Банковский аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Казахстанский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в Казахстане. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы Казахстана напрямую зависит от состояния банковского аудита.

Содержание

1 Этапы формирования и элементы банковского аудита.

История развития аудита.
Аудиторская фирма роль и задачи.
Банковский аудит.
Аудит кредитной политики банка.
Аудит расчетных отношений.
Аудит бухгалтерского учета.
Аудит кассы и кассовых операций.

2 Нормативная база банковского аудита.

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РК.
Порядок лицензирования банковского аудита.
Права и обязанности аудиторской фирмы.
Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам). Аннулирование лицензий.

3 Этика и способы улучшения банковского аудита.

Профессиональная этика аудиторов.
Способы повышения качества банковского аудита.

Работа содержит 1 файл

Министерство Образовании и Науки Республики Казахстан.docx

— 55.94 Кб (Скачать)

 

1.7 Аудит кассы и кассовых операций.

 

Большое место  в аудите банков занимают ревизии  кассы и кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является ее внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчет денег обязателен. После пересчета денег составляется акт о сумме наличных и их соответствии кассовому журналу, а также бухгалтерскому учету. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка (при этом сравниваются суммы, отраженные в ведомости аналитического учета по дебету счета ‘’Касса’’, с данными журнала ордера №2 и по кредиту счета ‘’Расчетный счет’’). В кассовых документах не допускается никаких подчисток.

 

 Кассовые  операции по списанию денег  в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам.  При проверке используются следующие  документы: кассовый ордер   №1 ‘’Приходный кассовый ордер’’;  кассовый ордер №3-а - журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых документов; документы  без ордерного оформления приема  и выдачи денег; учетные регистры  по счету ‘’Касса’’; Главная  книга; балансы на соответствующую  дату.

 Аудитор  также должен удостовериться  в следующем: 

  • обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими;
  • работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими;
  • имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;
  • имеется ли его расписка об этом.

 

К сожалению, не во всех банках кассовые помещения  изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны хоронится в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должен находится представитель банка.

 Аудиторам  необходимо проконтролировать, проводились  ли внезапные проверки кассы,  производилась ли ежедневная  сдача в бухгалтерию кассовых  документов кассирами и есть  ли на них расписка главного  бухгалтера или его заместителя,  имелись ли случаи подписки  руководителем или главным бухгалтером  незаполненных чеков и выдача  их кассиру для самостоятельного  заполнения при получении денег  в банке. Обращается внимание  на наличие журнала регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы - заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.

 Следует  иметь в виду, что в кассовой  работе не может быть неточностей  и ошибок. Даже мелкий просчет  в кассе приносит помимо материальных  потерь страдания лицам, их  допустившим. К большому сожалению,  аудиторами выявляются многочисленные  нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных  шкафах, которые по окончании  работы не опечатываются, отсутствие  охранной сигнализации, дубликатов  к ключам от сейфов, всевозможные  подчистки в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчета  денег клиентами - нет представителя  банка. Выявленные факты, когда  к работе с ценностями в  банках допускались лица, находящиеся  в родственных отношениях. Руководители  таких банков мотивировали подобное  положение тем, что изданная  инструкция №23 по эмисионно-кассовой работе этого не оговаривает. Однако следует заметить, что эта инструкция не отменяла указаний инструкции №42, где четко оговорен запрет на работу с ценностями лиц, находящихся в родственных отношениях.

 

2.1 Положение об  аудиторской деятельности в банковской  системе РК.

 

1. Настоящее положение разработано в соответствии с законами «О Центральном банке Республики Казахстан (Банке Казахстана)», «О банках и банковской деятельности», Указом Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1993г. номер 2263 «Об аудиторской деятельности в Республики Казахстан» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 1994г. номер 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Республики Казахстан».

2. В соответствии с  законом «О банках и банковской  деятельности» деятельность кредитной  организации подлежит ежегодной  аудиторской проверке аудиторской  фирмой (самостоятельно работающим  аудитором), имеющей лицензию Банка  Казахстана на осуществление аудита кредитных организаций.

3. Банковский  аудит является одним из видов  аудиторской деятельности.

 

Основной  целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных  организаций и соответствия совершенных  ими операций действующему законодательству Республики Казахстан.

Основные  показатели (содержание, объем и  формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются  в соответствии с законом «О Центральном  банке Республики Казахстан» нормативными актами Центрального банка Республики Казахстан.

 

2.2 Порядок лицензирования Банковского  аудита.

 

Аудит кредитных  организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы (далее аудиторская  фирма (аудитор)), имеющие лицензию Банка  Казахстана.

Вопрос  о выдаче лицензии на осуществление  аудиторской деятельности (далее  лицензия) аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Банком Казахстана при условии стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций.

Рассмотрение  вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется Банком Казахстана при соблюдении следующих условий:

  • минимальный уставный капитал аудиторской фирмы, имеющей организационно-правовой статус «закрытое акционерное общество», должен составлять не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного законом на дату государственной регистрации общества;
  • не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления банковского аудита, состоят в штате фирмы или, занимая профессорско-преподавательские должности в высших учебных заведениях экономического профиля, работают в ней по совместительству.

