Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 05:03, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в определении необходимости аудита в государстве. Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, таких как:
Изучение теоретических основ аудита;
Анализа состояния аудита в Республике Беларусь;
Анализа влияния аудита на экономику государства;
Поиск путей совершенствования аудита
Введение.………………………………………………………………….
3
1.Теоретические основы аудита……...………………………………….
6
История развития аудита…………………………………............
Сущность аудита: понятие, цели, задачи и методы……………..
7
13
Анализ состояния аудита в Республике Беларусь……………….....
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь …………………...…
2.2. Оценка результатов аудиторской деятельности.……………….....
19
19
23
3. Пути совершенствования аудиторской деятельности…....................
25
Заключение..……………………………………………………………...
29
Список использованных источников …………………………………..
Выделяются следующие виды аудита:
Внешний аудит - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.
Внутренний аудит – проводится сотрудниками аудируемой организации.
Обязательный
аудит - внешний аудит организации
или индивидуального
Инициативный аудит – проводится по инициативе аудируемой организации.
Обязательному ежегодному аудиту подлежат: открытые акционерные общества, банки, некоммерческие кредитно-финансовые учреждения, страховые организации, коммерческие организации с иностранными инвестициями, иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки за предыдущий год превысил 600 тыс. евро.
Затраты на аудиторские услуги нормируются, т.е. часть относится на себестоимость продукции в зависимости от выручки, а часть оплачивается за счет прибыли.
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют только аудиторы (лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы не менее 3 лет, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие квалификационный аттестат). Заниматься аудиторской деятельностью аудитор имеет право только в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника аудиторской организации. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов.
Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.
Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.
Для занятия
аудиторской деятельностью инди
Аудиторская проверка проводится на основании договора оказания аудиторских услуг.
По договору
оказания аудиторских услуг аудиторская
организация или аудитор - индивидуальный
предприниматель с одной
Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.
Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:
предмет договора;
сроки выполнения аудиторских услуг;
стоимость оказываемых аудиторских услуг;
права и обязанности сторон;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Сведения, составляющие предмет аудиторской проверки, представляют собой аудиторскую тайну. Находящиеся в распоряжения аудиторской организации сведения, могут быть выданы по решению суда или в случаях предусмотренных законодательством. [15]
Крупнейшими аудиторскими организациями на сегодняшний день в Беларуси являются «Делойт и Туш», «Эрнст энд Янг», «КвалитетАудит», «САБ» и др.
2.2. Оценка результатов аудиторской деятельности
По
состоянию на 1 января 2006 года в реестр
аудиторов и аудиторских
За 2005 год аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями оказано 17985 аудиторских услуг (за 2004 год – 15726) (рис. 3). Наблюдается рост числа предоставляемых услуг аудиторскими организациями и аудиторами ИП.
Аудит в 2005 году был проведен более чем в 8 тысячах организаций (в 2004 году – 5968).
В результате проведения
в 2005 году аудита в 4939 организациях установлены
нарушения ведения
Таким образом, хоть и можно сказать, что развитие аудита в Республике Беларусь не имеет большого опыта (фактически аудит стал развиваться с 1994 г.), однако не смотря на это, мы видим реальный эффект от аудиторской деятельности в республике. Наблюдается рост аудиторских организации и индивидуальных предпринимателей, количества организаций, нуждающихся в аудиторских услугах. Аудиторскими организациями выявляется существенные нарушения налогового законодательства. В связи с этим можно говорить о положительной роли аудита в государстве и о том, что аудиторская деятельность должна постоянно развиваться и совершенствоваться. [29]
3. Пути совершенствования аудиторской деятельности
Основным путями совершенствования аудиторской деятельности являются:
1. Совершенствование
законодательства в сфере
2. Разработка новых методов проведения аудиторских проверок. С развитием НТП могут внедряться новые методы аудиторской деятельности, а отдельные аудиторские процедуры могут быть автоматизированы.
3. Разработка новых показателей характеризующих финансовое состояние организации. Совершенствование теоретической базы в сфере аудита.
4. Постепенный переход
на международные стандарты
Автор хотел бы более подробно остановиться на последнем пути, так как, он является наиболее актуальным на сегодняшний день.
Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards – IAS) разрабатываются независимой международной организацией – Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board – IASB), который расположен в Лондоне.
Считается, что
международные стандарты
Совет по международным стандартам финансовой отчетности – независимая организация, члены которой утверждаются Комитетом по назначению. Члены Комитета в свою очередь номинируются на должность в процессе широкого обсуждения Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) с компаниями и академическими кругами. МФБ насчитывает 156 бухгалтерских ассоциаций, в которые входят 2 млн. членов. Деятельность Совета по международным стандартам поддерживается и финансируется на добровольных началах аудиторскими фирмами, ассоциациями и коммерческими организациями.
Совет проводит консультации по всем своим проектам. Аудиторские фирмы, компании, академические круги и любой желающий могут представить письмо-комментарий в поддержку или с критикой будущего стандарта. При недостаточной поддержке нового стандарта со стороны будущих пользователей и после анализа конструктивной критики новый стандарт может претерпеть значительные изменения или вообще не быть принят. Для одобрения решения о принятии, корректировке или аннулировании стандарта МСФО необходимы голоса восьми членов Совета из четырнадцати.
