Аудиторский (независимый) контроль. Пути совершенствования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы заключается в определении необходимости аудита в государстве. Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, таких как:
Изучение теоретических основ аудита;
Анализа состояния аудита в Республике Беларусь;
Анализа влияния аудита на экономику государства;
Поиск путей совершенствования аудита

Содержание

Введение.………………………………………………………………….

3
1.Теоретические основы аудита……...………………………………….

6
История развития аудита…………………………………............
Сущность аудита: понятие, цели, задачи и методы……………..

7
13
Анализ состояния аудита в Республике Беларусь……………….....
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь …………………...…
2.2. Оценка результатов аудиторской деятельности.……………….....

19
19

23
3. Пути совершенствования аудиторской деятельности…....................

25
Заключение..……………………………………………………………...

29
Список использованных источников …………………………………..

Работа содержит 1 файл

аудиторский контроль.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

В начале этого периода большинство авторов сходились во мнении, что задача аудита состоит в обнаружении ошибки. Позже взгляды были существенно изменены, и было установлено, что аудитору не следует концентрировать свое внимание только на обнаружении ошибки.

Вплоть до 1940 г. не существовало каких-либо документов, определяющих ответственность аудиторов за обнаружение ошибок. Было отмечено только, что это достаточно важный вопрос, но большинство авторов сходились во мнении, что его нельзя относить к главной задаче аудиторской проверки.

С 1940 года до настоящего времени цели аудита претерпели незначительные изменения. Акцент делался на подтверждение  верности финансовой отчетности. Официально это положение было провозглашено  в документах «Американского Института  Присяжных Бухучета»: «первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности».

Часть вновь разработанных  приемов аудита имела строгую  ориентацию на обнаруженные ошибки. В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах №30» было установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она материальна, может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности представленной финансовой отчетности и проведении проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.

Другая точка зрения на цели аудита состоит в том, что  задача независимого рассмотрения состоит  в выражении мнения об информации, включаемой в финансовые отчеты. Что  касается ответственности аудитора, то она состоит лишь в проведении тестов, в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, разработанными таким образом, чтобы обнаружить саму возможность определения рода несоответствий, т.е. аудитор не отвечает за необнаруженные ошибки, но с него не должна сниматься ответственность за проверку «узкого места» в процессе аудита.

До конца 40-х годов  аудит в основном заключался в  проверке документации, подтверждение  записи денежной операции и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые  аудиторы стали больше внимания уделять  вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе  внутреннего контроля вероятность  ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированный аудит.

В начале 70-х гг. началась разработка международных аудиторских  стандартов.

Таким образом, в истории аудита можно проследить определенные тенденции:

1.Основной целью аудита всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности;

2.Отмечается возрастание надежности внутреннего контроля и снижение детализации целей.

          По мнению автора, первопричиной возникновения аудита явилось развитие частного предпринимательства, появление крупных инвесторов в период первоначального накопления капитала. Целью аудита было действительно выразить профессиональное мнение о достоверности финансовой отчетности предприятия для принятия решения об инвестировании в него. Однако как мы убедились, что аудит не стоял на месте, и с развитием общества цели его постепенно корректировались. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность аудита

 

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.

Многие  авторы по-разному трактуют как классификационные  признаки, так и само понятие аудита.

«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».

«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах». [11, c.414]

В странах  с развитой рыночной экономикой, где  аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.

Джек  Робертон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РБ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

  • подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
  • проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  • контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается  правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность  данных пояснительной записки. При  этом определяется:

  • все ли активы и пассивы отражены в отчете;
  • все ли документы используются в отчете, и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор  проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления  заключения аудитор изучает следующие  вопросы:

  1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
  2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
  3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
  4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);
  5. классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);
  6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);
  7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
  8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Задача  аудитора состоит:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат. [28, c.34-41]







 



 


 


 

 

 





 

Рисунок 1. Схема классификации методов аудита [17, c.75]

В последнее  время в деятельности аудиторов  появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов  в налоговых органах и арбитражных  судах.

Также следует упомянуть, что каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики поведения. В ряде зарубежных стран разработаны и действуют кодексы и положения, правила аудиторской этики. Профессиональная организация аудиторов Швеции приняла следующие правила этики:

  1. безупречное профессиональное поведение: аудитор должен постоянно доказывать, что он заслуживает доверия как профессионал. В пояснение – в тех случаях, которые не предусмотрены этими правилами, должен вести себя так, чтобы не дискредитировать себя и профессию; свои обязанности должен выполнять корректно и проявлять предусмотрительность в вопросах оплаты;
  2. независимость, т.е. аудитор должен непредвзято и объективно выполнять обязанности и поэтому он всегда должен быть независим, когда получает приглашение (назначение) на проверку. В пояснение – не должен приступать к выполнению обязанностей, если он или его фирма находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки;
  3. недопущение несовместимой с аудиторством деятельности – аудитор не должен осуществлять те виды деятельности, которые несовместимы с его профессиональным долгом – быть независимым аудитором. В пояснение – аудитор может действовать в пределах своей компетенции или компетенции своей фирмы;
  4. безукоризненное исполнение профессиональных обязанностей – аудиторы должны скурпулезно соблюдать требования законодательства правительственных органов с тем, чтобы получить убедительное подтверждение своим выводам. Аудитор обязан учитывать и защищать законные интересы акционеров, кредиторов и других заинтересованных сторон;
  5. конфиденциальность – аудитор не должен раскрывать фактов или информации, которые стали ему известны в ходе аудиторской проверки, если только клиент не дает на это своего разрешения, не должен использовать эту информацию для своей собственной выгоды;
  6. поддержание добрых отношений с коллегами по профессии: прежде чем высказать критическое замечание в адрес коллеги, совершившего ошибку в работе, аудитор обязан взвесить все обстоятельства, при которых это случилось. Замечание должно быть высказано в корректной форме;
  7. не рекламировать чрезмерно себя и не навязывать свои услуги. Несоблюдение этого правила – дискредитация профессии;
  8. оплата по труду: заработная плата должна производиться в соответствии со знанием и опытом работы аудитора, объемом выполненной работы. [24, c.52-54]

Итак, по мнению автора, первопричиной  возникновения аудита явилось развитие частного предпринимательства, появление  крупных инвесторов в период первоначального накопления капитала. Целью аудита было действительно выразить профессиональное мнение о достоверности финансовой отчетности предприятия для принятия решения об инвестировании в него. Однако как мы убедились, что аудит не стоял на месте, и с развитием общества цели его постепенно корректировались.  На сегодняшний день нет  единого мнения в определении сущности аудита. Если рассмотреть различные точки зрения, то можно придти к выводу, что под аудитом понимается независимая финансовая проверка с целью определения достоверности предоставляемой информации, а также поиска путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

2. Анализ состояния аудита в РБ

 

2.1. Организация аудита в Республике Беларусь

 

Аудит в РБ регламентируется следующими основными нормативно-правовыми актами:

  1. Указ президента РБ «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12 февраля 2004 г. № 67.
  2. Закон РБ «О аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII.
  3. Постановление Совета Министров РБ «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» от 22 мая 2002 г. № 650.
  4. Постановление Совета Министров РБ «Об утверждении положений по о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерство финансов » от 17 октября 2003 г.          № 1346.

В соответствии с этими  документами под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц  и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству (Постановление Минфина №114).

Основными этапами  проведения аудита являются: планирование аудита, получение аудиторских доказательств, документирование аудита, обобщение  выводов, формирование и выражение  мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль. Пути совершенствования в Республике Беларусь