Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 05:03, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в определении необходимости аудита в государстве. Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, таких как:
Изучение теоретических основ аудита;
Анализа состояния аудита в Республике Беларусь;
Анализа влияния аудита на экономику государства;
Поиск путей совершенствования аудита
Введение.………………………………………………………………….
3
1.Теоретические основы аудита……...………………………………….
6
История развития аудита…………………………………............
Сущность аудита: понятие, цели, задачи и методы……………..
7
13
Анализ состояния аудита в Республике Беларусь……………….....
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь …………………...…
2.2. Оценка результатов аудиторской деятельности.……………….....
19
19
23
3. Пути совершенствования аудиторской деятельности…....................
25
Заключение..……………………………………………………………...
29
Список использованных источников …………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Аудиторский (независимый) контроль. Пути совершенствования в Республике Беларусь.
Студента
ФФБД, 4 курс, ДФФ-1 Д.А.Ажгиревич
Руководитель
МИНСК 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.……………………………………………………… |
3 |
1.Теоретические основы аудита……...…………………………………. |
6 |
|
7 13 |
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь …………………...… 2.2. Оценка результатов аудиторской деятельности.………………..... |
19 19
23 |
3. Пути совершенствования аудиторской
деятельности…................. |
25 |
Заключение..……………………………………………… |
29 |
Список использованных источников ………………………………….. |
31 |
Введение
В период переходной экономики, сопровождающийся стремительным ростом количества хозяйствующих субъектов, а также, часто изменяющимся законодательством возникает вопрос об эффективной и правильной деятельности организаций. Государство в интересах общества не вправе допустить стихийного формирования доходов государственного бюджета, через которые оно выполняет свои функции. Именно поэтому правительству в лице уполномоченных органов необходимо контролировать процессы формирования доходов бюджета, а также выполнение нормативно-правовых актов хозяйствующими субъектами по средствам финансового контроля.
Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанной с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов.
Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов.
Существуют различные виды финансового контроля: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.
С ростом значительного количества организаций разных форм собственности, с эволюцией товарно-денежных отношений, ростом разделения труда, специализации и международным движением капитала все большую актуальность приобретает аудиторский контроль.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что аудит является более прогрессивным инструментом финансового контроля, который по своей сути стоит на страже как государства, так и предпринимателя и требует дальнейшего развития и совершенствования, особенно в Республике Беларусь. Наше правительство признает тот факт, что нам требуется иностранные инвестиции. Аудит явно способствует его привлечению, и по ходу работы автор объяснит каким образом.
Цель написания данной работы заключается в определении необходимости аудита в государстве. Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, таких как:
В процессе написания данной работы автор столкнулся с рядом трудностей: в определении понятия аудита, его значении, функциях и сущности. Данный вопрос будет описан в первой главе курсовой работы.
Успешное изучение аудита, по мнению автора, должно сочетать как теоретические основы, так и практические примеры. Поэтому вторая глава посвящена анализу состояния и развития аудита в Республике Беларусь.
В третьей главе будут рассмотрены пути повышения эффективности аудиторской деятельности.
Информация по данной темы достаточно полно и подробно описана во многих литературных источниках. Так, например, Ханкевич Л.А.в своем практическом пособии «Финансовое право РБ» подробно описывает понятие и сущность финансового контроля. В учебнике «Теория финансов» Н.Е. Заяц М.К. Фисенко хорошо описана история развития аудита. Так же использовались труды таких авторов как Балабанов И.Т., Деев А.И., Вышегородцев М.М. и Грачева У.Ю. Также интересный теоретический материал приведен в учебном пособии Ernst & Young «Как понимать финансовую отчетность». Актуальность данной темы полно раскрыто и в таких периодических изданиях как, «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт и анализ», «Консультант бухгалтера», «Финансы», «Современное право» и «Финансовый контроль». Пансков В. Н. в своем исследовании на тему «Аудит эффективности: проблемы адоптации и внедрения» описывает те проблемы, которые стоят на данном этапе внедрения аудиторского контроля. Зарубежный опыт организации финансового контроля, его основные положительные и отрицательные стороны, подробно описаны в сборнике статей «Финансовый контроль». Так же использовалась законодательная база Республики Беларусь, а именно Закон РБ «О аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII, Указ президента РБ «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12 февраля 2004 г. № 67,Постановление Совета Министров РБ «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» от 22 мая 2002 г. № 650 и др.