Сразу оговоримся, что МСФО не являются обязательными и Совет по международным стандартам не может требовать, чтобы компании при составлении отчетности следовали МСФО. Более того, в каждой стране существуют национальные стандарты ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которым должны следовать компании-резиденты этих стран. Наиболее известными национальными стандартами являются Общепринятые принципы бухгалтерского учета США – ГААП США (United States Generally Accepted Accounting Principles – US GAAP).
Начиная с 2005 года все компании стран Европейского союза, чьи акции котируются на биржах, обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (Директива ЕС, принятая в июне 2002 года и одобренная Парламентом ЕС в январе 2003 года). Исключение сделано лишь для предприятий, использующих ГААП США, а также для фирм, у которых на биржах котируются только долговые обязательства (облигации). Такие предприятия должны будут перейти на МСФО с 2007 года. По мнению Евросоюза, введение МСФО позволит устранить барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечив единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности в странах ЕС. Планы Европейского союза затрагивают почти 8700 зарегистрированных на европейских биржах компаний, что составляет около 25% мировой рыночной капитализации.
Вполне возможно, что в ближайшем будущем проблема освоения МСФО коснется не только европейских компаний. Совсем недавно Совет по стандартам финансовой отчетности США (Financial Accounting Standards Board – FASB) и Совет по международным стандартам финансовой отчетности заявили о намерении провести гармонизацию ГААП США и МСФО. Согласно программе гармонизации в ГААП США и МСФО будут внесены изменения, устраняющие определенные расхождения между двумя системами стандартов. Со временем планируется полная ликвидация существующих различий между ними. Учитывая, что на долю США приходятся около 52% мировой рыночной капитализации, МСФО имеют реальный шанс стать действительно всемирными стандартами учета.
Помимо отчетности по белорусским правилам бухгалтерского учета многие отечественные компании составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО или ГААП США, а иногда и по стандартам одной из европейских стран. Прежде всего это относится к компаниям, среди учредителей и партнеров которых есть иностранные организации.
Однако, даже если компания не является участником белорусского или зарубежного фондового рынка, банки и крупные кредиторы нередко требуют представлять им финансовую отчетность по МСФО. Кроме того, многие крупные иностранные поставщики (особенно лизингодатели) в качестве обязательного условия для заключения и пролонгации контрактов требуют у своих белорусских покупателей финансовую отчетность, составленную по МСФО.
Единые стандарты отчетности внутри группы компаний позволяют производить быструю и корректную консолидацию активов, делают их более прозрачными и обеспечивают собственников и топ-менеджмент достаточной аналитической информацией для принятия стратегических и оперативных решений.
Таким образом, мы видим, что в случае перехода на МСФО отечественный аудит выйдет на международный уровень, станет более эффективным.. На сегодняшний день, иностранным инвесторам сложно судить о платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости белорусских организаций, ввиду различий в финансовой отчетности. Переход на МСФО поможет привести отечественную финансовую отчетность в сопоставимый вид и помочь в привлечении иностранных инвестиций. По средствам перехода на МСФО могут быть решены проблемы, упомянутые в начале главы. [24, c.52-54]
Заключение
В результате проведённых исследований можно сделать вывод, что поставленные задачи были решены и цель курсовой работы достигнута. Действительно, проанализировав этапы становления аудита, можно сделать вывод, что эта категория появилась не на пустом месте, а является объективным явлением, без которого, как государство в целом, так и отдельные субъекты в частности не смогли бы эффективно развиваться.
Изначально, под аудитом понималось лишь проверка достоверности бухгалтерской отчетности. Однако со временем сущность аудита стала расширятся и приобретать менее конкретные черты. На сегодняшний день, нет единого подхода в определении сущности аудита. К основным задачам аудита относят выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности реальному положению дел в проверяемой организации. Также в задачи аудитора стала входить разработка путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что отечественному аудиту около 12 лет, он показал свою необходимость и значимость. Аудиторы стали очень полезными как государству в виде независимого контролирующего органа, для инвесторов, банков, кредитно-финансовых учреждений, как организация, которая может профессионально, а главное точно, дать оценку финансового состояния компании, в которую планируется вложить денежные средства или выдать кредит, так и для самого предприятия, как помощник, который помогает избежать штрафов от нарушения законодательства, исправить допущенные ошибки, а также показать пути повышения эффективности деятельности фирмы. В доказательство к этому – ежегодный рост количество организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся аудиторскими услугами в Республике Беларусь, увеличивающейся спрос на аудиторские услуги и существенный эффект от аудита. Однако не стоит останавливаться на достигнутом, надо искать пути совершенствования аудиторской деятельности. Важны шагом может стать постепенный переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Это поможет повысить эффективность и решить ряд других проблем в области аудита, так как МСФО признаны лучшими стандартами в мире. Развитие отечественного аудита, неотъемлемая часть сильного и процветающего государства.
Список использованных источников
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль. Пути совершенствования в Республике Беларусь