В уставном капитале аудиторской фирмы доля, принадлежащая аттестованным аудиторам  и (или) получившим лицензии аудиторскими фирмами, составляет не мене 51 процента.

Для решения  вопроса о выдаче лицензий в территориальное  учреждение Банка Казахстана по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) представляются документы согласно приложению номер 4 к Положению об аудиторской деятельности в банковской системе Республики Казахстан.

В случае представления документов, не соответствующих  требованиям Банка Казахстана, они не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления возвращаются на переоформление.

Представленные  аудиторской фирмой (аудитором) документы  проходят регистрацию в общем  отделе (канцелярии, управлении делами) территориального Банка Казахстана. Срок рассмотрения документов аудиторской фирмы (аудитора) исчисляется от даты их регистрации.

Исправленные  и повторно направленные в территориальное  учреждение Банка Казахстана документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке.

По результатам  рассмотрения документов территориальным  учреждением Банка России подготавливается заключение о возможности предоставления аудиторской фирме (аудитору) лицензии.

При подготовке заключения территориальное учреждение Банка Казахстана может запросить территориальные учреждения Банка Казахстана по месту нахождения проаудированных фирмой (аудитором) кредитных организаций информацию об аудиторской деятельности фирмы в других регионах.

Заключение  территориального учреждения Банка  Казахстана о возможности предоставления лицензии и подлинный экземпляр пакета документов в соответствии с приложением номер 4 к настоящему Положению направляются Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка Казахстана письменно сообщает аудиторской фирме (аудитору) о направлении документов в Банк Казахстана.

После получения  сообщения от территориального учреждения Банка Казахстана о направлении документов аудиторская фирма (аудитор) представляет в Департамент лицензирования банковской деятельности Банка Казахстана копию квитанции (платежного поручения) об оплате сбора за выдачу лицензии.

За выдачу лицензии на осуществление аудиторской  деятельности в области банковского  аудита сроком на один год с аудиторской  фирмы (аудитора) взимается сбор соответственно в 150-кратном и 30-кратном размере  минимальной оплаты труда, установленной  законодательством Республики Казахстан на дату представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка Казахстана всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления о выдаче лицензии. При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за выдачу пропорционально увеличивается.

При отказе Ц.А.Л.А.К. Банка Казахстана в выдаче лицензии либо отказе аудиторской фирмы (аудитора) от получения такой лицензии сбор за ее выдачу не возвращается.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается  в течение 60 дней с даты представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка Казахстана документов в соответствии с пунктами 33, 34 настоящего Положения.

Датой представления  документов считается дата их регистрации  в канцелярии Административного  департамента Банка Казахстана.

Исправленные  и повторно направляемые в Департамент  лицензирования банковской и аудиторской  деятельности Банка Казахстана документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке.

Лицензия  Ц.А.Л.А.К. Банка Казахстана на срок то одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора).

После истечения  срока действия лицензии аудиторская фирма (аудитор) может представить в Банк Казахстана документы для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита оформляется протоколом Ц.А.Л.А.К. Банка  Казахстана.

Лицензия  выдается аудиторской фирме (аудитору) в течение недели со дня принятия решения по форме приложения номер 5 к настоящему Положению.

Датой выдачи лицензии считается день принятия Ц.А.Л.А.К. Банка Казахстана решения о выдаче аудиторской фирме (аудитору) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.

Аудиторская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка Казахстана

Ц.А.Л.А.К. Банка Казахстана может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Республики Казахстан и настоящим Положением, а также в случае, если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче лицензии установлены факты нарушения аудиторской фирмой (аудитором) законодательства и нормативных актов Банка Казахстана при проведении аудиторских проверок.

Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение  об отказе в выдаче лицензии в установленном  порядке в суд или арбитражный  суд.

Взамен  утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению  аудиторской фирмы (аудитора) может  быть выдан дубликат лицензии. За выдачу дубликата лицензии взимается сбор в размере 50 процентов от сбора  за выдачу лицензии, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Республики Казахстан на дату обращения в Банк Казахстана, с заявлением о выдаче дубликата лицензии.

Решение Ц.А.Л.А.К., Банка Казахстана о выдаче (отказе в выдаче) лицензии подлежит публикации в официальном издании Банка Казахстана («Вестник Банка Казахстана») и в 10-дневный срок доводится до сведения всех территориальных учреждений Банка Казахстана.

 

2.3 Права и обязанности аудиторских  фирм (аудиторов).

 

Аудиторская фирма (аудитор), зарегистрированная в  установленном порядке, имеющая  лицензию Банка Казахстана, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан Указом Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1993г. номер 2263 «Об аудиторской деятельности в Республики Казахстан», нормативным актом Банка Казахстана, своим уставом, решениями Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Республики Казахстан, Ц.А.Л.А.К. Банка Казахстана.

Информация о работе Банковский аудит