При исследовании данной темы курсовой работы использовались такие методы как абстрактно – логический, метод сравнения при анализе зарубежного опыта организации аудита и практики ведения аудиторской деятельности в Республики Беларусь, статистический метод при рассмотрении результатов деятельности аудита в Республики Беларусь и иные методы.
Для нормального функционирования рыночной экономики необходима достоверная информация о деятельности предприятий. Она помогает владельцу определять стратегию развития своего предприятия и способы повышения эффективности его деятельности; государственным органам контролировать соблюдение требований законодательных актов по вопросам налогообложения; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям — оценивать платежеспособность предприятия, вероятность возврата кредитов и определять страховой риск. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы, а также предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемым предприятием.
В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой в государственные органы и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом. [26, c.351]
Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.
В Римской империи (1 –
26 гг. н. э.) контрольные функции
Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.
Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.
Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к 13-14 вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции.
Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.
В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:
1. до 1500 г.;
2. 1500 –1860 гг.;
3. 1860 – 1905 гг.;
4. 1905 – 1933 гг.;
5. 1933 – 1940 гг.;
6. с 1940 г. по настоящее время.
Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние «перелома» в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачолли).
1500 –1860 гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля.
1860 – 1905 гг. В этот период был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов (1863 г.). Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода.
Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 г. здесь был принят пакет законов, предписывавших акционерным компаниям поручать проверку бухгалтерских книг и счетов компаний независимым бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.
В США в 1887
г. появилась Ассоциация аудиторов,
а в
1896 г. в штате Нью-Йорк аудиторская
деятельность была регламентирована законодательным
путем. Отныне на должность
аудитора мог претендовать только дипломированный
бухгалтер,
успешно сдавший экзамен по специальности
и получивший лицензию на право заниматься
аудиторской деятельностью. [5, c.502]
На территории Российского государства предпринимались три попытки организовать независимый финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Однако все они оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.
Данный период отличается также бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Этот период отмечен появлением консолидированного баланса (1904 г.).
1905-1933 гг. В этом периоде повышалась роль и значение института аудиторства. Была признана необходимость внутреннего контроля. Но ему отводилась роль органа, участвовавшего не в проверке и обнаружении ошибки, а в создании единой стандартной системы учета. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Поскольку и учетная система, и организационная структура претерпели значительные изменения в сторону усиления, то и аудиторы могли уже применять приемы выборки. Тестирование стало использоваться только в последние десятилетия 19 века. В условиях быстрорастущего производства аудитор больше не мог проверять каждую операцию огромной корпорации. Вплоть до 1905 г. ограничивающим фактором объема тестирования являлись изменения и нововведения в системе учета и внутреннего контроля. Цели аудита в это время состоят в обнаружении разного рода ошибок намеренного характера. Исторически основным центром развития аудита явились Великобритания и США. В 1 десятке ХХ в. американский аудит стал развиваться независимо, поскольку предпринимателями США была признана невозможность применения целей и подходов английского аудита к особенностям их бизнеса.
Первые работы по американскому аудиту характеризуют изменение целей следующим образом: обнаружение и предотвращение ненамеренных ошибок. Позже целями аудита стали:
-установление финансового состояния и доходности предприятия;
-предотвращение намеренных и ненамеренных ошибок – второстепенная цель.
В соответствии с изменением целей произошли и значительные изменения в приемах. Наблюдается переход от детальной проверки к тестированию. Стало ясно, что для того, чтобы получить фактические суммы, проверяемые в процессе аудита, нет необходимости проводить детальную проверку каждой проводки за изучаемый период. Получает признание важность внутреннего контроля. В опубликованных в 1909 г. «Программах аудита» отмечено, что в качестве первой ступени аудита должно выступать «установление системы внутренней проверки». [14, c.62-64]
1933 – 1940 гг. На аудит оказывает влияние Нью-Йоркская фондовая биржа и правительственные организации. Не было единого мнения относительно целей аудита.
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль. Пути совершенствования в Республике Беларусь