Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:49, курсовая работа
Учетная политика — важный документ для налаживания правильной работы бухгалтерской службы предприятия. Грамотная учетная политика (УП) закладывает основу как для сокращения затрат времени по ведению учета, так и позволяет аргументировать свою позицию по налоговому и бухгалтерскому учету перед налоговыми органами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проведения аудита учетной политики и системы внутреннего контроля……………………………………………….5
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудита учетной политики….5
1.2 Порядок планирования и разработки программы проведения аудиторской проверки учетной политики……………………………………….7
1.3 Методика проведения аудиторской проверки учетной политики и системы контроля………………………………………………………………..11
Глава I I Аудиторская проверка учетной политики и системы внутреннего контроля на примере ОАО «Авангард +»…………………...19
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета…………………………………………………………….23
2.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики организации………………………………………………………………………27
2.4 Обобщение материалов проверки. Пути устранения выявленных
нарушений………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………….38
Приложения……………………………………………………………………..41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические аспекты проведения аудита учетной политики и системы внутреннего контроля……………………………………………….5
1.1
Нормативно-правовое
1.2 Порядок планирования и разработки программы проведения аудиторской проверки учетной политики……………………………………….7
1.3
Методика проведения
Глава I I Аудиторская проверка учетной политики и системы внутреннего контроля на примере ОАО «Авангард +»…………………...19
2.1.Организационно-
2.2
Оценка надежности системы
2.3
Порядок проведения аудиторской проверки
учетной политики организации…………………………………………………
2.4 Обобщение материалов проверки. Пути устранения выявленных
нарушений………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Учетная политика — важный документ для налаживания правильной работы бухгалтерской службы предприятия. Грамотная учетная политика (УП) закладывает основу как для сокращения затрат времени по ведению учета, так и позволяет аргументировать свою позицию по налоговому и бухгалтерскому учету перед налоговыми органами.
Тесная взаимосвязь учетной политики и финансовых показателей деятельности предприятий; ее непосредственное, прямое влияние на конечную цель деятельности любой организации (получение и максимизация прибыли) - стали одной из основополагающих причин выбора темы для курсовой работы. Формирование выбора учетной политики - одно из первых необходимых условий для начала функционирования предприятия. В ней заложены порядок и методы (способы) ведения бухгалтерского и налогового учета. Поэтому автор выбрал в качестве отправной точки (пункта) своего исследования само начало осуществление экономической деятельности организации - ее учетную поли-тику. Это позволит в большей мере охватить и понять всю совокупность изме-нений, последующих за введением законодательных актов. Решающим доводом в процессе определения темы послужило малое количество обсуждения ее в учебном плане.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при постоянном изменении бухгалтерского, налогового законодательства, учетная политика является первейшим средством защиты интересов предприятии перед налоговыми органами.
Целью исследования курсовой работы является изложение теоретических, нормативных и практических аспектов аудита учетной политики на предприятии. Данная цель может быть достигнута посредством выполнения последовательно поставленных следующих промежуточных задач:
– характеристика нормативного регулирования учетной политики;
– описание влияния нормативного регулирования бухгалтерского учета на
учетную политику предприятия;
– раскрытие допущений в системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
– характеристика хозяйственного учета, его видов в отечественной практике;
– описание требований к содержанию приказа по учетной политике;
– подробное рассмотрение аудита учетной политики организации (ее содержания, способов (методов)составления);
– краткая характеристика ОАО «Авангард +»
Объектом исследования данной работы является аудиторская проверка учетной политики ОАО «Авангард +». Период исследования 2009 год.
Предметом
исследования является финансово-хозяйственная
деятельность ОАО «Авангард +».
Глава
I Теоретические аспекты
проведения аудита учетной
политики и системы
внутреннего контроля
Основными законодательными документами, регулирующими проведение аудита учетной политики являются:
–
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №
119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
– Федеральный закон от 21 ноября 1996 г.
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
– Постановление Правительства РФ от
23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
– Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г.
№ 67н «О формах бухгалтерской
отчетности
организаций»;
– Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля
1998 г. № 34н;
–
Положение по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» ПБУ 1/98,
утвержденное приказом Минфина РФ от
9 декабря 1998 г. № 60н;
– Положение по бухгалтерскому учету
«Учет материально-производственных запасов»
ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина
РФ
от 9 июня 2001 г. № 44н;
– Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н;
– Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
– Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н;
– Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н.
– Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н;
– План счетов финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» раскрывает основные понятия бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации [15,214].
Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н (в ред. от 31.12.2004, 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» раскрывает состав годовой финансовой отчетности, основные принципы ее составления, сроки составления и представления в вышестоящие органы государственной власти.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
Постановление
Правительства РФ № 696 от 23.09.2002г. «Об
утверждении федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности»
устанавливает единые цели и основные
принципы проведения аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская
организация и индивидуальный аудитор
обязаны соблюдать.
Для
качественного выполнения проверки
в установленные сроки
Планирование аудита осуществляется с целью:
– установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;
– определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;
– определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532) аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов.
Аудиторы должны получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе «Основная информация о клиенте» [28,165].
На этапе предварительного планирования осуществляется общее знакомство с системой внутреннего контроля. В процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтерского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профессионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, принятых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные аудиторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют аудиторских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалификационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе «Состав аудиторской группы и распределение обязанностей внутри группы» [22, 187].
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе «Дополнительная
информация о клиенте». В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.
Уровень существенности – это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.
Концепция существенности (материальности) используется как основа для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных исследований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. В соответствии с нормативом аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» перед началом проверки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошибки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.