Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:07, реферат
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная
сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются
самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный
оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование
промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа
ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление
имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов,
участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют
свои подсобные предприятия.
1. Введение. 3
2. Банковская система РФ. Региональная банковская система. 3
4.Методы государственного регулирования банковской деятельности. 9
5.Банковское обслуживание физических и юридических лиц. 11
5.Заключение. 20
действовало 57 филиалов иногородних банков (из них 48 филиалов московских
банков). Сегодня концентрация банковских учреждений в Санкт-Петербурге
говорит о том, что город стал одним из крупнейших финансовых центров страны.
Учитывая, что банковская система РФ сформирована по территориальному
принципу, можно выделить как минимум два уровня управления банковской
системой:
- федеральный, на котором осуществляется управление банковской системой в
масштабах страны;
- региональный, на котором осуществляется управление банковской системой в
масштабах региона.
Подобное деление уровней управления получило и законодательное закрепление в
Федеральном законе РФ от 2 декабря 1990 года №394-1 "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", согласно которому в структуру Банка
России включаются территориальные учреждения Банка России, которые создаются
по экономическим регионам, в том числе и объединяющим территории нескольких
субъектов РФ.
Если говорить о проблемах функционирования банковской системы РФ,
начать, очевидно, следует с традиционных недостатков отечественной банковской
системы: низкая капитализация, высокая стоимость ресурсов, недостаточная
конкурентоспособность, непрозрачность структуры собственности, слабое
корпоративное управление.
«Депозитная пирамида», свидетельствуя о частичном восстановлении доверия к
банкам, создает определенные
угрозы для устойчивого
их ресурсная база не может быть устойчивой, если клиент вправе в любой момент
изъять вклад.
Основная нерешенная проблема - несбалансированность по срокам и стоимости
ресурсной базы, нехватка долгосрочных и устойчивых пассивов: доля
обязательств со сроком исполнения менее 1 месяца превышает 80%.
Достаточно серьезно обозначилась проблема неравномерного распределения
финансовых потоков между региональным и федеральным уровнями бюджетной
системы. На бюджеты субъектов Федерации ложится основная нагрузка по
финансированию социальной сферы.
К сожалению, продолжают эволюционировать и противоречия, сложившиеся в
банковском секторе еще в начале 90-х. Прежде всего - неравномерность
распределения кредитных организаций по регионам страны: на Москву приходится
почти половина всех действующих банков; почти половина всех филиалов
коммерческих банков находится за пределами регионов расположения самих
коммерческих банков.
Степень обеспеченности населения банковскими услугами в столице в 2,5 - 3
раза выше, чем в среднем по регионам. Правда, филиальная сеть распределена по
территории России значительно более равномерно.
Открытие банковских филиалов в нынешних условиях - дело достаточно хлопотное
и дорогостоящее. Этому, казалось бы, естественному и закономерному процессу
нередко препятствуют местные административные органы, а иногда и главные
территориальные управления Центрального банка РФ. В ряде регионов местные
органы допускают
своих и чужих, включая и распределение клиентуры. Это ведет к
недобросовестной конкуренции.
Банковская статистика показывает сложность и неоднозначность процессов в
региональной структуре банковской системы, которые обусловлены как
общеэкономическими факторами,
так и региональными
Основные причины уменьшения количества банков - преобразование мелких банков
в филиалы более крупных и отзыв лицензий из-за неспособности банка выполнять
операции.
Между тем, как показывает практика, создание в регионах новых банков и
упрочение их позиций тормозятся такими факторами, как недостаточное развитие
средств связи, сложившиеся
прочные отношения между
банками и промышленными предприятиями, сопротивление местных властей,
отсутствие квалифицированных кадров, финансовых и материальных ресурсов.
Такое положение объясняется и нестабильностью денежного обращения в России,
что негативно сказывается на регионах, удаленных от концентрации бюджетных
средств, корпоративного капитала и частных сбережений. К этому следует
добавить боязнь конкуренции, хотя одна из задач реформирования банковской
системы в стране состояла именно в том, чтобы создать конкурентную среду как
естественный стимул для саморазвития банков.
Поэтому региональные банки нуждаются в повышенном внимании со стороны
Правительства РФ и Банка России и требуют необходимой разработки эффективной
государственной программы поддержки региональных банков.
Заметим, что нет общепринятой концепции развития банковской системы в
масштабах страны, хотя попытки ее создания предпринимались учеными не раз.
Отсутствие четкого
формировать и иметь в перспективе, неизбежно порождает высокий риск для всех
структурных звеньев системы.
