Аудиторская проверка учета кредитов и займов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучить порядок проведения аудита учета кредитов и займов.
Объект исследования: планирование аудиторской проверки кредитов и займов.
Основные задачи работы изучить и раскрыть тему кредитов и займов,

- методику аудита кредитов и займов,
-проверку учета кредитов и займов.

Содержание

Введение
1.Теоретическая часть
Цель и задачи аудита кредитов и займов
Нормативные документы аудитора
Источники информации для аудита кредитов и займов
Планирование аудита кредитов и займов
Перечень аудиторских процедур
Типичные ошибки учета кредитов и займов
2.Практическая часть
2.1 Вопросник аудитора
2.2 План и программа аудиторской проверки учета кредитов и займов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Аудиторская проверка учета кредитов и займов.docx

— 97.42 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 Кафедра бухгалтерского учета  и аудита

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Аудит» на тему

Аудиторская проверка учета  кредитов и займов

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  4 курса (очная)

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

шифр БУ 09-17

Сальманова К.Ю.

Проверила: 

Безус О.Н.

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

 

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

    1. Цель и задачи аудита кредитов и займов
    2. Нормативные документы аудитора
    3. Источники информации для аудита кредитов и займов
    4. Планирование аудита кредитов и займов
    5. Перечень аудиторских процедур
    6. Типичные ошибки учета кредитов и займов

2.Практическая часть

     2.1 Вопросник  аудитора

     2.2 План и программа аудиторской проверки учета кредитов и займов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. федеральных  законов от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ и  от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ) аудиторская  деятельность, или аудит, — это  предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. В настоящее время у многих предприятий и организаций возникает потребность в заемных средствах. Собственными средствами не всегда возможно реализовать задуманное, и тогда предприятие вынуждено обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.

Получение кредита или  займа — очень важный и ответственный  шаг для предприятия. Важность получения  кредита (займа) заключается в том, что при разумном его использовании  предприятие получает возможность  дальнейшего развития, увеличения объемов  продаж продукции (работ, услуг), а ответственность  заключается в появлении новых  обязательств, состоящих не только в своевременном и полном погашении  кредита (займа), но и уплате процентов  за пользование заемными средствами.

Целью курсовой работы является: изучить порядок проведения аудита учета кредитов и займов.

Объект исследования: планирование аудиторской проверки кредитов и  займов.

Основные задачи работы изучить  и раскрыть тему кредитов и займов,

 

- методику аудита кредитов  и займов,

-проверку учета кредитов  и займов.

Предмет исследования: аудиторская  проверка учета кредитов и займов

    1. Цель и задачи аудита кредитов и займов

Целью аудита кредитов и займов является выражение мнения аудитора о достоверности  показателей бухгалтерской отчетности в части показателей, характеризующих наличие, сроки погашения кредитов и возврата займов во всех существенных отношениях.

Задачи аудита кредитов и займов

Для достижения цели проверки учета кредитов и займов необходимо решить следующие задачи:

1) установление правильности  документарного оформления и  своевременного отражения в учетных регистрах кредитов и займов;

2) проверка обоснованности  получения кредитов и займов;

3) проверка целевого использования  заемных средств, полноты и  своевременности их погашения  (на какие цели использованы  заемные средства, как погашается  задолженность по кредитам и  займам, наличие просроченных задолженностей);

4) оценка остатков по  непогашенным кредитам и займам  и уплату процентов по ним  (учет процентов по кредитам, участие  процентов в оценке имущества  и в формировании финансовых  результатов).

 

    1. Нормативные документы аудитора

Методика аудиторской  проверки учета кредитов и займов предполагает использование следующих  основных законодательных и нормативных  документов:

  1. Гражданский Кодекс РФ;
  2. Налоговый Кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  4. Федеральный закон  от 30.12.2008 г. (аудите) N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  5. Положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08); «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/08), «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 29 июля  1998г. №34н);
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению (Приказ Минфина России от 31 октября 2000г. №94н).
    1. Источники информации для аудита кредитов и займов

Информационной базой  для проверки кредитов и займов являются:

  1. Учетная политика предприятия;
  2. Первичные документы по разделу (участку) учета;
  3. Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета;
  4. Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета;
  5. Бухгалтерская отчетность.

