Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 08:02, курсовая работа
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие, сущность консолидированной отчетности………………………5
1.1. Проблемы организации и сущность консолидированной
отчетности……………………………………………………………………….5
1.2. Принципы подготовки консолидированной отчетности…………7
1.3. Приемы консолидации отчетности………………..………………..8
2. Аудиторские процедуры проверки консолидированной отчетности…….12
2.1. Цель проверки и источники информации…………………………12
2.2. План и программа аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности ……………………………………………..................13
2.3. Методика проверки консолидированной финансовой отчетности по
МСФО…………………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….
- последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции). В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.
Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг. Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:
- консолидирование
внутренних оборотов по
- консолидирование прочих доходов и расходов;
- консолидирование
переводов прибылей или
При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. В ходе подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов. Включение в консолидированную отчетность результатов деятельности зависимых компаний отличается от консолидирования дочерних и совместных компаний. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках. Должны быть элиминированы и внутрифирменные остатки по расчетам. При составлении консолидированной отчетности следует элиминировать займы, дебиторскую, кредиторскую задолженность и начисления, поскольку единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской задолженности сама себе. Подлежат элиминированию следующие расчеты:
-
задолженность по еще не
- авансы полученные или выданные;
- займы компаниям, входящим в группу;
-
взаимная дебиторская и
- другие активы и ценные бумаги;
-
расходы и доходы будущих
- начисления;
- непредвиденные операции.
Если суммы дебиторской задолженности
одной компании полностью соответствуют
суммам кредиторской задолженности другой
компании, входящей в группу, то они просто
опускаются. Причины расхождений по дебиторской
и кредиторской задолженности в учете
материнской компании и дочернего предприятия
могут быть вызваны методологическими
различиями, ошибочными записями, различиями
во времени и другими причинами.
2. Аудиторские
процедуры проверки
2.1.
Цель проверки и источники
информации
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью [2,3].
Целью аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО является выражение мнения аудитора о том, составлена ли консолидированная финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
В ходе проведения проверки консолидированной финансовой отчетности должны быть решены следующие основные задачи:
1.Проверка
обоснования включения
2.Проверка
отражения принципов МСФО в
единой учетной политики
3.Проверка
правильности составления
-финансовой
отчетности по российским
- финансовой отчетности по МСФО.
4.Проверка
правильности проведения
5.Проверка
полноты раскрытия информации
в примечаниях к
2.2.
План и программа аудиторской
проверки консолидированной
Общий план аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности включает в себя наименование проверяемой организации, планируемые виды работ, период проведения проверки, исполнители. В плане указывается планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Комплекс задач состоит из:
-проверки структуры группы компаний;
-проверки
учетной политики группы
-проверки отчетности дочерних компаний;
-проверки
процесса консолидации
-проверки
полноты раскрытия информации
в консолидированной финансовой отчетности.
2.3.
Методика проверки
МСФО
Аудит
консолидированной отчетности имеет
определенную специфику на этапах планирования,
проведения процедур и формирования
мнения о достоверности
Для проведения аудита консолидированной отчетности необходимо:
- выявить
отличия одиночной финансовой
отчетности от
- определить различия в планировании аудита одиночной финансовой отчетности и консолидированной отчетности;
- выделить основные этапы проведения аудита консолидированной отчетности по МСФО.
На этапе планирования аудита как самостоятельной финансовой отчетности, так и консолидированной осуществляется разработка тех действий, которые будут выполняться во время проведения определенных процедур; изучается специфика деятельности аудируемой организации, существующие системы контроля и риски, присущие данному бизнесу и конкретному клиенту.
Планирование аудита производится по следующим основным направлениям:
- понимание деятельности организации;
- оценка системы внутреннего контроля;
- оценка
составляющих аудиторского
- определение уровня существенности;
- разработка программы аудита (меморандум планирования).
Для целей аудита
1)
составлению списка тех
Если группа представляет собой достаточно большое количество экономических субъектов, то следует определиться с наиболее значимыми для аудита компаниями, поскольку проведение проверки финансовых отчетностей всех компаний не представляется возможным из-за определенных временных и стоимостных ограничений;
2) накоплению знаний о бизнесе компаний группы, аудит которых не будет проводиться.
Знания о бизнесе неаудируемых компаний необходимо также получать с целью изучения специфики деятельности группы компаний в целом;
3) получению информации у аудиторов дочерних компаний о неаудируемых компаниях группы.
Обмен информацией между аудиторами консолидированной отчетности и аудиторами дочерних компаний позволит выяснить ключевые проблемные области у неаудируемых компаний и установить аудиторские риски;
4) окончательному формированию знаний о бизнесе компаний группы.
Так же как и при аудите одиночных компаний, необходимо понять характер бизнеса клиента и влияние на бизнес внешних факторов. Аудитор должен определить структуру группы, бизнес компаний, входящих в группу, влияющие внешние факторы, структуру управления группой и основной управленческий персонал.
При оценке системы внутреннего контроля описываются средства контроля, присущие аудируемой организации, при этом, как правило, заполняются опросные листы (анкеты) по оценке средств контроля. Уделяется внимание описанию трех основных блоков: среде контроля, системе бухгалтерского учета и процедурам (средствам) контроля.
Оценка составляющих аудиторского риска предполагает оценку:
- неотъемлемого риска - вероятность наличия искажений в конкретном бухгалтерском счете или группе однотипных хозяйственных операций до момента их обнаружения средствами системы внутреннего контроля или при допущении отсутствия таковой;
- риска
средств контроля - вероятность наличия
искажений на конкретном
- риска
необнаружения - вероятность того,
что аудиторские процедуры,
Составляющие
аудиторского риска могут оцениваться
для консолидированной
Определение уровня существенности основывается на данных консолидированного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Информация, полученная от клиента в ходе проведения аудита, считается существенной, если ее пропуск или искажение может значительно повлиять на правильность и своевременность принятия финансово-экономических решений пользователями данной информации. Допустимый уровень существенности определяется аудитором самостоятельно исходя из собственного профессионального опыта.
При аудите консолидированной отчетности возникают понятия трех видов уровней существенности:
1) уровень
существенности отчетности
Для оценки существенности информации в отчетности материнской компании для анализа берутся только данные бухгалтерского учета и отчетности материнской компании;
2) уровень
существенности отчетности
Для оценки существенности информации в отчетности аудируемых дочерних компаний для анализа берутся только данные бухгалтерского учета и отчетности дочерних компаний;
Информация о работе Аудиторские процедуры проверки консолидированной отчетности