Банковская тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

Понятие банковской тайны является одним из значимых понятий всего банковского законодательства. Банковская тайна имеет давнюю историю своего существования и на протяжении всего этого времени олицетворяет собой противостояние между публичными интересами государства, в лице его органов, и частными интересами кредитных организаций.
В настоящее время эта борьба продолжается. Ситуация обостряется также тем, что при использовании законодательства существует ряд проблем, связанных с институтом банковской тайны, которые отмечают как работники банков, так и работники структур, претендующих на получение соответствующих сведений; в частности, нет четкого определения банковской тайны, не установлен в одном нормативном правовом акте перечень органов, которые могут претендовать на получение информации, составляющей банковскую тайну, не раскрыта глубина проникновения этих органов в сферу банковской тайны, по-разному определяются сроки предоставления банками данной информации.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………
Понятие и сущность банковской тайны…………………………..
Значение и понятие банковской тайны для кредитной организации…………………………………………………………
Правовая и нормтивная основа банковской тайны………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Правоведение реферат.docx

— 45.89 Кб (Скачать)
align="justify">     Согласно  п. 2 ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены  только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно  в случаях и в порядке, предусмотренных  законом.

     Статья 26 Закона о банках устанавливает, что  справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Российской Федерации, органам государственной  налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

     Справки по счетам и вкладам физических лиц  выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся  в их производстве.

     Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета  или вклада в сделанном кредитной  организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся  в их производстве наследственным делам  о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных  граждан - иностранным консульским  учреждениям.

     Анализ  приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие  выводы:

  • во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну;
  • во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого предоставления.

     Другими словами, основанием для получения  госорганами сведений, составляющих банковскую тайну, является не общее  полномочие госоргана запрашивать  у предприятий, учреждений и организаций  необходимую информацию для осуществления  своей деятельности, а установленные  в законах специальные случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих банковскую тайну;

  • в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами информации.

     Учитывая  изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным  органам.

     Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных организаций  сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.

     В деятельности кредитных организаций  нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую  информацию, объяснения и справки, обязывают  кредитные организации предоставлять  им сведения о наличии денежных средств  клиента-должника и их движении по банковскому  счету.

     Такие требования судебного пристава-исполнителя  нельзя признать правомерными. Указанная  информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим  банковской тайны, не предусмотрено.

     В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»  сведения о наличии или отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в кредитной организации  судебный пристав-исполнитель запрашивает у налоговых органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию. При этом судебные приставы-исполнители и налоговые органы руководствуются совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей».

     Согласно  ст. 13 Федерального закона "О Счетной  палате Российской Федерации" при  проведении ревизий и проверок Счетная  палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю  необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный  банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны  предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния  счетов проверяемых объектов. Уголовным  кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность  должностных лиц за неправомерный  отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также  за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ.

     В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым  органам справки по операциям  и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством  Российской Федерации, в течение  пяти дней после мотивированного  запроса налогового органа.

     Предоставление  налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить  только к предоставлению запрашиваемой  ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного  объема такой информации вменено  в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым  органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ:

     1) разглашённые налогоплательщиком  самостоятельно или с его согласия;

     2) об идентификационном номере  налогоплательщика;

     3) о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения;

     4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам  других государств в соответствии  с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является  Российская Федерация, о взаимной  сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными  органами (в части сведений, предоставленных  этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся  и те, которые составляют банковскую  тайну.

     Статьей 1351 Налогового кодекса установлена  налоговая ответственность за непредставление  банками по мотивированному запросу  налогового органа справок по операциям  и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.

     Во  всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам  предварительного следствия, а также  иным правоохранительным органам является неправомерным.

     Перечислим  такие случаи, так как они нередко  возникают в практике кредитных  организаций.

     Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган  дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать  необходимые материалы до возбуждения  уголовного дела.

     Во-вторых, право получать от граждан и должностных  лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с  них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").

     В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов налоговой  полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам  дознания, в том числе милиции, является неправомерным.

     В-четвертых, право требовать от руководителей  и других должностных лиц представления  необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют  прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.

     Предоставление  кредитными организациями органам  предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется  тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР). 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Информация  играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение информационными  ресурсами создает предпосылки  прогрессивного развития общества. Искажение  информации, блокирование процесса ее получения или внедрение ложной информации способствует принятию ошибочных  решений. Вместе с тем информация - это весьма специфический продукт, который может быть как в материальном, так и в нематериальном (нефиксированном) виде. Поэтому без четких границ, определяющих информацию как объект права, применение любых законодательных  норм по отношению к ней весьма проблематично. Обязанность по передаче информации исполняется посредством  предоставления обязанным лицом  управомоченному лицу некоторых  сведений, изложенных, как правило, в виде документа (документированной  информации). Редкое исключение из этого  правила - предоставление предпринимателем информации не в силу содержащегося  в законе прямого указания, а в  качестве реакции на реализацию государственными органами своих полномочий, например в виде направления запросов предпринимателю, поэтому банковская тайна относится  к разновидности информации с  ограниченным доступом.

     Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования  и распространения информации как  в целом, так и отдельных ее видов в частности в последнее  время занимают одно из немаловажных мест в юридической литературе. При  этом много внимания уделяется проблемам  правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что по поводу данной проблемы, как  и по ряду других, в настоящее  время сложились различные точки  зрения.

     Понятие "банковская тайна" является одним  из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом. Этот режим соотносится с такими режимами, как режимы коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны. Подчиняясь общим правилам, режим  банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными  на законодательном уровне.

     Кроме этого, необходимо иметь в виду и  характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых  приведет к желаемому состоянию  правового регулирования. Существует три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и государством, между государством и банком.

     В настоящее время население России начинает все больше доверять свои сбережения банкам, но одной из составляющих банковской деятельности является сохранение банковской тайны. К сожалению, на практике возникает множество вопросов, связанных  с этим правовым явлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

  1. Сарбаш  С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. — М.: Статут, с. 143.
  2. Под общей редакцией академика Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист, с. 249.
  3. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право.
  4. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (с изменениями на 3 октября 2002 года).
  5. Ахидова И. Банковская тайна и аналогия закона.// Хозяйство и право. 2002. - 10.
  6. Гизатуллин Ф. Банк клиента не выдаст? Нормативное регулирование и понятие банковской тайны // Бизнес-адвокат, 2004, N 7.
  7. Подпункт 7 п. 1 ст. 20 Закона N 395-1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  8. Подпункт 5 п. 12 ст. 20 Закона N 395-1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  9. Статья 28 Закона N 395-1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  10. Статья 5 Закона N 395-1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  11. Статья 86 Налогового кодекса РФ.
  12. Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ «Права налоговых органов».
  13. Статья 87 НК РФ «Налоговые проверки».
  14. Пункты 2, 4, 5 ст. 26 Закона N 395-1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  15. Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования. // Государство и право. - М., 2003.

Информация о работе Банковская тайна