целях укрепления финансовой и налоговой дисциплины, проведения реструктуризации предприятия или передачи его активов более эффективным собственникам, а для перераспределения прав контроля над ним в пользу региональных администраций и даже для защиты менеджеров от претензий федерального бюджета и внешних кредиторов. Сейчас данная ситуация сместилась в положительную сторону.
Таким образом, конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности. Необходимо помнить, что конкурсная масса включает в себя только то имущество, на которое может быть обращено взыскание. В нее входит: 1) имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании, распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; 2) имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Интересным представляется факт, что в рамках конкурсного производство государство уравнено в правах с другими кредиторами должника, что является не совсем обоснованным, ведь налоговые и иные обязательные платежи направлены на обеспечение интересов общества, в то время, как остальные кредиторы в большинстве своем удовлетворяют частный интерес.
2.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение имеет давнюю историю и большую научную литературу, поскольку является одним из традиционных способов урегулирования конфликтов в гражданском обороте и в обществе в целом. Будучи элементом судебного процесса, мировое соглашение приобрело в процессуальной сфере иные черты. Новое "дыхание" вопрос о мировом соглашении приобрел в современную эпоху, в условиях большой загруженности судов, в связи с чем стремление к достижению мирового соглашения стало поощряться и является частью современного понимания перспектив развития гражданской юрисдикции. Мировое соглашение в конкурсном производстве с точки зрения его содержания и целей представляет собой способ получения денежных средств путем использования гражданско-правовых способов погашения задолженности в условиях обычного делового оборота без воздействия публично-правовых факторов - рассмотрение дела судом, введение арбитражного управления и т.д. В этом плане мировое соглашение восстанавливает функционирование должника как самостоятельного и полноправного участника гражданского оборота, а кредиторам дает возможность пусть не столь быстрого, но частичного и более растянутого во времени удовлетворения своих требований .
Таким образом, мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обстоятельств.
Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку исполнения обязательств, уменьшение платежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) в уставном капитале и т.д. В целом, такое соглашение содержит условия двух видов. К первым относятся условия, которые в обязательном порядке закрепляются в мировом соглашении (существенные условия). Ко вторым — условия, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). К числу существенных условий относятся размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права.
Мировое соглашение может быть заключено только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов при следующих условиях:
1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашена полностью;
2)
за заключение мирового
Допускается
пересмотр условий мирового соглашения
по вновь открывшимся
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторжения производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.
Мировое
соглашение является, наверное, самой
самостоятельной и независимой процедурой
банкротства, которая применяется на любой
стадии рассмотрения дела о банкротстве
в целях прекращения производства по делу
о банкротстве путем достижения соглашения
между должником и кредиторами об изменении
соглашения между должником и кредиторами
об изменении содержания связывающих
их обстоятельств. Мировое соглашение
в конкурсном производстве с точки зрения
его содержания и целей представляет собой
способ получения денежных средств путем
использования гражданско-правовых способов
погашения задолженности в условиях обычного
делового оборота без участия государства.
Мировое соглашение дает должнику саму
возможность деятельности как самостоятельного
и полноправного участника гражданского
оборота, а кредиторам дает возможность
пусть не столь быстрого, но частичного
и более растянутого во времени удовлетворения
своих требований.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие несостоятельности соотносится с понятием неплатежеспособности, которая состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует средства для погашения задолженности перед кредитором. Что касается критериев банкротства, можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности. В этой связи возникают трудности в нормативном урегулировании вопросов банкротства физических лиц, т.к. индивидуальные предприниматели, которые являются непосредственными участниками предпринимательской деятельности, являются физическими лицами, но при этом отличаются по своему правовому статусу от рядов граждан. По этой причине в действующее законодательство внесены существенные изменения, обусловленные попыткой законодателя объять круг вопросов, касающихся банкротства физических лиц.