В настоящее время
ЦБР целенаправленно занимается разработкой комплекса мер по реструктуризации
банковской системы в течение достаточно длительного периода времени, исходя
из имеющихся у государства и Банка России реальных финансовых возможностей по
поддержке российских банков, опыта работы Банка России по нормализации
деятельности финансово нестабильных банков, подходов, реализуемых при
реструктуризации банковских систем зарубежных стран, а также рекомендаций
специалистов, в том числе из международных финансовых организаций. Основные
направления реформирования банковской системы страны нашли свое отражение в
Программе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской
Федерации", одобренной Советом директоров ЦБР и Президиумом Правительства РФ
17 и 21 ноября 1998 года.
Методы государственного регулирования банковской деятельности.
Центральный банк РФ (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои
расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью.
Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:
1. Защита и обеспечение
устойчивости рубля, в том
способности и курса по
отношению к иностранным
2. Развитие и укрепление банковской системы РФ.
3. Обеспечение эффективного
и бесперебойного
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального собрания РФ.
Подотчетность означает:
1. назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой
по представлению Президента РФ председателя ЦБ;
2. назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой
членов Совета директоров ЦБ;
3. представление ЦБ Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а
также аудиторского заключения;
4. определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения
аудиторской проверки ЦБ;
5. доклад председателя ЦБ Государственной Думе о деятельности ЦБ, проведение
парламентских слушаний о деятельности ЦБ с участием его представителей.
Центральный банк в пределах полномочий, представленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности.
Высшим органом ЦБ является Совет директоров - коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий руководство и управление ЦБ.
В Совет директоров входят председатель ЦБ и двенадцать членов Совета директоров.
ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.
Председатель ЦБ или по его поручению один из его заместителей участвует в
заседаниях Правительства РФ.
ЦБ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях,
имеющих общегосударственное значение; координируют свою политику, проводят
регулярные консультации.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
ЦБ, являясь органом банковского регулирования и надзора:
1. Не вмешивается
в оперативную деятельность
устанавливает обязательные
для кредитных организаций
1.1. проведения банковских операций;
1.2. ведения бухгалтерского учета;
1.3. составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.
2. Имеет право запрашивать
и получать у кредитных
информацию об их деятельности.
3. Регистрирует кредитные
организации в Книге
кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских
операций и отзывает.
4. Вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям
исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
5. Вправе запрашивать
и получать информацию о
деловой репутации участников (акционеров, кредитной организации в случае
приобретения ими более 20% акций кредитной организации) и в случае
неудовлетворительного положения приобретателям отказать.
6. В целях обеспечения
устойчивости кредитных
устанавливать им обязательные нормативы.
7. Устанавливает методики определения: собственных средств, активов,
пассивов и размеров риска для каждого из нормативов с учетом международных
стандартов и консультаций
с банками и банковскими
8. Устанавливает минимальный размер резервов, создаваемых под
Высоко рисковые активы и размер валютного, процентного и иных рисков.
9. Регулирует размеры
и порядок учета открытой
операциям и операциям с драгоценными металлами.
ЦБ имеет право проводить проверки кредитных организаций, направлять им
обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их
деятельности нарушений,
применять санкции к
законом, получать и проверять отчетность и другие документы кредитных
организаций.
В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных
организаций ЦБ РФ принял Инструкцию №59 «О применении к кредитным
организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» №
02-139 от 31.03.97.
При территориальных учреждениях ЦБ создаются Надзорные органы, основной
задачей которых является регулирование деятельности кредитных организаций в
целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми
действующим банковским законодательством и ЦБ.
Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух
типов: предупредительные и принудительные.
Банковское обслуживание физических и юридических лиц.
Банковская деятельность - банковские операции, а также другие
сделки, разрешенные действующим законодательством, для проведения кредитными
организациями помимо банковских операций.
Банковские операции - сделки, являющиеся в соответствии с
законодательством исключительным предметом деятельности кредитной организации
на основании выданной им лицензии, к ним относятся:
1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.
2. Размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
3. Открытие и ведение счетов физических и юридических лиц.
4. Осуществление
расчетов по поручению
том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
6. Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
7. Привлечение
во вклады и размещение
8. Выдача банковских гарантий.
Осуществление переводов иностранной валюты по поручению физических лиц без
открытия счета.
Помимо перечисленных, кредитная организация вправе осуществлять следующие
сделки:
1. Выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение
обязательств в денежной форме.
2. Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств
в денежной форме.
3. Доверительное
управление денежными
договору с физическими и юридическими лицами.
4. Предоставление
в аренду физическим и
помещений или нахождение в них сейфов для хранения документов и ценностей.
5. Лизинговые операции.
6. Оказание
консультационных и
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и
страховой (кроме рисков) деятельностью.
Для реализации своих функций банк:
1. осуществляет разнообразные операции и сделки, разрешенные банковским
законодательством;