 

  1. Учетная политика в целях и бухгалтерского и налогового учета подлежит изучению, так как в ней представлено изучение альтернативных учетных решений, выбор которых представлен экономическому субъекту (например, о методе определения предельной величины кредитов и займов, которые учитываются в целях налогообложения прибыли, способа отражения в бухгалтерской отчетности процентов по кредитам (по статье «Кредиты и займы» вместе с суммой задолженности по кредиту (займу) или отдельно по статье «Кредиторская задолженность»), способа признания дополнительных расходов, связанных с получением кредитов и займов (единовременно или в течение срока погашения кредита или займа), и др.);
  2. Первичные документы:
  • выписки банка по расчетному счету (счетам), отражающие движение заемных средств (получение кредитов и займов, возврат (частичный возврат) кредитов и займов, уплату процентов);
  • платежные поручения (если проценты перечисляются в банк);
  • мемориальные ордера банка с расчетом суммы процентов;
  • выписки банка по ссудному счету (счетам);
  • кредитные договоры;
  • договоры займа;
  • договоры залога имущества;
  • договоры страхования невозврата кредитов (займов);
  • договоры на услуги, которые приводят к дополнительным расходам, связанным с получением кредитов и займов (аудит, консультирование, ксерокопирование и др.)
  • дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.

Получение кредита (займа) на основании договора кредита (займа) приводит к образованию у юридического лица финансовых обязательств. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» оформление хозяйственных операций, приводящих к образованию финансовых обязательств, имеет следующие особенности: документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами, причем без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

  1. Регистры синтетического учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

 

  1. Регистры аналитического учета к счетам 66 и 67. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Аналитический учет по банковским кредитам должен быть организован: по видам кредитов (рублевый, валютный); по банкам, у которых он был получен; по видам займов (рублевый, валютный); по целевому назначению кредитов (займов); по срокам (просроченные кредиты, кредиты, срок погашения по которым еще  не наступил); по участию в корректировке  прибыли для целей налогообложения.

В соответствии с ПБУ 15/08 расходы по кредитам и займам должны отражаться в бухгалтерском учете  обособленно от основной суммы обязательств по кредиту (займу).

При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с  тем, что в проверяемой организации  не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует  сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо  отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует  сгруппировать все кредитные  договоры по определенным признакам  и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском  учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).

Регистры учета кредитов и займов при автоматизированном учете формируются на основании  введенных данных, на основании данных журнала бухгалтерских записей  и записей налогового учета.

  1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Практически в каждой форме отчетности содержатся отдельные итоговые показатели, отражающие состояние расчетов по кредитам и займам, например, задолженность по долгосрочным или краткосрочным кредитам, расходы на проценты по кредитам и займам, суммы полученных кредитов и займов и др. Именно эти показатели и должен проанализировать аудитор, решая вопрос об их достоверности.

 

    1. Планирование аудиторской проверки кредитов и займов.

В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г. Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (п. 10) в процессе планирования аудиторской проверки должна быть составлена и документально оформлена программа аудита – документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Планирование аудита –  один из важнейших процессов в  осуществлении аудиторской проверки.

Процесс планирования аудита включает:

▪ определение его стратегии  и тактики;

▪ составление общего плана  аудиторской проверки;

▪ разработку аудиторской  программы;

▪ определение конкретных аудиторских процедур;

▪ оценку объема аудиторской  проверки.

В соответствии со стандартом аудиторская организация или  индивидуальный аудитор должны планировать  аудит еще до написания письма-обязательства  и заключения договора с экономическим  субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.

Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без  разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения  времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного  аудита, предыдущего опыта аудиторской  работы на предприятии и знания деятельности клиента.

Затраты времени на планирование составляют 5-10 % от времени, затраченного на проверку, не являющуюся первой при  работе с данным клиентом. В случаях, когда аудиторская проверка проводится на предприятии данной аудиторской  фирмой впервые, затраченное время  на планирование может составить  до 20%. Основная причина этого заключается  в том, что планирование аудита должно базироваться на знании деятельности клиента, тщательном изучении ее особенностей и условий окружающей клиента  экономической среды. В ходе реализации программы аудиторской проверки формируются и отражаются в рабочих документах аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства в соответствии с Федеральным  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности (далее ФСА) № 5 «Аудиторские доказательства» могут быть получены путем применения аудиторских процедур двух типов:

▪ тестов средств внутреннего  контроля;

▪ аудиторских процедур по существу или, иначе, аудиторских  процедур проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

Аудиторские доказательства должны удовлетворять двум требованиям  – достаточности аудиторских  доказательств для обоснованных выводов и надлежащему характеру собранных аудиторских доказательств.

Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств.

Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств. Именно эта характеристика определяет совпадение полученного аудиторского доказательства с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность.

Информация о работе Аудиторская проверка учета кредитов и займов